Главная / Начальные классы / Статья на тему "Психолого-педагогические условия сопровождения одарённых детей в начальной школе".

Статья на тему "Психолого-педагогические условия сопровождения одарённых детей в начальной школе".

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования



Итоговая работа

«Психолого-педагогические условия

сопровождения одарённых детей в начальной школе»


на курсах повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

ИБ-1: 08.09 – 12. 09. 2014 г.

ИБ-2: 22. 09 – 26. 09 2014 г.







Выполнила:

Харитонова Людмила Ивановна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 8

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель

Самарской области




2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Вводная часть ................................................................................................. 3

II. Основная часть

2.1. Общая характеристика одаренности……………………………………....5

2.2. Диагностический инструментарий выявления одаренных детей……………………………………… .............................................……….7

2.3. Особенности организации психолого-педагогического

сопровождения одарённых детей............................ ........................ ……….....9

2.4. Система педагогической деятельности по сопровождению

одаренных детей…….............................................................................……....11

III. Заключение……………………………………………………………..…...14

I V. Информационные источники......................................................................15


I. Вводная часть.

Актуальность. 
В свете Концепции модернизации российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Противоречия:

  • между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;

  • между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Проблема.

 Отсутствие системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе, методического сопровождения и диагностики по выявлению одарённых детей.

Цель: выявление условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в начальной школе.

Задачи.

  • Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей.

  • Выявить условия, позволяющие организовать систему работы с младшими школьниками, требующими особого маршрута сопровождения;

  • Повысить собственную грамотность и грамотность родителей в вопросах обучения и воспитания талантливых детей.

Предполагаемые результаты

  1. Повышение уровня мотивации учения младших школьников и степени удовлетворённости образовательным процессом обучающимися и их родителями (законными представителями);

2. Повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

3. Положительная динамика процента участия школьников в конкурсах,

олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня.



II. Основная часть

2.1. Общая характеристика одарённости

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:

  • учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);

  • учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей; одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.

Творческие способности у детей сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становиться проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремление к исследовательской творческой активности.

2.2. Диагностический инструментарий выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

К методам выявления одаренных детей относятся:

  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

При выявлении одаренных детей, несомненно, необходимо использовать весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперементально-формирующий метод, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, метод экспертной оценки и пр.

При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом его индивидуальности.

Например, использование шкалы Рензулли-Хартмана для оценки психологической характеристики одаренных учащихся: интеллектуальные умения, мотивация, креативность.

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т.п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.

За основу выявления одарённых детей, мною были взяты: «Методика определения склонностей и способностей» Александра Савенкова (Приложение 1) и педагогическое наблюдение, которые направлены на выявление следующих типов одарённости:


Тип одарённости

Особенности

Проблемы

1

Академичес-кий

Высокие способности именно к обучению


2

Интеллек-туальный

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим школьникам с легкостью усваивать изучаемое, однако их различное отношение к школьным дисциплинам приводит к тому, что по одним предметам они успевают блестяще, а по другим — нет.

Локальная интеллектуальная одаренность свойственная детям, добивающимся больших успехов в отдельной специализации (гу-

манитарной или матема-

тической, например).

Дисхрония.


3

Художест-венный

Ученики проявляют высокие способности к творчеству, будь то музыка, поэзия, живопись, актерское мастерство

Но не всегда проявляет

интерес.

Дисграфия

4

Креативный

Ребенок – наделенный необычным взглядом на мир. Нестандартность мышления – дар, который необходимо сберечь. В каждом из этих «трудных» детей дремлет гениальный креатор, копирайтер, модельер, изобретатель, ученый. Именно такому ребенку под силу выполнить задания, требующие максимальной независимости: разработать проект, осуществить самостоятельно.

Наблюдаются большие

проблемы с учебой,

поскольку школьная

программа не позволяет

им проявить себя.

5

Лидерская одаренность

Высокими организаторскими способностями. Этот тип одаренности мало связан со школьной учебой.

Имеет низкую мотива-

цию к учебе

6

Спортивная одаренность

Высокие способности к различным видам спорта


Но мы можем обнаружить лишь явную одарённость. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу "неперспективных” и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в "гадком утенке” никто не видит будущего "прекрасного лебедя”, хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие "неперспективные дети” добивались высочайших результатов.

2.3. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Я солидарна с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Качества, необходимые для личностной самореализации нужно развивать в комплексе.

Качества:

  • творческое мышление;

  • инициативность;

  • способность к обоснованному риску;

  • уверенность в себе;

  • адекватную самооценку;

  • умение сотрудничать с партнерами;

  • мотивацию достижения;

  • высокую работоспособность.

  • Для развития дивергентного, творческого мышления одаренные дети активно вовлекаются в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков «Юным умникам и умницам», «Кукольный театр «Рукавичка», «Познай себя», «Подвижные игры», дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.

  • Психологическое сопровождение 1-го года обучения предполагает измерение выраженности и структуры образной креативности ребенка перед началом курса развития творческого мышления и после его окончания. Психологическое сопровождение 2-го и последующих лет обучения предполагает дальнейшие психологические измерения выраженности и структуры творческого мышления детей по окончанию каждого года обучения. Подобный подход позволяет отследить динамику индивидуального развития каждого ребенка, выделить тенденции в классе, анализировать эффективность педагогических воздействий и конкретизировать методику обучения.

  • Одним из способов формирования мотивации достижения является работа ребенка с портфолио. Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио дает возможность ученикам учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой и т.д.) и является важнейшим элементом в практике личностно-ориентированного подхода к образованию.

Система портфолио помогает ученику, родителям и преподавателям правильно выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на третьей ступени обучения.

  • Существенным направлением психолого-педагогического сопровождения является психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т.е. выработка такого качества, как адаптивность.

  • Работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

2.4. Система педагогической деятельности

по сопровождению одаренных детей

Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе должна включать в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.

Диагностические методы:

наблюдение;

беседы;

измерения выраженности и структуры креативности;

измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;

измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта)

измерение выраженности и структуры обучаемости;

измерение выраженности и структуры обученности;

Анкета способностей ребенка (для родителей);

Социометрические исследования;

характерологические опросники (соответственно возрасту);

оценка коммуникативных навыков;

изучение профессионального развития личности педагога;

Итог диагностического этапа:

-создание индивидуальных карт школьника;

-создание информационной базы данных одаренных детей;

-аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

Виды деятельности:

индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований;

обновление информационной базы данных одаренных детей;

психолого-педагогические семинары;

родительские собрания.

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.

Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.


III. Заключение

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы должно представлять собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что условия психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении приведут к эффективным результатам в том случае, если:

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

  • структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

IV. Информационные источники.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

2. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.

3. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.

4. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.

5. Информационный сайт: http://nachalnya-shkola.blogspot.ru


Приложение 1.

Анкета № 1

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- хорошо поет;

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

- любит музыкальные записи;

- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку

- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи;

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль;

- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет

главное, наиболее характерное;

-  выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что

обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии

событий, о которых рассказывает;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

- интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

увлечением рассказывает

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

-  любит игры-драматизации.

5. В сфере технической одаренности:

-   интересуется механизмами и машинами;

-   может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);

- быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

- инициативен в общении со сверстниками;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

- легко общается с детьми и взрослыми;

-улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

- часто руководит играми и занятиями других детей;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

-  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

-  обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

- физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

-  гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.







Статья на тему "Психолого-педагогические условия сопровождения одарённых детей в начальной школе".
  • Начальные классы
Описание:

Данная статья выполнена в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации по именному образовательному чеку в 2014 году. Цель работы: выявление условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в начальной школе.Основные вопросы, предложенные к  рассмотрению: общая характеристика одаренности, диагностический инструментарий выявления одаренных детей, особенности организации психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, система педагогической деятельности по  сопровождению  одаренных детей.

 

Автор Харитонова Людмила Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1020
Номер материала 38490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓