Главная / Классному руководителю / 5. Статья на тему "Работа с родителями в рамках организации исследовательской деятельности младщего школьника" (из опыта работы)

5. Статья на тему "Работа с родителями в рамках организации исследовательской деятельности младщего школьника" (из опыта работы)

Сухаревская Ж.А., учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР МОУ СОШ №93 г.Волгограда


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

(из опыта работы)


Организация работы с родителями всегда вызывает определённые трудности, особенно в первом классе, когда учитель и родители должны совместными усилиями вывести первоклассника на новый уровень, учитывая тот факт, что ребёнок оказывается в этот период в совершенно новых для него, непривычных условиях, часто среди незнакомых людей.

опыт работы прошлых лет позволил мне по-новому построить работу с родителями данного набора. Особенностью является уже то, что я работаю по системе общего развития академика Л.В.Занкова. На первом собрании, которое проводилось в мае, я познакомила родителей с примерным планом работы на новый учебный год. Частью этой работы была организация исследовательской деятельности первоклассников. Прежде всего, я представила родителям результаты работы районного научного общества учеников-занковцев «Я познаю мир», в частности, моих учеников прошлых лет. Кратко изложила суть направлений, по которым могли быть организованы исследования. Это было неожиданно для родителей, но они поддержали меня. Было принято решение: в летний период подготовить необходимый материал для детей.

Организация работы с родителями на раннем этапе, когда классный коллектив ещё не сформирован, когда я как учитель большей частью знакома с детьми лишь заочно по их личным делам и анкетам родителей, имела положительные результаты.

Совмещая работу классного руководителя и заместителя директора, курирующего организацию образовательного процесса в начальной школе, мне приходится общаться с родителями и их детьми, решая вопросы разного рода. Ситуации бывают разные: одни родители идут на контакт, с другими бывает очень трудно найти взаимопонимание. Я же хочу остановиться на одной из форм работы с родителями, которая тесно взаимосвязана с организацией деятельности младших школьников.

Вызывает тревогу нежелание части старшего поколения (проявляющееся в последнее время особо остро), а точнее, молодых родителей в возрасте 25-30 лет, заниматься воспитанием своих детей. В частности, в своей практике работы с детьми младшего школьного возраста я столкнулась с различными фактами отношения детей к своим родителям, бабушкам и дедушкам, другим близким родственникам: от благоговения с непререкаемым выполнением любых требований до крайне неуважительного. Это проявлялось в элементарном: знание или незнание их имён, места жительства, иных биографических данных. Кто же, если не родители, должны, в первую очередь, заботиться о формировании у своих детей понятий семейной этики, взаимного уважения членов семьи друг к другу, включая представителей старшего поколения? Можно было бы озвучить несколько «образчиков» таких семейных отношений и «традиций», когда дети не только не знакомы с историей своей семьи, но даже не знают имён близких родственников, бабушек и дедушек, - это не изменит положение вещей: начинать нужно с позиции родителей, которую они занимают в данной ситуации.

Именно в таких условиях учитель вынужден, вопреки нежеланию семьи, скорее «условному» желанию, брать на себя всю ответственность за воспитание будущего семьянина, свято относящегося к своей семье, её ценностям и традициям; патриота, знающего историю своей семьи, Родины, осознающего необходимость сохранить и преумножить их богатства и славу.

На мой взгляд, частичное решение возникшей проблемы возможно посредством организованной учебной исследовательской деятельности обучающихся в сотрудничестве с родителями детей, их бабушками и дедушками. Так, в нашем районе успешно работает научное общество учеников-занковцев «Я познаю мир», в рамках которого ребята занимаются проектной и исследовательской деятельностью по нескольким направлениям. На ежегодном районном конкурсе исследовательских и творческих проектов обучающиеся 1-4 классов презентуют свои работы компетентному жюри и участникам конкурса. Работы оцениваются по нескольким критериям, определяются победители и призёры конкурса в каждой номинации.

Обдумывая тему исследования, с которой могли бы справиться первоклассники, я решила сосредоточить их внимание на том, что могло бы заинтересовать детей именно сейчас, когда они перешагнули порог школы, первого класса. Большинство детей класса к началу учебного года могли читать, считать, печатать и писать элементы букв. Значит, самым важным и, действительно, новым видом деятельности для них должно было стать обучение навыкам письма.

На начальном этапе (в первом классе) я определила следующие цели организации исследовательской деятельности:

  • показать возможности коллективного исследования в расширении знаний и умений обучающихся;

  • познакомить учеников с методами исследования;

  • выработать у обучающихся первичные навыки исследования;

  • расширить знания учеников об истории письма и письменных принадлежностей.

Следует отметить необходимость соблюдения этапов исследовательской деятельности, поэтому я постаралась скорректировать работу детей по данному алгоритму:

  • выбор предмета исследования;

  • планирование деятельности, определение направлений деятельности;

  • сбор информации, поиск экспонатов;

  • обмен информацией, эксперименты;

  • обобщение полученной информации;

  • защита работы на районном конкурсе проектов и исследовательских работ научного общества учеников-занковцев «Я познаю мир»;

  • анализ работы, использование результатов исследования в дальнейшей работе.

С первого урока письма я постаралась обратить внимание детей на то, что существует история развития письменности, известны различные инструменты для письма и способы письма. Особый интерес вызвал у детей рисунок с изображением перьев (гусиного и металлического), предложенный в тетради по письму (Н.В.Нечаева, Н.К.Булычёва. Тетрадь по письму №1. Издательский дом Фёдоров, Издательство «Учебная литература», 2008). Дети определили, что эти предметы служили инструментами для письма, но сейчас уже не используются. К сожалению, никто из первоклассников не смог сообщить какую-либо дополнительную информацию об этих предметах. Двое ребят вспомнили, что видели дома такие ручки, а гусиные перья – в деревне.

Отметив удивление и заинтересованность детей, я предложила им провести исследование и попытаться найти ответы на возникшие вопросы. Совместно мы определили круг интересующих вопросов: Как и чем писали в прошлом? Где в настоящее время можно найти перьевые ручки? Как писали гусиным пером и перьевой ручкой? На чём можно писать, кроме известной нам бумаги? и ряд других вопросов.

Учитывая разнообразие возникших вопросов, мы определили направления нашей работы:

  • история письменности;

  • история письменных принадлежностей;

  • современные прописи;

  • поиск экспонатов (ручки, тетради, фотографии);

  • стихи и рассказы, картины и рисунки.

Естественно, что мы не смогли сразу ответить на все вопросы. В процессе поиска необходимой информации мы ознакомились с методами исследования, но использовали только те, которые подходили к данной работе: «подумай сам», «метод наблюдения», «эксперимент», «спросить у другого человека», «найти информацию в книгах», «посмотреть фильм или познавательную передачу», «изучить документы», «получить информацию с помощью компьютера».

Следует отметить, что значительную помощь и поддержку первоклассникам оказали родители и близкие родственники, которые начали подготовку к данной работе ещё летом: были найдены перьевые ручки, прописи 50-х, 80-х годов, иные документы из семейных архивов. Дети проинтервьюировали бабушек и дедушек: когда и как они ходили в школу, чем и на чём учились писать. Мы узнали, что раньше первоклассники писали на отдельных листах бумаги или в тетрадях сначала простыми карандашами, а потом чернилами с помощью перьевых ручек. Для чернил использовались чернильницы-«непроливайки». С трепетом дети рассматривали семейные реликвии – письма военных лет, написанные чернилами на тетрадных листах фиолетового цвета. Особый интерес у ребят вызвали прописи, которым более 50 лет. Мы провели эксперимент: дети писали чернилами перьевыми ручками и гусиным пером, палочками на песке и пластинах из воска, оказалось, что это очень интересно и трудно одновременно.

Родители помогли детям найти интересную информацию об истории письма и инструментов для письма в детских энциклопедиях и в Интернете. Было найдено много рисунков и репродукций портретов известных людей, стихов и рассказов, содержание которых связано с темой нашего исследования. Учебники УМК системы общего развития академика Л.В.Занкова и традиционной системы обучения «Школа России» и «Школа 2100» помогли узнать о способах передачи информации различными способами, о «первоучителях словенских», о «красной строке», о том, как можно писать без букв и много нового и полезного о разных «загадках письма».

Собранный материал поместили в папку, объём которой оказался довольно внушительным.

В результате проделанной работе мы пришли к выводу, что многовековая история письма таит в себе интересные тайны: в разные времена были свои способы письма, письменные принадлежности, материалы для письма. Школьные прописи разных лет, найденные в семейных архивах, несут в себе очень важную информацию, которая помогла нам оценить наши умения писать правильно и красиво. Записи, которым много лет, в том числе и военные письма, - это исторические документы.

К моменту презентации работы на конкурсе родились стихи, которые полно представили содержание проведённого первоклассниками исследования. Представленная на районный конкурс работа была высоко оценена жюри и заняла 1 место в номинации «Науки об искусстве».

Презентация исследовательской работы «Загадки письма» состояла из ряда слайдов, комментарии к которым озвучивались первоклассниками в стихотворной форме.

Мы не могли не поделиться своей победой с самыми дорогими нам людьми, нашими родителями, бабушками и дедушками. На празднике, посвящённом окончанию первого класса, мы презентовали наше исследование: взрослые были приятно удивлены, а главное, они смогли оценить не только работу своих детей, но увидеть результат своего участия в данной работе. Ребята на протяжении нескольких месяцев имели возможность по-новому взглянуть на близких людей. Оказалось, что мамы и бабушки, папы и дедушки могут не только проверять уроки, они – интересные собеседники, много знают и делятся этими знаниями со своими детьми, берегут семейные реликвии и традиции, хотят передать всё это своим детям и внукам.

В заключение можно сделать вывод, что организованная совместная деятельность детей, родителей и учителя – это интересная, плодотворная, результативная работа, которая позволяет вывести отношения ребёнок – родители – учитель на совершенно новый уровень.

5


5. Статья на тему "Работа с родителями в рамках организации исследовательской деятельности младщего школьника" (из опыта работы)
  • Классному руководителю
Описание:

 

     В  статье представлен опыт работы с родителями первоклассников в рамках организации исследовательской деятельности младших школьников. 

     Организация работы с родителями всегда вызывает определённые трудности, особенно в первом классе, когда учитель и родители должны совместными усилиями вывести первоклассника на новый уровень, учитывая тот факт, что ребёнок оказывается в этот период в совершенно новых для него, непривычных условиях, часто среди незнакомых людей.

     В статье описано, какие формы работы использовались, в какой степени активности было организовано участие родителей (оказание помощи), этапы исследования, его результативность.

Автор Сухаревская Жанна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 360
Номер материала 28280
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓