Особенности
преподавания химии в условиях перехода на ФГОС
Галимова
Суфия Хатимовна, учитель химии МБОУ «СОШ с. Починок Кучук»
В настоящее время подавляющая часть
учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от
тех, что обучались в недавнем прошлом. У значительной части нынешних учащихся
существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические
функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль.Следствием
информатизации всех сторон жизни стало увеличение продолжительности периода
психологического созревания. Это подтверждено исследованием молодых людей
методами компьютерной томографии головного мозга - окончательное созревание
структур мозга наблюдается только в 21 год. Например, сегодня в отношении
большей части детей, приступающих к изучению химии в 8 классе, вряд ли будет
справедливым следующее утверждение: «Примерно к четырнадцати годам у ребенка
формируется логика взрослого человека… для восьмиклассников характерно
сознательное использование приемов запоминания». «Постперестроечные
дети в своем подавляющем большинстве правополушарные».Учеными было проведено
исследование типа мыслительной деятельности 100 учащихся в возрасте от 13 до 17
лет .Было выявлено, что большинство детей по типу мыслительной деятельности
правополушарные. Не случайно в современном школьном образовании многие дети
выбирают гуманитарные профили обучения.Высокая доля правополушарных детей
связана, на взгляд авторов эксперимента, с воздействием новой информационной
среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные
процессы правого полушария, чем левого. В результате значительная часть детей
испытывает затруднения при выполнении формально логических операций, быстро
теряет интерес к предмету.
Положение
усугубляется крайне высокими темпами обучения. Сравнивая современный базисный
учебный план средней общеобразовательной школы и план двадцатипятилетней
давности, приходит к неутешительным выводам .Время, «предназначенное для
изучения химии, уменьшилось на 140 часов или 40%». Это означает, что на
обучение химии сегодня выделяется столько же часов, сколько 25 лет назад отводилось
на курс химии в неполной средней школе.В настоящее время интенсивность обучения
химии возросла в 2–3 раза. В результате многие школьники сталкиваются со
значительными трудностями при изучении химии.
В
2015-2016 учебном году новый стандарт придёт в основную школу. В связи с этим
необходимо начинать подготовку к переходу на стандарты нового поколения.В
основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся .
Это означает, что учебный процесс на
каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы –
до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности
обучающихся .Деятельностныйподход меняет саму систему взаимоотношений «учитель
– ученик».
Возникают
вопросы:
- Какой должна быть структура урока?
- Как его подготовить?
-Как добиться того, чтобы дети включились
в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет.
Анализ основных характеристик
инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические
методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:
·
Проектная
деятельность
·
Использование
ИКТ
·
Личностно-деятельностный
подход
·
Портфолио
достижений
·
Здоровьесберегающие
технологии
В
последнее время я все больше внимания уделяю применению технологий
проектирования в процессе преподавания химии. Возникла проблема: как при малом
количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе и огромном
интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным,
наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок.По
моему одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к
учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является
проектная деятельность.
Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу,
что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего
заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и
пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Ученики
очень восприимчивы к коллективным методам обучения, каким является проектное
обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой,
исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитиеобластях народного хозяйства, в быту, а также в решении
проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников
практической химией. На учебных проектах я учу
проектировать свою будущую жизнь, формируется творческое мышление
учащихся, развивается способность находить нестандартные
решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с
информацией.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный
способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и трудоёмкий.
Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять на старшей
ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса. Проектная
технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников.
Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в
том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их
познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания
о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Ребята
представляют результаты исследований на уроках, успешно выступают в
научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает
положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое
накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность
развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом
индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательский проект как элемент
научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную
составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в
педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся
позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться,
направлять его познавательную деятельность.
Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС
предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной
деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация
информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и
технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных
компетенций, позволит учителям учить
учащихся учиться .По моему, именно эти направления в
методике преподавания химии наиболее важные и нужные в условиях перехода на
ФГОС .
(Слайд )Преподавание химии в основной
школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в
образовательном процессе. Возрастает
роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах
урока. Организация информационно-образовательной среды
за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на
постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться
(Слайд )Анализ основных характеристик
инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические
методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:
·
Проектная
деятельность
·
Использование
ИКТ
·
Личностно-деятельностный
подход
·
Портфолио
достижений
·
Здоровьесберегающие
технологии
(Слайд)В
последнее время я все больше внимания уделяю применению технологий
проектирования в процессе преподавания химии. По моему одним из методов,
позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в
активизации познавательных процессов, является проектная деятельность.
Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу,
что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего
заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и
пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. На
учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь, формируется
творческое мышление учащихся, развивается способность находить нестандартные
решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с
информацией.
(Слайд
)Растет количество творческих проектов
учащихся по химии .
Уровень
представления
|
Количество
творческих работ
|
2011
– 2012
учебный
год
|
2012-2013
учебный
год
|
2013-2014
учебный
год
|
Школьный
|
9
|
15
|
17
|
Муниципальный
|
2
|
3
|
5
|
Республиканский
|
2
|
3
|
5
|
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее
эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и
трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять
на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса.
На уроках химии в 8 классах мы
разрабатываем в основном проекты-презентации, которые очень удобны в
использовании на уроках при изучении новой темы или повторении.
(Слайд)Проектная
технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников.
Научно-практические конференции и
участие в них старшеклассников являются важным элементом становления их
личности. Процесс подготовки проекта позволяет увидеть возникающие в
реальной действительности проблемы и найти пути их рационального решения,
самостоятельно приобретать необходимые знания на основе использования
современных информационных технологий, вырабатывать умения анализировать факты,
делать обобщения, выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать
собственную точку зрения. На мой взгляд, участие в конференциях является
одним из способов самоутверждения. Высокие результаты работы, увлеченность обучающихся
идеей познания нового, что позволяет им совершенствовать и углублять свои
знания, приобретать навыки исследовательской деятельности, способствует
развитию интереса к предмету и использованию полученных знаний в выборе
профессии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.