Главная / Физика / Статья на тему "Организация исследовательской учебной деятельности учащихся на уроке физики.

Статья на тему "Организация исследовательской учебной деятельности учащихся на уроке физики.

Организация исследовательской учебной деятельности учащихся

на уроках физики.

В качестве эпиграфа к своему мастер- классу я взяла слова Валентина Александровича Фабриканта - яркой личности в истории физики и российского образования.

«Физика может и должна быть интересным,

увлекательным для учащихся предметом.

Однако такой ее может сделать только преподаватель,

верящий в привлекательность своей дисциплины

и умеющий убедить в этом учащихся.

Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами

посмотреть на материал вашего очередного урока

и найти в нем прелесть новизны…»

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. А этого можно достигнуть путем организации исследовательской учебной деятельности учащихся. Познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя, а мотив деятельности ученика, как результат обучения. Наличие у учащихся познавательного интереса в большой степени определяется деятельностью учителя, его педагогическим мастерством. Изучение опыта работы школы показало, что современные школьники, в особенности старшеклассники, предъявляют высокие требования к учителю. Их строгой оценке подвергается значимость полученных на уроке конкретных знаний, содержание и информативная емкость урока, соответствие формы урока его содержанию, умение учителя придать учению самостоятельный и творческий характер и собственное отношение учителя к своему предмету. Важно отметить, что именно организация исследовательской деятельности учащихся приводит к интересному учению.

При выборе методов, форм и приемов,  направленных на формирование учебной самостоятельности учащихся 7-8 классов,  необходимо учитывать особенности подросткового возраста. В этом возрасте (12-14 лет) меняется отношение школьника к учебе, личности учителя, к классному коллективу.  Устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми интересно вместе усваивать знания, участвовать в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Школьники этого возраста подвижны, любят принимать участие в соревнованиях, не стесняются высказывать свои мысли вслух. Следовательно, при организации исследовательской деятельности учащихся целесообразно использовать активные и интерактивные формы обучения. Остановимся лишь на некоторых из них:

1.Работа с учебником

Ученик, работая с книгой, самостоятельно должен организовать свой процесс познания, учитель лишь опосредованно как инструктор может управлять его деятельностью. Печатный текст отличается от живого слова учителя. Письменная речь по своей форме более сложна, свернута. Это создает трудности в работе с учебником. Вместе с тем, книга как источник информации имеет существенные преимущества. Самостоятельность познания в работе с книгой ценна для формирования убежденности, оценочных суждений. Но активное самостоятельное познание возможно лишь для того, кто владеет умением работать с учебником. Так, на первой ступени изучения физики очень важно научить учащихся некоторым операциям с текстом учебника. Одна из них - деление текста параграфа на отдельные смысловые части. Для этого я разбиваю учащихся на группы и предлагаю, например, при изучении параграфа «Воздухоплавание» из учебника «Физика - 7», следующие задания:

1.     Разделите текст параграфа на смысловые части.

2.     Придумайте названия к этим частям.

3.     Перескажите своими словами материал каждой части, а потом и всего параграфа.

Необходимо пояснить  учащимся, что заголовки должны быть «броскими» и лаконичными. После самостоятельного выполнения каждой группой задания проводится обсуждение предложенных вариантов, отбираются лучшие предложения. Вот некоторые примеры:

Воздухоплавание

1)     Мечта людей.

2)     Совершенствование воздушных шаров.

3)     Подъемная сила, действующая на воздушный шар.

4)     Регулировка высоты подъема шаров.

5)     Исследование атмосферы с помощью шаров-зондов.



Подобные задания исключают формальное чтение текста параграфа, заостряется внимание на самых важных, существенных моментах получаемой информации.

При организации самостоятельного изучения теоретического материала применяю эффективные формы работы с текстом, например:

«Кто что понял?». В работе по этому варианту дети в группах читают одинаковые тексты. После прочтения они слушают первого читателя. Он  рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст или свои впечатления по тексту, а высказывает соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. Продуктом работы группы, кроме выполненного задания может быть, например, список вопросов к другим группам, на которые участники данной группы не смогли ответить самостоятельно.

«Читательская конференция». Эта форма работы требует специальной подготовки и я ее использую после прохождения большой главы или раздела. Например, при изучении главы «Строение вещества» учащиеся были разделены на три группы. Они распределили между собой тексты внутри темы. Учащиеся индивидуально ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то – представить книги по этой теме, кто-то – сделать устное сообщение от группы, кто-то – провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Я помогла им только распределить обязанности между ними.

При проведении конференции присутствующим предлагается  по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.

«Свободный микрофон». Ученики читают дома текст и выполняют задания к нему. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему ответить на вопрос к тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает. Те ученики, у которых есть что добавить к выступлению, или желающие высказать  свое отношение к сообщению, поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.

«Письменная дискуссия». Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить письменно кратко свои мысли по этому поводу: понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д. Учащиеся  не забывают подписывать свое имена. Затем ученики обмениваются письменными высказываниями, и следующий читатель высказывает свое мнение уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя.

2. Научная работа учащихся

         В качестве научной работы учащихся на уроках выступает написание рефератов. Написание рефератов отвечает требованиям организации учебной деятельности, ориентированной на самостоятельность ученика и формирование ключевых компетенций. Подобная форма работы предполагает  анализ текста и обобщение информации, создание текста, выступление (презентация), обсуждение.

В седьмом классе ученики должны научиться самостоятельно работать, используя дополнительную  литературу (не менее пяти источников).



3.Лабораторные работы

Для того, чтобы форма работы достигала желаемого результата, необходимо, чтобы она была привлекательны, интересна  учащимся, соответствовала их возрастным особенностям. Лабораторная работа как форма является в школе традиционной, ее проведение хорошо известно, описано в различных методических пособиях. Для активизации познавательного интереса учащихся  предлагаю один из способов проведения лабораторной работы в седьмом классе «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Класс («младшие научные сотрудники») делятся на несколько исследовательских лабораторий. Во главе каждой – «старшие научные сотрудники». Каждой лаборатории дается свое задание.

Лаборатория 1.

Оборудование: кусочки пластилина объемом 10, 20, 40 см³ на нити, динамометр, сосуд с водой.

Ход работы:

Возьмите кусочки пластилина и, начав с наименьшего, измерьте вес каждого с помощью динамометра сначала в воздухе, а затем в воде. Сравните выталкивающие силы, действующие на эти кусочки. Зависят ли их значения от объема? Как зависят? На какой из кусочков действует большая выталкивающая сила? Заполните таблицу.

Вывод: Сила Архимеда пропорциональна объему тела

Лаборатория 2.

        Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с водой и керосином.

         Ход работы:

        Подвесьте к крючку динамометра цилиндр и, заметив, чему равен его вес в воздухе, опустите это тело сначала в сосуд с водой, затем в сосуд с керосином, отмечая каждый раз вес. Определите, на сколько уменьшится вес тела в каждой жидкости. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как? В какой из жидкостей на тело действует минимальная выталкивающая сила? Заполните таблицу.

Вывод:  Сила Архимеда пропорциональна плотности жидкости.

Лаборатория 3.

        Оборудование: алюминиевый, стальной, латунный цилиндры, динамометр, сосуд с водой.

        Ход работы:

        Измерьте динамометром вес каждого цилиндра сначала в воздухе, затем, опустив поочередно в воду. Вычислите действующую на них выталкивающую силы. Выясните зависят ли выталкивающие силы от плотности тела. Заполните таблицу.

        Вывод: FА не зависит от плотности цилиндра.

4.Эксперимент по физике в домашних условиях

Одной из форм самостоятельной работы по физике является выполнение обучающимися  опытов по физике в домашних условиях. Включение в домашнее задание выполнение простых опытов, несложных исследований способствует формированию инициативы, познавательных способностей, вызывает интерес к учебе. Систематические домашние опыты можно проводить на основе использования таких бытовых приборов, как портняжная измерительная лента, линейка, компас и т.п. Отработанные и гладко проходящие эксперименты, выполняемые учителем на уроке, ученик часто воспринимает как хорошо подготовленный фокус, результаты же своего эксперимента, даже очень простого, он воспринимает как открытие.

             Например, при изучении физики в седьмом классе можно предложить ученикам следующие домашние опыты: определение средней скорости движения в школу (при изучении раздела «Механика»), определение массы воздуха в комнате, определение объема и плотности вашего тела.

5. Использование ИКТ

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в пословице – “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

На своих уроках я часто использую фрагменты видеоуроков и учебные ролики. Мною накоплен большой материал практически по каждой теме 7-8—классов, в этом году начала делать копилку видеоматериалов по 10 и 11 классу. Эффективность данного метода большая. Во-первых учащиеся имеют возможность прослушивать объяснение нового материала от различных источников. Очень удобно показывать проведение опытов с помощью видео, где учащиеся могут просмотреть опыт несколько раз, задать вопросы, при этом не обязательно приносить все приборы из одного кабинета в другой.

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.


Организация исследовательской деятельности учащихся – сложная задача, поэтому я постоянно занимаюсь самообразованием, слежу за публикациями в методических журналах, изучаю новые технологии в преподавании физики.

Кроме этого, я решила познакомиться и перенять опыт своих коллег, прошедших трехмесячные курсы, моим наставником стала Г.М. Цвингер. С ее помощью я ознакомилась с программой 7 модулей, научилась организовывать групповое взаимодействие на уроке.

Я проявила инициативу в такой форме профессионального взаимодействия, как Lesson Study. Группой Л.С. был разработан план урока и мною проведен урок по физике на тему «Молекулярно – кинетическая теория. Основные положения.» Основным объектом было выбрано именно умение ставить цели урока и определять критерии успешности, а так же организовывать групповое взаимодействие. От урока я получила удовлетворение, учащиеся активно включились в работу. По окончании урока было проведено обсуждение, отмечены положительные моменты и моменты, которые требуют улучшения. Я планирую провести серию таких уроков, так как эти уроки приносят большую пользу, дети учатся говорить, анализировать, высказывать гипотезы, совместно искать подтверждение своих гипотез, защищать и отстаивать свое мнение.

А свидетельством того, что изменения не заставили себя ждать – это рефлексивные материалы моих учеников, которые я собираю и анализирую после каждого урока. Я заметила заинтересованность детей, желание приходить ко мне на урок. Желание работать и получать результат! Отсутствие страха за допущенную ошибку!

Вот некоторые из них:

«Мне нравиться работать в группе, потому что можно не бояться ошибиться»

«Мне понятнее разбирать новый материал совместно с остальными, я не варюсь в собственном непонимании.»

«Мы сегодня сами изучили новый материал!»

  1. Использование видеоуроков по физике при объяснении нового материала.

  2. Проблемные ситуации на уроках как метод активной познавательной деятельности учащихся.

В данной статье описаны лишь некоторые формы работы, направленные на создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей успешное становление личностных качеств учащихся. Развитие самостоятельности, способность расширять свои знания и умения по собственной инициативе, т. е. умения "учить себя" являются необходимыми условиями для дальнейшей индивидуализации обучения.



Статья на тему "Организация исследовательской учебной деятельности учащихся на уроке физики.
  • Физика
Описание:

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. А этого можно достигнуть путем организации исследовательской учебной деятельности учащихся. Познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя, а мотив деятельности ученика, как результат обучения. Наличие у учащихся познавательного интереса в большой степени определяется деятельностью учителя, его педагогическим мастерством. Изучение опыта работы школы показало, что современные школьники, в особенности старшеклассники, предъявляют высокие требования к учителю. Их строгой оценке подвергается значимость полученных на уроке конкретных знаний, содержание и информативная емкость урока, соответствие формы урока его содержанию, умение учителя придать учению самостоятельный и творческий характер и собственное отношение учителя к своему предмету. Важно отметить, что именно организация исследовательской деятельности учащихся приводит к интересному учению.

Автор Фёдорова Ирина Валентиновна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 464
Номер материала 16776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓