Главная / Иностранные языки / Статья на тему "Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе"

Статья на тему "Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе"

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как его прочитать и озвучить). В содержательном плане результатом деятельности преподавателя является понимание прочитанного обучаемым; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха и т.д.

При комплексном подходе обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. На первых уроках применяется метод транслитерации (table – тейбл). Во 2 классе учащиеся должны освоить алфавит, научиться читать по транскрипции, а затем переходить к чтению слов по правилам. Для достижения этих целей можно использовать следующие упражнения:

  1. Прочтите буквы.

  2. Составьте слова из следующих букв.

  3. Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу).

  4. Впишите в слова недостающие буквы.

  5. Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух.

  6. Чтение по ролям.

  7. Чтение до первой ошибки.

  8. Соедините букву и звук.

  9. Чтение за диктором.

По целевой направленности деятельности выделяют: ознакомительное, просмотровое, изучающее, поисковое чтение.

По форме: про себя, индивидуальное, хоровое, громкое.

По способу раскрытия содержания: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное.

По месту чтения: домашнее и классное.

По характеру организации деятельности: подготовленное, неподготовленное, тренировочное, контрольное.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 300 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

  1. они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

  2. ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;

  3. вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

  1. ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;

  2. изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.

Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

  1. чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

  2. чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

  3. чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

  4. упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

В начальной школе чаще всего используется ознакомительное чтение.

WINNIE THE POOH .

Here is Edward Bear, coming downstairs now, bump, bump, bump,

on the back of his head, behind Christopher Robin.

It is, as far as he knows, the only way of coming downstairs, but sometimes he feels that there really is another way, if only he could stop bumping for a moment and think of it.

And then he feels that perhaps there isn't. Anyhow, here he is at the bottom,

and ready to be introduced to you. Winnie-the-Pooh.



При ознакомительном чтении предтекстовые задания могут быть следующими:

  1. Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов: head, feel, introduced.

  2. выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

  3. составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

  4. назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

  5. прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;

  6. разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

  7. попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

  8. скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

Текстовые:

  1. прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

  2. назовите основные проблемы, затронутые в тексте;

  3. найдите главные факты текста;

  4. расположите следующие предложения текста в логической последовательности:

Anyhow, here he is at the bottom, and ready to be introduced to you.


Here is Edward Bear, coming downstairs now, bump, bump, bump, on the back of his head, behind Christopher Robin.


It is, as far as he knows, the only way of coming downstairs, but sometimes he feels that there really is another way, if only he could stop bumping

for a moment and think of it.


  1. составьте список вопросов к тексту;

  2. подготовьте план пересказа текста;

  3. подтвердите достоверность суждений о …;

  4. поясните главную мысль текста своими словами;

Послетекстовые:

  1. прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;

  2. ответьте на вопросы по тексту;

  3. перескажите текст на родном языке;

  4. выразите свое отношение к прочитанному;

  5. скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.



Литература

  1. Маслыко Е.А., Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 1996

  2. Коммуникативная методика.

  3. Электронный ресурс.




Статья на тему "Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе"
  • Иностранные языки
Описание:

 Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.

 Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. 

В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как его прочитать и озвучить). В содержательном плане результатом деятельности преподавателя является понимание прочитанного обучаемым; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха и т.д. 

При комплексном  подходе обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. На первых уроках применяется метод транслитерации (table – тейбл). Во 2 классе учащиеся должны освоить алфавит, научиться читать по транскрипции, а затем переходить к чтению слов по правилам. Для достижения этих целей можно использовать следующие упражнения: 

Прочтите буквы.

Составьте слова из следующих букв.

Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу).

Впишите в слова недостающие буквы.

Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух.

Чтение по ролям.

Чтение до первой ошибки.

Соедините букву и звук.

Чтение за диктором.

По целевой направленности деятельности выделяют: ознакомительное, просмотровое, изучающее, поисковое чтение.

По форме: про себя, индивидуальное, хоровое, громкое.

По способу раскрытия содержания: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное.

По месту чтения: домашнее и классное.

По характеру организации деятельности: подготовленное, неподготовленное, тренировочное, контрольное.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 300 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. 

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. 

Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации. 

Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований: 

они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;

вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;

изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое. 

Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения: 

чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

В начальной школе чаще всего используется ознакомительное чтение.

WINNIE THE POOH .

Here is Edward Bear, coming downstairs now, bump, bump, bump, 

on the back of his head, behind Christopher Robin. 

It is, as far as he knows, the only way of coming downstairs, but sometimes he feels that there really is another way, if only he could stop bumping for a moment and think of it. 

And then he feels that perhaps there isn't. Anyhow, here he is at the bottom, 

and ready to be introduced to you. Winnie-the-Pooh.

 

При ознакомительном  чтении предтекстовые задания могут быть следующими:

Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов: head, feel, introduced.

выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря; 

разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

Текстовые:

прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

назовите основные проблемы, затронутые в тексте;

найдите главные факты текста;

расположите следующие предложения текста в логической последовательности:

Anyhow, here he is at the bottom, and ready to be introduced to you.

 

Here is Edward Bear, coming downstairs now, bump, bump, bump, on the back of his head, behind Christopher Robin. 

 

It is, as far as he knows, the only way of coming downstairs, but sometimes he feels that there really is another way, if only he could stop bumping 

for a moment and think of it.

 

составьте список вопросов к тексту;

подготовьте план пересказа текста;

подтвердите достоверность суждений о …;

поясните главную мысль текста своими словами;

Послетекстовые:

прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;

ответьте на вопросы по тексту;

перескажите текст на родном языке;

выразите свое отношение к прочитанному;

скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо. 

 

Литература 

Маслыко Е.А., Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 1996

Коммуникативная методика.

Электронный ресурс. 

 

Автор Усольцева Дарья Александровна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 654
Номер материала 11102
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓