Главная / Химия / Статья на тему "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"

Статья на тему "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"





Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС

Галимова Суфия Хатимовна, учитель химии МБОУ «СОШ с. Починок Кучук»

В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом. У значительной части нынешних учащихся существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль.Следствием информатизации всех сторон жизни стало увеличение продолжительности периода психологического созревания. Это подтверждено исследованием молодых людей методами компьютерной томографии головного мозга - окончательное созревание структур мозга наблюдается только в 21 год. Например, сегодня в отношении большей части детей, приступающих к изучению химии в 8 классе, вряд ли будет справедливым следующее утверждение: «Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека… для восьмиклассников характерно сознательное использование приемов запоминания». «Постперестроечные дети в своем подавляющем большинстве правополушарные».Учеными было проведено исследование типа мыслительной деятельности 100 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет .Было выявлено, что большинство детей по типу мыслительной деятельности правополушарные. Не случайно в современном школьном образовании многие дети выбирают гуманитарные профили обучения.Высокая доля правополушарных детей связана, на взгляд авторов эксперимента, с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого. В результате значительная часть детей испытывает затруднения при выполнении формально логических операций, быстро теряет интерес к предмету.

Положение усугубляется крайне высокими темпами обучения. Сравнивая современный базисный учебный план средней общеобразовательной школы и план двадцатипятилетней давности, приходит к неутешительным выводам .Время, «предназначенное для изучения химии, уменьшилось на 140 часов или 40%». Это означает, что на обучение химии сегодня выделяется столько же часов, сколько 25 лет назад отводилось на курс химии в неполной средней школе.В настоящее время интенсивность обучения химии возросла в 2–3 раза. В результате многие школьники сталкиваются со значительными трудностями при изучении химии.

В 2015-2016 учебном году новый стандарт придёт в основную школу. В связи с этим необходимо начинать подготовку к переходу на стандарты нового поколения.В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .

Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся .Деятельностныйподход меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик».

Возникают вопросы:

- Какой должна быть структура урока?

- Как его подготовить?

-Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет.

Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:

  • Проектная деятельность

  • Использование ИКТ

  • Личностно-деятельностный подход

  • Портфолио достижений

  • Здоровьесберегающие технологии

В последнее время я все больше внимания уделяю применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. Возникла проблема: как при малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок.По моему одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектная деятельность.

Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, каким является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитиеобластях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией.  На учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь,   формируется творческое мышление учащихся, развивается способность находить нестандартные решения проблемных  вопросов, ребята учатся   работать с информацией.

   Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся  способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса. Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников.

Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Ребята представляют результаты исследований на уроках, успешно выступают в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться .По моему, именно эти направления в методике преподавания химии наиболее важные и нужные в условиях перехода на ФГОС .











(Слайд )Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться 

(Слайд )Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:

  • Проектная деятельность

  • Использование ИКТ

  • Личностно-деятельностный подход

  • Портфолио достижений

  • Здоровьесберегающие технологии

(Слайд)В последнее время я все больше внимания уделяю применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. По моему одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектная деятельность.

Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. На учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь,   формируется творческое мышление учащихся, развивается способность находить нестандартные решения проблемных  вопросов, ребята учатся   работать с информацией.

(Слайд )Растет количество творческих проектов учащихся по химии .

Уровень представления

Количество творческих работ

2011 – 2012

учебный год

2012-2013

учебный год

2013-2014

учебный год

Школьный

9

15

17

Муниципальный

2

3

5

Республиканский

2

3

5



   Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся  способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса.        На уроках химии в 8 классах мы разрабатываем в основном проекты-презентации, которые очень удобны в использовании на уроках при изучении новой темы или повторении.

(Слайд)Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников. Научно-практические конференции и участие в них старшеклассников являются важным элементом становления их личности. Процесс подготовки проекта позволяет увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти пути их рационального решения, самостоятельно приобретать необходимые знания на основе использования современных информационных технологий, вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения, выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать собственную точку зрения. На мой взгляд, участие в конференциях является одним из способов самоутверждения. Высокие результаты работы, увлеченность обучающихся идеей познания нового, что позволяет им совершенствовать и углублять свои знания, приобретать навыки исследовательской деятельности, способствует развитию интереса к предмету и использованию полученных знаний в выборе профессии.












Статья на тему "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"
  • Химия
Описание:

   В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом.  У значительной части нынешних учащихся существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль.Следствием информатизации всех сторон жизни стало увеличение продолжительности периода психологического созревания. Это подтверждено исследованием молодых людей методами компьютерной томографии головного мозга - окончательное созревание структур мозга наблюдается только в  21 год. Например, сегодня в отношении большей части детей, приступающих к изучению химии в 8 классе, вряд ли будет справедливым следующее утверждение: «Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека… для восьмиклассников характерно сознательное использование приемов запоминания».      «Постперестроечные дети в своем подавляющем большинстве правополушарные».Учеными было проведено исследование типа мыслительной деятельности 100 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет .Было выявлено, что большинство детей  по типу мыслительной деятельности правополушарные. Не случайно в современном школьном образовании  многие дети выбирают гуманитарные профили обучения.Высокая доля правополушарных детей связана, на взгляд авторов эксперимента, с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого. В результате значительная часть детей испытывает затруднения при выполнении формально логических операций, быстро теряет интерес к предмету.

Автор Галимова Суфия Хатимовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1201
Номер материала 34431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓