Главная / Математика / Статья на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ «ДВУПОЛУШАРНОГО ПОДХОДА» В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ «ДВУПОЛУШАРНОГО ПОДХОДА» В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Яковлева А.И.

Алтайский краевой педагогический лицей

ПРИМЕНЕНИЕ «ДВУПОЛУШАРНОГО ПОДХОДА» В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из инновационных направлений в педагогике на данном этапе развития науки является применение адаптивной технологии, основывающаяся на «двуполушарном» подходе в обучении.

Очевидно, что лишь одновременная работа обоих полушарий, объединение механизмов образного и абстрактного мышления обеспечивают всесторонний, конкретный и теоретический охват явлений внешнего мира.

Как показывает практика, обучение в школе носит традиционный левополушарный характер: замена освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических, повышение уровня абстрактности изложения учебного материала, редкое использование наглядных, образных, эмоциональных методов в обучении. [1] (Безуглова И.Ю, 2-3 )

Несколько лет назад педагоги-новаторы О.Л. Соболева и В.В. Агафонов начали использовать в работе данные технологии. Сегодня исследования показывают, что данная методика состоялась. Были получены выдающиеся результаты в плане развития речи и мышления.

Благодаря двуполушарному подходу в обучении обеспечивается так называемый эффект «объемного видения»: каждая тема, каждое понятие оказывается в точке пересечения двух «лучей» логического и образного. Логическая основа усиливается за счет алгоритмизации центральных тем и употребления в ряде случаев вместо текста теоретического содержания четких схематических изображений. Кроме того, собственно теоретические высказывания оформляются предельно лаконично в границах, не превышающих двух-трех строчек, в соответствии с особенностями восприятия детей. Ассоциативная работа осуществляется по трем основным направлениям:

    1. непосредственное восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;

    2. осознанное «разгадывание» ассоциаций автора учебника, художника и учителя;

    3. создание собственных ассоциаций в изучаемой области;

    4. создание собственных ассоциаций, объединяющих изучаемую область и экстралингвистическую реальность. [2, c. 3-4]

Опора на принцип доступности и законы психологии восприятия дает возможность существенно расширить объем программного материала по сравнению с обязательным минимумом. Тем не менее в  настоящую программу заложена идея вариативности обучения: предполагается, что она предназначена для школ любого типа и что по ней могут обучаться классы с разным уровнем подготовленности детей. Работая по этой программе, учебный материал можно использовать с разной степенью интеллектуальной нагрузки. Таким образом, учитель сам определяет основной и факультативный компоненты в настоящей программе и в каждом конкретном классе выбирает, на каком уровне «установить планку», в какой именно степени расширить обязательный минимум и в каком темпе осуществлять «опережение».

В данной технологии фантазия ребенка рассматривается как наиболее мощный фактор, способный стать толчком для речевого развития.

Требования, предъявляемые данной программой к ученику, не предполагают дословного воспроизведения формулировок правил. Зато предполагается проникновение в их смысл, умение передать этот смысл своими словами и применять правила на практике. Для каждого правила предлагается свой способ представления. Каждое правило таким образом, индивидуализировано и потому быстро и прочно запоминается. Кроме того, орфографические смыслы выражаются не один раз, а многократно: через один или несколько рисунков, опорные схемы, стихотворные строчки и т.д., что также способствует прочности усвоения (ключевые слова, ключевые образы).

Важно, чтобы ребенок умел пользоваться разными способами и чувствовал себя уверенно на любом из путей, но при этом научился бы понимать себя и использовать это понимание для преодоления трудностей в учении, гарантируя себе тем самым ситуацию успеха.

Обеспечивается наличие трех параллельных потоков информации, обращенных соответственно к визуалам, аудиалам и кинестетикам.

Ассоциативный подход предопределил такую психологическую и дидактическую особенность обучения, как частичная реализация принципа добровольности учебного действия (характер формулировок в заданиях, большое количество факультативных заданий).

При использовании данной технологии реализуется принцип альтернативности в обучении (альтернативные задания, альтернативные грамматические алгоритмы).

Осуществление принципов добровольности и альтернативности учебного действия, помимо коррекции мотивации учения и развития определенных мыслительных и психоэмоциональных структур, в качестве дополнительного, но очень важного эффекта дает существенное повышение порога утомляемости детей и оказывает положительное влияние на состояние их здоровья, и нервной системы, в частности.

Последовательное осуществление такого подхода ведет к принципиальной коррекции мотивации учения: стержнеобразующим становится непосредственный интерес к объекту обучения в каждый данный момент.

Принцип сюжетности в построении учебного материала обеспечивает акцент на внутритематических и межтематических связях.

Персонификация носителей информации в учебниках обусловливает эффект эмпатии (вживания в материал) и одновременно позволяет «озвучить» те вопросы, недоумения и противоречия, которые ученик пока не может сформулировать сам.

На первый план выдвигается принцип сочетания научного содержания с предельной доступностью формы, максимально адаптированной к особенностям мышления и восприятия младших школьников.

В определенном смысле можно говорить о том, что адаптивная методика, посредством которой реализуется данная программа, носит игровой характер. Однако она скорее и в большей степени предполагает не собственно игру, а все ту же эмпатию.  Кроме того, отличительной особенностью игрового подхода в рамках данной методики является отказ от принципа «поучились – поиграли»: игра (в широком смысле этого слова) становится непосредственной формой раскрытия самих научных понятий, природы языковых единиц и явлений.

Текстовое выражение учебной информации строится таким образом, чтобы эмоциональные каналы оставались открытыми на всем протяжении восприятия, а внимание было в значительной степени непроизвольным. С этой целью в специальные тексты, комментирующие собственно теоретические высказывания, через определенные промежутки включены слова с эмоциональными компонентами значений. Язык общения с учеником, в достаточной мере оснащенный терминологически, должен оставаться естественным, обеспечивающим эффект простоты без примитивности, и одновременно содержать яркие образы: работа с метафорическими текстами  активизирует важнейшие структуры мозга ребенка. Необходимо снять комплекс сложности учебной задачи - один из основных факторов, препятствующих успешному обучению. Речь идет о создании ощущения элементарности, прозрачности информации, лежащей в изучаемой области, - с целью гарантировать ребенку ситуацию успеха. Стимулировать познавательную деятельность, в том числе поисковую, должны не столько трудности и препятствия, сколько все тот же интерес к предмету и интенсивный рост познавательной потребности. Тогда стимулом к учению становится не азарт, а стремление к истине. В духовном отношении это гораздо ценнее.

В структуре программы и самого учебного материала обеспечивается преемственность информации: в каждой теме «протянуты ниточки» к понятиям, изученным ранее, и к понятиям, которые еще только будут изучаться: ведется работа на перспективу.

В структуре программы не заложена специальная ниша для повторения изученного в конце года. Повторение материала идет одновременно и параллельно с изучением нового материала, причем всякий раз осуществляется новым способом и в новой форме. Поэтому вычленение самостоятельного этапа повторения не является обязательным.

Подводя итоги, отметим, что данный подход имеет ряд особенностей, как физиологических, так и методических, без учета которых применение технологии весьма затруднительно.

Библиографический список

      1. Безуглова И.Ю. Двуполушарный подход к обучению детей. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/02/16/dvupolusharnyy-podkhod-k-obucheniyu-detey (дата обращения 09.11.2014)

      2. О.Л. Соболева и В.В. Агафонов. О главных особенностях программы и учебников [Электронный ресурс] http://www.metodika.ru/?id=37 (дата обращения 09.11.2014)

Статья на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ «ДВУПОЛУШАРНОГО ПОДХОДА» В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
  • Математика
Описание:

 

Одним из инновационных направлений в педагогике на данном этапе развития науки является применение адаптивной технологии, основывающаяся на «двуполушарном» подходе в обучении.

Очевидно, что лишь одновременная работа обоих полушарий, объединение механизмов образного и абстрактного мышления обеспечивают всесторонний, конкретный и теоретический охват явлений внешнего мира.

Как показывает практика, обучение в школе носит традиционный левополушарный характер: замена освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических, повышение уровня абстрактности изложения учебного материала, редкое использование наглядных, образных, эмоциональных методов в обучении.

Несколько лет назад педагоги-новаторы О.Л. Соболева и В.В. Агафонов начали использовать в работе данные технологии. Сегодня исследования показывают, что данная методика состоялась. Были получены выдающиеся результаты в плане развития речи и мышления.

Автор Яковлева Анастасия Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 408
Номер материала 53293
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓