Яковлева
А.И.
Алтайский
краевой педагогический
лицей
ПРИМЕНЕНИЕ
«ДВУПОЛУШАРНОГО
ПОДХОДА»
В
ОБУЧЕНИИ
В
УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Одним
из инновационных направлений в педагогике на данном этапе развития науки
является применение адаптивной технологии, основывающаяся на «двуполушарном»
подходе в обучении.
Очевидно,
что лишь одновременная работа обоих полушарий, объединение механизмов образного
и абстрактного мышления обеспечивают всесторонний, конкретный и теоретический
охват явлений внешнего мира.
Как показывает практика, обучение в
школе носит традиционный левополушарный характер: замена освоения учащимися
практических навыков накоплением теоретических, повышение уровня абстрактности
изложения учебного материала, редкое использование наглядных, образных,
эмоциональных методов в обучении. [1] (Безуглова И.Ю,
2-3 )
Несколько лет назад педагоги-новаторы
О.Л. Соболева и В.В. Агафонов начали использовать в работе данные технологии.
Сегодня исследования показывают, что данная методика состоялась. Были получены
выдающиеся результаты в плане развития речи и мышления.
Благодаря двуполушарному
подходу
в
обучении
обеспечивается
так
называемый
эффект
«объемного
видения»:
каждая
тема,
каждое
понятие
оказывается
в
точке
пересечения
двух
«лучей» –
логического
и
образного.
Логическая
основа
усиливается
за
счет
алгоритмизации
центральных
тем
и
употребления
в
ряде
случаев
вместо
текста
теоретического
содержания
четких
схематических
изображений.
Кроме
того,
собственно
теоретические
высказывания
оформляются
предельно
лаконично –
в
границах,
не
превышающих
двух-трех
строчек, –
в
соответствии
с
особенностями
восприятия
детей.
Ассоциативная работа
осуществляется
по
трем
основным
направлениям:
1.
непосредственное восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;
2.
осознанное «разгадывание» ассоциаций автора учебника, художника и учителя;
3.
создание собственных ассоциаций в изучаемой области;
4.
создание собственных ассоциаций, объединяющих изучаемую область и экстралингвистическую реальность. [2, c. 3-4]
Опора на принцип доступности и законы
психологии восприятия дает возможность существенно расширить объем программного материала по сравнению с обязательным минимумом. Тем не менее в настоящую программу заложена идея вариативности обучения: предполагается, что она предназначена для школ любого типа и что по ней могут обучаться классы с разным уровнем подготовленности детей. Работая по этой программе, учебный материал можно использовать с разной степенью интеллектуальной нагрузки. Таким образом, учитель сам определяет основной и факультативный компоненты в настоящей программе и в каждом конкретном классе выбирает, на каком уровне «установить планку», в какой именно степени расширить обязательный минимум и в каком темпе осуществлять «опережение».
В данной
технологии фантазия ребенка рассматривается как наиболее мощный фактор, способный стать толчком для речевого развития.
Требования, предъявляемые данной программой к ученику, не предполагают дословного воспроизведения формулировок правил. Зато предполагается проникновение в их смысл, умение передать этот смысл своими словами и применять правила на практике. Для каждого правила предлагается свой способ представления. Каждое правило таким образом, индивидуализировано и потому
быстро и прочно запоминается. Кроме того, орфографические смыслы выражаются не один раз, а многократно: через один или несколько рисунков, опорные схемы, стихотворные строчки и т.д., что также способствует прочности усвоения (ключевые слова, ключевые образы).
Важно, чтобы ребенок умел пользоваться разными способами и чувствовал себя уверенно на любом из путей, но при этом научился бы понимать себя и использовать это понимание для преодоления трудностей в учении, гарантируя себе тем
самым ситуацию успеха.
Обеспечивается наличие трех параллельных потоков информации, обращенных соответственно к визуалам, аудиалам и кинестетикам.
Ассоциативный подход предопределил такую психологическую и дидактическую особенность обучения, как частичная реализация принципа добровольности учебного действия (характер формулировок в заданиях, большое количество факультативных заданий).
При
использовании данной технологии реализуется принцип альтернативности в обучении (альтернативные задания, альтернативные грамматические алгоритмы).
Осуществление принципов добровольности и альтернативности учебного действия, помимо коррекции мотивации учения и
развития определенных мыслительных и психоэмоциональных структур, в качестве дополнительного, но очень
важного эффекта дает существенное повышение порога утомляемости детей и оказывает положительное влияние на состояние их здоровья, и нервной системы, в частности.
Последовательное осуществление такого подхода ведет к принципиальной коррекции мотивации учения: стержнеобразующим становится непосредственный интерес к объекту обучения в каждый данный момент.
Принцип сюжетности в построении учебного материала обеспечивает акцент на внутритематических и межтематических связях.
Персонификация носителей информации в учебниках обусловливает эффект эмпатии (вживания в материал) и одновременно позволяет «озвучить» те вопросы, недоумения и противоречия, которые ученик пока не может сформулировать сам.
На первый план выдвигается принцип сочетания научного содержания с предельной доступностью формы, максимально адаптированной к особенностям мышления и восприятия младших школьников.
В определенном смысле можно говорить о том, что адаптивная методика, посредством которой реализуется данная программа, носит игровой характер. Однако она скорее и в большей степени предполагает не собственно игру, а все ту же эмпатию. Кроме того, отличительной особенностью игрового подхода в рамках
данной методики является отказ от
принципа «поучились – поиграли»: игра (в широком смысле этого слова) становится непосредственной формой раскрытия самих научных понятий, природы языковых единиц и явлений.
Текстовое выражение учебной информации строится таким образом, чтобы эмоциональные каналы оставались открытыми на всем протяжении восприятия, а внимание было в значительной степени непроизвольным. С этой целью в специальные тексты, комментирующие собственно теоретические высказывания, через определенные промежутки включены слова с эмоциональными компонентами значений. Язык общения с учеником, в достаточной мере оснащенный терминологически, должен оставаться естественным, обеспечивающим эффект простоты без примитивности, и одновременно содержать яркие образы: работа с метафорическими текстами активизирует важнейшие структуры мозга ребенка. Необходимо снять комплекс сложности учебной задачи - один из основных факторов, препятствующих успешному обучению. Речь идет о создании ощущения элементарности, прозрачности информации, лежащей в изучаемой области, - с целью гарантировать ребенку ситуацию успеха. Стимулировать познавательную деятельность, в том числе поисковую, должны не столько трудности и препятствия, сколько все тот же интерес к предмету и интенсивный рост познавательной потребности. Тогда стимулом к учению становится не азарт, а стремление к истине. В духовном отношении это гораздо ценнее.
В структуре программы и самого учебного материала обеспечивается преемственность информации: в каждой
теме «протянуты ниточки» к понятиям, изученным ранее, и
к понятиям, которые еще только будут изучаться: ведется работа на перспективу.
В структуре программы не заложена специальная ниша для повторения изученного в конце года. Повторение материала идет одновременно и параллельно с изучением нового материала, причем всякий раз осуществляется новым способом и в новой форме. Поэтому вычленение самостоятельного этапа повторения не является обязательным.
Подводя
итоги, отметим, что данный подход имеет ряд особенностей, как физиологических,
так и методических, без учета которых применение технологии весьма
затруднительно.
Библиографический
список
1.
Безуглова И.Ю.
Двуполушарный подход к обучению детей. [Электронный ресурс]
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/02/16/dvupolusharnyy-podkhod-k-obucheniyu-detey
(дата обращения 09.11.2014)
2.
О.Л. Соболева и В.В. Агафонов. О главных особенностях
программы и учебников [Электронный ресурс] http://www.metodika.ru/?id=37 (дата обращения 09.11.2014)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.