Главная / Классному руководителю / Статья на тему "Особенности переходного периода подростков"

Статья на тему "Особенности переходного периода подростков"

«Особенности переходного периода подростков»


Определение переходного возраста.

Это период перехода от детского состояния ко взрослому. Что такое взрослость? Это во-первых самостоятельность (свобода и независимость), а во-вторых ответственность за себя и умение брать на себя ответственность за других людей. Большинство детей взрослость ассоциируют со свободой. Они считают, что взрослый может делать то, что ему хочется. А кто же больше всего мешает этой свободе? Конечно родители, учителя, старшие братья и сестры может быть еще милиция. Это все свобода внешняя, которая зависит от множества обстоятельств. Мы едем на машине и она ломается. Только что были свободны, а сейчас уже нет. Вчера были здоровы, а сегодня заболели и все планы рухнули. Сегодня мы свободны в выборе занятий- например игровые автоматы, а через некоторое время становимся рабами этих игровых автоматов. Об этом мы еще поговорим. То есть внешняя свобода может привести к потере всякой свободы.


Возрастные рамки переходного возраста.

Для юношей составляет 14-25 лет, а у девушек 12-23 года. Девушки взрослеют на 2 года быстрее. Некоторые психологи утверждают, что современные молодые люди полностью взрослеют к 28-30 годам. То есть в этом возрасте они могут брать ответственность за других людей, например создать семью, семью полноценную не гражданский брак, который ни к чему не обязывает. Семью - главной целью которой будет деторождение.


Схема развития личности.

Русский психолог Ананьев разработал схему развития личности, разбив жизнь человека на 4 периода.

  1. 0-1 год. На ребенка влияют только биологические характеристики, 100% генотип. Формируется:

    • темперамент

    • левша, правша

    • конституция тела

    • природные задатки и склонности


Это все надо принять! Иначе приведет к деформации личности.


  1. 2-8 лет –влияют психологические характеристики, 50% -гены, 50% - внешняя среда. Формируется

  • характер

  • интеллект

  • воображение

  • речь

  • мышление

  • вhello_html_m51974c27.gifнимание некоторые

  • память развиваются всю жизнь

  • эмоции

  • творчество – развивается, если позволить ребенку делать, что он хочет –предоставлять больше свободы – не зря дети в этот период любят разбирать игрушки, конструктор, рисовать на обоях.

  • Формируется воля, мотив – устойчивые достижения, не поддаются коррекции (т.е. если мотив – удовольствие, трудно потом заставить работать! если все легко дается, без усилий, то воля не вырабатывается. Надо создавать ситуации, чтобы ребенок мог прилагать волевые усилия.)

Роль родителей: либо содействие, либо противодействие. Родители могут направлять развитие тех или иных качеств.


  1. 9-16 лет. Влияние социальных характеристик, 100% - внешняя среда.

Появляется патология: снижается работоспособность, иногда ребенок может только есть и спать, повышается давление, головные боли, становится навязчивой критика себя. В 13 лет - самый серьезный кризис. Дети различают только черное и белое - не принимают никаких компромиссов.

В этом возрасте формируются:

  • Жизненный опыт (больше нагружать, давать различные поручения)

  • Система ценностей (любовь, дружба, семья, богатство – что будет наиболее важным….)

  • Направления личности (эгоизм, альтруизм, созидание или разрушение, забирать или отдавать)

  • Умение общаться

  • Социальный статус (кем буду, выбор профессии)

  • Склонности и интересы (хобби)


  1. от 17 лет. Индивидуальные характеристики 100% - внутренняя среда.

Развивается:

  • Самооценка

  • Самореализация

  • Самосознание

  • Самостоятельность

Роль родителей здесь равна нулю!


Способы взаимодействия родителей и подростка.

Сегодня мы остановимся на возрастном периоде 13-15 лет – это возраст ваших детей. Началась пора взросления. Хочется быть самостоятельным, самому принимать решения. Хочется свободы. Они говорят: Я сам знаю, что мне надо; это не ваше дело, это мои проблемы. Авторитет родителей резко падает. Наибольшую значимость для подростков приобретают сверстники, их мнение для них очень важно. Они говорят: Все так одеваются, у всех есть, а у меня нет. Они хотят подражать тем сверстникам, которые им кажутся уже повзрослевшими: которые курят, выпивают, девушкам хочется косметики, красят волосы, делают пирсинг, татуировки, все чаще.хлопают дверями, закрываются у себя в комнате, обижаются. Такое их поведение закономерно. Они зачастую и сами себе не рады. Они испытывают множество стрессов от непонимания их родителями или учителями.

Стресс – это естественная реакция организма на изменения (как на позитивные так и на негативные). Но любой стресс истощает биологические ресурсы человека. Частые стрессы ведут к гипертонии, инфаркту и другим болезням. Также стресс порождает неврозы и затем депрессии – а это уже страшно, так как депрессия может заканчиваться психиатрической больницей или суицидом.

Такие страшные последствия могут при неблагоприятном воздействии внешней среды. Наша задача – задача взрослых - защитить своих детей, оказать максимально помощь в этот сложный возрастной период.

И только настоящая родительская любовь может уберечь вашего ребенка от страшных последствий. Конечно, легко любить ребенка послушного, спокойного, который хорошо учится, помогает в домашнем хозяйстве. И трудно принимать непослушание, грубость, уклонение от учебы и домашних дел. Но если мы – родители – их не принимаем, их примут в другом месте. Обогреют, приласкают, дадут сигарету, угостят пивом, а далее и наркотиком. И уж тогда несдобровать всей вашей семье.

Надо запастись большим терпением и тактом, быть предельно внимательным к своему взрослеющему ребенку. Необходимо объяснять ребенку, что взрослость – это свобода, но не свобода внешняя, а внутренняя.

Внешняя свобода – это внешние проявления взрослости, подчас не самые лучшие: закурить, попробовать алкоголь, приобрести сексуальный опыт. Но действительно ли это свобода.

Закурить – потом трудно бросить, ведь все курильщики понимают, что курение вредно для здоровья, но они просто не могут бросить.

Алкоголь в таком раннем возрасте замедляет творческие и мыслительные процессы, может привести к страшной болезни – алкоголизму.

Наркотик - это уже всем известно приводит к наркозависимости.

Таким образом, все эти внешние проявления свободы на самом деле приводит к зависимости. Ребенку надо это объяснять и показывать на собственном примере. Если мы говорим, что даже пиво вредно для детского организма, а сами при этом регулярно употребляем его – дети нам не поверят На самом деле внутренняя свобода – это умение отказаться от дурных предложений, умение сохранить свои принципы – не стать зависимым.! Девушкам надо чаще говорить о целомудрии, о последствиях добрачных половых связей, о грехе аборта – как детоубийстве. Девушки впервые влюбляются в этом возрасте, причем чаще всего во взрослого юношу или кажущегося взрослым. Все эти пробы взрослой жизни естественно трудно принимаются родителями. Проблема вечная – отцов и детей.

Очень важно сохранить с детьми доверительные отношения. Не допускать конфликтов, потом трудно из них выходить. Конфликты с подростками – явление привычное.

Итак, самое главное ваше оружие в отношениях с детьми – это ваша родительская любовь, терпение, мудрость, такт, понимание. Вспоминайте себя в этом возрасте или своих близких. Читайте литературу по психологии педагогике для родителей, только осторожно выбирайте авторов, лучше русских. Помните, что Ваш ребенок уникален, другого такого нет. Поэтому и нет общих рецептов. Какой подход выбрать к вашему ребенку – это подскажет вам ваше любящее сердце.

Статья на тему "Особенности переходного периода подростков"
  • Классному руководителю
Описание:

Это период перехода от детского состояния ко взрослому. Что такое взрослость? Это во-первых самостоятельность (свобода и независимость), а во-вторых ответственность за себя и умение брать на себя ответственность за других людей. Большинство детей взрослость ассоциируют со свободой. Они считают, что взрослый может делать то, что ему хочется. А кто же больше всего мешает этой свободе? Конечно родители, учителя, старшие братья и сестры может быть еще милиция. Это все свобода внешняя, которая зависит от множества обстоятельств. Мы едем на машине и она ломается. Только что были свободны, а сейчас уже нет. Вчера были здоровы, а сегодня заболели и все планы рухнули. Сегодня мы свободны в выборе занятий- например игровые автоматы, а через некоторое время становимся рабами этих игровых автоматов. Об этом мы еще поговорим. То есть внешняя свобода может привести к потере всякой свободы.

Автор Шилова Ольга Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 36339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓