Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья на тему "Организация работы с одарёнными детьми в деятельности учителя"

Статья на тему "Организация работы с одарёнными детьми в деятельности учителя"

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

 

 

 

 

 

Организация работы с одаренными детьми

в деятельности учителя

 

Номинация: Формы и методы работы с одаренными детьми

 

 

                                                     Выполнила работу: Маслова Светлана Николаевна,

                учитель биологии МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Междуреченский 2014

В настоящее время проблема выявления одаренных и талантливых детей актуальна. Это требуется, прежде всего, для развития современного общества. Для развития любого государства необходимы умные, творчески развитые личности. Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – необходимый элемент модернизации экономики России. Одним из направлений работы любого педагога является поддержка талантливых учащихся.[2] Поэтому одним из направлений работы любого педагога является поддержка талантливых учащихся. Выявление, обучение и воспитание таких учащихся должно осуществляться  на самых ранних этапах развития ребенка. Важно организовать работу не только в учебное время.       В  2008 году президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей.

Я работаю учителем химии, биологии, экономики в МБОУ «Междуреченская СОШ №6».В школе 143 ученика, поэтому нет профильных классов. Но у нас в школе оборудованные кабинеты по всем предметам, кабинет информатики, библиотека, столовая, стадион. В школе работают квалифицированные педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор – это является хорошим ресурсным обеспечением для организации работы с одаренными детьми, поэтому тема моей работы актуальна.

Цель моей работы - систематизировать и обобщить опыт  по выявлению одарённых детей и работе с ними, а также проанализировать основные формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [3]

Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [3]

Каждый педагог должен изучить способности учащихся, используя для этого различные методы и технологии.

Основными принципами своей работы я считаю:

1.                 Поддержание интереса к своему предмету. Для этого я провожу нестандартные уроки: конкурсы, КВН, деловые игры, викторины, пресс-конференции и т.д.

2.                 Ситуация успеха для любого ученика, независимо от уровня развития ребенка, путём создания на  уроках нормальной психолого-эмоциональной атмосферы.

3.                 Заинтересованность учеников любого уровня развития в результате дифференциации обучения.

4.                 Использование интерактивных методов обучения.

5.                 Постоянное самосовершенствование, постоянная работа над собой, так как еще В.А.Сухомлинский сказал: «К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь».

6.                 Создание благоприятных условий на уроках и во внеурочной деятельности.

Основные этапы работы над темой:

1.                 выявление одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности;

2.                 создание «банка данных»;

3.                 привлечение учащихся к олимпиадам, элективным курсам, конкурсам, игровой деятельности на уроках.

4.                 использование различных форм работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Основные формы работы с учащимися это:

ü    индивидуальные занятия с учащимися;

ü    занятия исследовательской деятельностью;

ü    конкурсы;

ü    научно-практические конференции;

ü    олимпиады;

ü    сотрудничество с организациями.

Основные технологии, которые я использую на своих уроках:

ü    информационно-коммуникативные;

ü    здоровьесберегающие;

ü    личностно-ориентированное обучение;

ü    метод проектов;

ü    игровые технологии и т.д.

Все основные методы и технологии использую в зависимости от темы, сложности урока, учитываю возрастные особенности учащихся.

Игровые формы работы на уроках используются для формирования познавательного интереса к урокам, умения работать в коллективе, умений и навыков принятия совместных решений. Для того чтобы развить познавательный интерес к предмету и получению новых знаний на уроках я использую дидактические и ролевые игры. Так, например, только в текущем учебном году в 6 классе проведена игра «Вода – основа жизни»;  в 8 классе в конце учебного года провожу игру «Суд над наркотиками», в ходе которой среди учеников выбираем судью, прокурора, защитника, обвиняемых - наркотические вещества, свидетелей; в 9 классе - «Генномодифицированные продукты: за и против». Также прошли игры и по экономике в 10 и 11 классах: «Биржа», «Фирма», «Реклама: за и против» и др.

Метод проектов включается в себя развивающее обучение, свободу выбора, поиск и творчество, самовыражение и самоутверждение, коллективную деятельность, достижение целей. Проектная деятельность повышает, интерес к предмету развивает и воспитывает творческих учеников. За последние годы моими учениками были созданы проекты: «Лекарственные растения», «Витамины», «Живое и неживое в мире», «Изделия из алюминия», «Алмазы на территории Архангельской области».

На различных этапах урока я использую мультимедийные презентации с использованием Activinspireдля электронной доски Activeboard, электронные учебники, тестовые задания.

Класс

Название темы

Результат

9

Химические свойства кислот

Открытый урок для учителей школы

10

Аминокислоты

Педдесант в МБОУ «СийскаяСОШ № 117»

9

Металлы

Публикация на сайте pedsovet.org, педдесант в МБОУ «ЯсненскаяСОШ № 7»

Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок. Для этого использую карточки с заданиями более сложного уровня для сильных учащихся, в то время как остальные учащиеся выполняют задания в интерактивном режиме.(3) Так, например, при изучении темы «Номенклатура алкенов» более сильным ученикам предлагаю задания на составление структурных формул веществ, ставлю проблемный вопрос: «С какой стороны нужно ставить цифры, там, где ближе двойная связь или радикал?»

На своих уроках я использую комплект «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» на уроках химии и биологии в 6 – 11 классах», что позволяет осуществить:

ü    контроль знаний по изучаемым темам;

ü    наглядный материал;

ü    отработку умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров;

ü    самостоятельную работу;

ü    подготовку к экзамену;

ü    использование видеоматериалов.

Таким образом, можно сказать, что интерактивные технологии создают условия для развития самостоятельного приобретения необходимых знаний.

В своей практике на уроках и внеурочной деятельности использую исследовательский метод. Его сущность состоит в развитии самостоятельности, при этом ученики не только усваивают полученные знания, но и применяют их на практике. Именно этот метод позволяет выделить среди учащихся более творческих.

Ученики проводят исследование в несколько этапов:

1.                 Выбор темы.

2.                 Постановка целей и задач исследований.

3.                 Выявление проблемы, актуальности темы.

4.                 Изучение литературы и интернет – ресурсов.

5.                 Определение этапов, форм работы над темой.

6.                 Обобщение и систематизация результатов.

7.                 Защита работы перед аудиторией

Начиная с первого года обучения биологии, провожу исследования при изучении многих тем. Для этого стараюсь изучить содержание, интересы ребенка, учитывая способность ребенка его заинтересованность в этом исследовании. Главной своей задачей считаю развитие у детей способностей и выявление одаренных учащихся. Так, например, перед изучением темы “Строение семян” в конце урока ставлю проблемный вопрос: «Оказывает ли влияние количество семядолей на рост растений?» И предлагаю выполнить опыт: у одного растения гороха аккуратно удалить одну семядолю, а у другого оставить. Ученики оформляют результаты опытов и делают выводы.

В 7 классе на уроках ставлю проблемные вопросы:

1.                 Почему вирусы выделены в отдельное царство?

2.                 Почему иногда закрученные банки «взрываются»?

3.                 Лишайники – это симбиотические организмы?

4.                 Почему эвглену, зоологи относят к животным, а ботаники – к растениям и т.д.

В ходе описания небольших опытов ученики получают возможность научиться оформлению опытов. 

Для поддержания интереса к своим урокам и развития творческих учеников предлагаю провести мини-исследовательские работы на различные темы:

1.                 Фитонциды в твоей квартире.

2.                 Мутации в жизни человека.

3.                 Значение витаминов в жизни человека.

4.                 Влияние антропогенных факторов в нашем поселке на жизнь живых организмов.

5.                 Диеты за и против.

6.                 Влияние удобрений на жизнь растений.

7.                 Перевод часов на зимнее время за и против.

8.                 Индикаторы в среде обитания и др.

Проводя исследования, ученики работают с научной литературой, интернетом, приобретают навыки, которые могут быть использованы при более сложных исследованиях.

В программе по биологии предусмотрены экскурсии, где ученики изучают живую природу, пишут коллективные отчеты, в оформлении которых принимают участие не только сильные ученики, но и более слабые.

В курсе химии также проводятся практические работы, которые также способствуют развитию творческих способностей учащихся, так как на них ученики применяют теоретические знания, полученные на уроках.

Мини-исследования можно оформлять в виде проектов. Так, например, по биологии, ученики создают коллективные проекты при изучении тем:«Витамины»,«Глобальные экологические проблемы», «Млекопитающие», «Генетика», «Размножение растений и животных» и др. Все исследования учащиеся защищают, учитывая мнения одноклассников, учатся выступать публично, внимательно слушают оппонента, не перебивая его, учатся приводить доводы, которые опровергают версии оппонентов. Дети получают необходимый жизненный опыт, что способствует их развитию и воспитанию.

Все эти методы способствуют развитию творческих способностей, приобретение учениками новых практических и теоретических знаний, умений и навыков. При этом приобретается опыт творческой работы, а самое главное ученики видят результаты своей работы и работы товарищей.

На таких уроках ученики учатся выдвигать гипотезы, обобщать знания, наблюдать, что так же развивает учеников.

Итогом таких мини-исследований становятся участие учеников в научно-практических конференциях в школе и в районе.

Моими учениками были написаны исследовательские работы по темам:

1.                 Бандурко Т. «Прививки за и против»

Цель работы: Описать отрицательное и положительное влияние прививок на жизнь человека.

В этой работе было проведено анкетирование среди жителей поселка и учащихся школы. В ходе работы было доказано, что ученики, сделавшие прививку от гриппа, болели меньше, а также учащиеся старших классов болеют больше, чем ученики старшего и среднего звена.

2.                 Сумкина А. – «Рынок недвижимости в г.Архангельске»

Цель работы: Изучить влияние факторов на цены на жилье.

Ангелиной были рассмотрены цены на квартиры и проведен общий анализ рынка недвижимости за последние 5 лет.

3.                 Бандурко Т. – «Темп инфляции в п.Междуреченский»

Цель работы: Раскрыть понятие инфляции ее причины и виды.

В работе были обобщены результаты подсчетов учащимися нашей школы инфляции за последние 5 лет(ученики каждый месяц считали темп инфляции, исходя из набора потребительской корзины).

4.                 Исаков М. – «Семейный бюджет»

Цель работы: Рассмотреть сущность семейного бюджета. Доходы и расходы.

Максим провел анкетирование среди жителей поселка, разных возрастных групп. И им были сделаны выводы, что основным доходом жителей является заработная плата или пенсия. Расходы семейного бюджета зависят от возраста участников анкетирования, от их взглядов, от семейного положения.

5.                 Заболотина А. – «Кредиты в жизни современного человека»

Цель работы: Провести социологический опрос среди родственников учащихся, выявить основные причины цели и определить банки которым доверяет население. Жителям были заданы вопросы о том, в каком банке они предпочитают брать кредит, на какие нужды, возраст, место работы, на сколько лет, пол. Алиной были сделаны выводы, что в основном жители поселка берут потребительский кредит или на машину.

6.                 Фролова А. – «Промысловые звери Пинежского района»

В работе были описаны виды промысловых зверей, какими методами ведется их подсчет, раскрыто значение животных в природе и жизни человека.

7. Зварич А. – «Проблемы безработицы в п.Междуреченском»

Целью работы является определить причины возникновения безработицы, определение путей безработицы.

Александрой также был проведен социологический опрос жителей поселка. В работе было подсчитано количество безработных и число незарегистрированных в центре занятости. Для тогочтобы более объективно выявить причины безработицы, было взято интервью у Главы администрации Муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Хромцова Александра Владимировича.

     8.Фролова А.- «Сравнительный анализ личностных особенностей лиц, имеющих и не имеющих криминального опыта».

Целью данного исследования является проведения сравнительного анализа психологических особенностей подростков имеющих и не имеющих нарушения в поведении.

9.     Олейникова Е. – «Некоторые аспекты миграции молодежи из Пинежского района»

Цель исследования: изучить некоторые аспекты  миграции молодежи из Пинежского района Архангельской области.

Объект исследования – учащиеся 10-11-х классов МБОУ «Сурская средняя общеобразовательная школа №2» и МБОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа №6» Пинежского района Архангельской области.

Предмет исследования аспекты миграции молодежи из Пинежского района.

Гипотеза: перспектива возвращения молодежи в Пинежский район после получения образования зависит от социальной «привлекательности» территории проживания.

Все учащиеся занимали призовые места на муниципальном этапе научно-исследовательской конференции «Юность Поморья».

Таким образом, исследовательские и творческие работы позволяют повысить результативность участия учащихся в конкурсах, создать положительную мотивацию к учебе, одновременно развивая и воспитывая творческого человека, а исследовательское поведение является жизнью современного человека.

Мои ученики ежегодно сдают ЕГЭ, поэтому важно подготовить ребенка к экзаменам. Одной из форм подготовки – это тестирование.

На каждом уроке есть этап повторения и закрепления изученного материала. На своих уроках я использую метод индивидуального опроса, который способствует развитию памяти, монологической речи, умению обобщать, делать выводы, но на повторение отводится слишком мало времени, тестирование же помогает опросить больше учащихся, а воспроизведение основных понятий помогает усвоить их даже слабым ученикам.

Тесты могут быть использованы на любом этапе урока:

1.                 Повторение изученного материала. Ученикам предлагаю карточки с тестами, которые включают задания репродуктивного характера, требующего логического мышления, а так же применения знаний.

2.                 Закрепление изученного материала. Проверку тестовых заданий, предлагаю сделать сильным ученикам и объяснить ответы.

3.                 При изучении новой темы. Предлагаю ученикам задания на соответствие.

Например, при изучении классов типа хордовых предлагаю карточку.

Представители                                          Отряды

А.Кенгуру                                                 1.Хищные

Б.Медведь белый                                      2.Ластоногие

В.Павиан                                                  3.Сумчатые

Г.Тюлень                                                  4. Приматы

Для контрольных работ использую тестовые задания разного уровня сложности. Для этого использую задания из сборников подготовки к ЕГЭ и составляю сама.

Ежегодно мои ученики  сдают ЕГЭ по биологии и химии. Результаты я представляю в таблице:

Год

Предмет

Средний балл

2010 – 2011

биология

53

2011 – 2012

биология

57,25

химия

60,5

 

химия (ГИА)

оценка 4

2012 – 2013

биология

63,25

химия

65

Сравнительный анализ результатов:

Год

Средний балл

по району

по области

 

2010 – 2011

Биология + 0,5

+ 0,3

 

2011 – 2012

Биология + 2,1

+ 1,2

 

Химия + 3, 03

+ 1,2

 

ГИА

Средний балл 24 по школе

 

 

2012 - 2013

химия – 0,4

+ 3,2

 

Биология + 10,95

+ 6, 05

 

Одним из этапов моей работы это  проведение элективных курсов по предмету. Так, например, в 9 классе веду элективный курс «Решение задач повышенного уровня сложности», «Твое здоровье», в 10 классе – «Решение качественных задач в курсе органической химии», а в 11 классе - «Подготовка к ЕГЭ», «Биология в истории культуры и цивилизаций».

Мои ученики ежегодно поступают на профильные факультеты:(приведу пример за последние три года):

Год

Учебное заведение

Количество учащихся

2010 – 2011

САФУ

1

Медицинский колледж г. Архангельск

1

2011 – 2012

Ивановский университет

1

САФУ

1

Медицинский колледж г. Архангельск

1

2012 – 2013

СГМУ

3

Медицинский колледж г. Архангельск

2

Все ученики учатся на бюджетной основе.

Мониторинг качества знаний по преподаваемым предметам показывает следующие результаты:

Год

Предмет

Уровень обученности

Качество знаний

2010 – 2011

биология

100

68%

химия

100

65%

экономика

100

85%

2011 – 2012

биология

100

71%

химия

100

66%

экономика

100

86%

2012 – 2013

биология

100

72%

химия

100

70%

экономика

100

87%

Работа над моей темой по самообразованию показала, что для развития творческой активности учащихся необходимо включение учеников в процесс творческого поиска самостоятельных решений.

Все это способствует появлению  интереса к творчеству, пониманию предмета  и переносу усвоенных знаний в самые разные ситуации. Повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся.

      Ученики с интересом  выполняют самые сложные проекты и  находят разные пути их решения. Я стараюсь постепенно увеличивать объём работы на уроке, для сильных учеников при этом повышается внимание и работоспособность детей. Ученики с интересом  выполняют самые сложные проекты и  находят разные пути их решения. Я стараюсь постепенно увеличивать объём работы на уроке, для сильных учеников при этом повышается внимание и работоспособность детей.

Таким образом, работая над темой мною был разработан опыт к решению проблемы над развитием и воспитанием одаренных детей.

                       

 

литературА:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. – ООО “Кирилл и Мефодий”, 2008 г.

2.Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, 2012г.

3.Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.       

4.  Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. http://www.sakhitti.ru 
5. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2007. – №3 – с. 27-33.
6. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 288с.
7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 366с. – (Серия «Библиотека психолога»)
8. Юркевич В.С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми. – 
http://www.psyparents.ru.
9. Юркевич В.С. Одаренность – дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. –
http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.

Литература:

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему "Организация работы с одарёнными детьми в деятельности учителя""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Номинация: формы и методы работы с одарёнными детьми.

В настоящее время проблема выявления одарённых и талантливых детей актуальна. Это требуется, прежде всего, для развития современного общества. Для развития любого государства необходимы умные, творчески развитие личности. Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России...

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 322
    • DOCX 50.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маслова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маслова Светлана Николаевна
    Маслова Светлана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6486
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов