Развитие
диалогической речи у младших школьников
Евсеев
И.Н.
Филиал ФГБОУ ВПО «ТГУ» в г. Ишиме
Сегодня
уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные
навыки (или универсальные учебные действия (УУД), ключевые компетентности),
среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных
коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в
диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее,
принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется
большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве своем
не обладают перечисленными умениями.
Диалогическая
речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка.
Ученые-лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового
общения.
Овладение
связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей с
ОНР. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми,
необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения,
активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Её
успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения,
семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной
активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе
целенаправленного речевого воспитания.
В
дошкольном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом в
основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. С началом
обучения в школе развитие речи ребёнка обуславливается двумя особенностями:
во-первых, язык и система его средств становятся предметом специального
обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование
монолога как основной её формы. На этом этапе требования к формам речи вообще к
диалогу всё повышается. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем
строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов
происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует
сложных умений:
1.
слушать и правильно понимать мысль,
выражаемую собеседником;
2.
формулировать в ответ собственное
суждение, правильно выражать его средствами языка;
3.
менять вслед за мыслями собеседника тему
речевого взаимодействия;
4.
поддерживать определенный эмоциональный
тон;
5.
следить за правильностью языковой формы, в
которую облекают мысли;
6.
слушать свою речь, вносить соответствующие
изменения и поправки.
Говоря
о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило,
ориентированы на педагога ("эффект подсолнуха", по Г.А. Цукерман).
Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на
уроке они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является
авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: "Скажите
МНЕ…", "Все глазки на МЕНЯ…"; следствие этого – детские фразы:
"А ОН сказал…". Стоит только исключить педагогу из своей речи глаголы
в прошедшем времени: "ВстаЛИ…", "ДостаЛИ учебники…" и
отражать в словах факт своего сопричастия к учению, совместного сотрудничества:
"ОткроЕМ тетради… ЗапишЕМ число…", как мы обнаружим, что стали ближе
детям, а значит, по-настоящему диалогичнее.
Изменив
привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к
ребенку, как к чистому листу бумаги, вы сможете организовать такую деятельность
детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и
навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность,
которой так недостает нашим ученикам, а также способность к успешной
социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.