Игры на уроках немецкого языка
1. Игры на развитие звукового и буквенного анализа
слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации
Игра 1
Цель
игры: развитие навыков
звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки.
Ход
игры: учитель
предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда
получится знакомое (новое) слово. Затем можно предложить ученикам написать его
в тетради, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Например:
o, t, r, d – dort (4 буквы, 4 звука).
Игра 2
Цель игры: развитие буквенного анализа слова,
пространственной ориентировки, внимания.
Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с
изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые
необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать
его. Какая это часть речи? Например: i H d u s a m – Haus (существительное).
Игра 3
Цель игры: развитие буквенного гнозиса.
Ход игры: учитель просит учеников правильно соединить
прямыми линиями заглавные и соответствующим им маленькие буквы.
F P G S T J R L Q
N D I
t q s
f g d j l i p r n
Игра 4
Цель игры: морфемный анализ слова, развитие воображения.
Ход игры: учитель просит правильно соединить части
слов, опираясь на представленные рисунки.
Ta
Klas Schu Leh Kugel Blei
Schreber rer sche
le se stift
Игра 5
Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.
Ход игры: учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны
выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук.
Например: die Schule, sieben…
Игра 6
Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.
Ход игры: ученики должны подобрать такое
буквосочетание, чтобы получились полноценные слова. Как читается это сочетание
букв?
? ule
? ultasche
? littschuh
Игра 7
Цель игры: развитие пространственной ориентировки,
памяти.
Ход
игры: учитель складывает
в коробку (мешок Деда Мороза) вырезанные из плотного картона буквы немецкого
алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка.
Игра 8
Цель игры: развитие фонематического слуха, умения
концентрироваться.
Ход
игры: ведущий шепчет
сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это
слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда,
которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.
Игра 9
Цель
игры: развитие
звукобуквенного анализа слова, мелкой моторики, воображения.
Ход
игры: учитель предлагает
“зашифровать” какое-либо слово в виде рисунка из букв, из которых состоит
слово.
Игра 10
Цель игры: развитие буквенного гнозиса, графо-моторных
навыков.
Ход игры: учитель рисует элемент буквы и предлагает
детям дорисовать его до получения буквы, уточняя: “Какая это буква?”
Игра 11
Цель
игры: развитие
буквенного гнозиса, графо-моторных навыков.
Ход
игры: учитель рисует
точки, служащие для детей зрительным ориентиром. Обводя их, они получают букву,
которую нужно назвать. С помощью точек учитель может “запрограммировать”
небольшой рисунок. В таком случае дети должны назвать дорисованный образ одним
из изученных слов. Таким образом можно “вводить” новые лексические единицы.
2. Игры на развитие памяти и внимания.
Игра 1
Цель
игры: развитие волевого
(произвольного) внимания, восприятия ритма, двигательной памяти.
Ход
игры: звучит музыка,
дети маршируют и выполняют команды учителя: Hande hoch! Hande nieder! и т. д.
Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на
те же такты музыки.
Игра 2
Цель
игры: развитие
произвольного внимания, повторение алфавита.
Ход
игры: каждому ребенку
присваивается определенная буква немецкого алфавита. Затем учитель (или
ведущий) называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта
буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.
Игра 3. “Пишущая машинка”
Цель
игры: развитие
произвольного внимания, закрепление навыков чтения.
Ход
игры: ребенку
присваивается звук. Учитель (ведущий) произносит немецкое слово и пишет его на
доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в
каком они следуют в написанном слове. Когда слово “напечатано”, все хлопают в
ладоши.
Игра 4
Цель
игры: развитие внимания,
связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход
игры: дети сидят за
партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например: Malt eine Katze! Schreibt einen O! Tanzt! и
т.д.
Игра 5
Цель
игры: развитие памяти,
внимания.
Ход
игры: двое учеников
выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет
определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить
числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу.
Примечание: такую же игру можно провести, используя
буквосочетания или отдельные буквы.
Игра 6
Цель
игры: развитие внимания,
повторение лексики.
Ход
игры: ученику
предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1
до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя
вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее.
Примечание: для придания игре духа соревнования, по
двум одинаковым таблицам могут работать два ученика.
Игра 7
Цель
игры: развитие внимания,
повторение лексики.
Ход
игры: на столе разложены
предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, книга,
ручка и др.) Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну – две минуты
предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает
вопрос ученику: Was fehlt hier? Ученик должен назвать отсутствующий предмет
по-немецки.
Игра 8
Цель
игры: развитие памяти,
внимание, навыков счета, повторение лексики.
Ход
игры: учитель задает
вопрос типа: Wieviel Stuhle sind im Raum ? Ученик, давший быстрее всех
правильный ответ, получает один балл. Далее задается следующий вопрос,
например: Wieviel Klassen sind in der Schule? и т.д. Выигрывает учащийся,
набравший наибольшее количество баллов.
Игра 9
Цель
игры: развитие внимания,
мышечной моторики, повторение лексики.
Ход
игры: ведущий должен
обратиться к ученику с просьбой. Например: „Setz dich, bitte!“, „Steh auf,
bitte!“ и т.д. Ученик должен прокомментировать выполняемые действия, например:
„Ich stehe auf“, „Ich setze mich” .
Игра 10
Цель
игры: развитие внимания,
памяти.
Ход
игры: учитель на
короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит
кого-либо описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры.
Игра 11
Цель
игры: развитие внимания,
памяти, моторики.
Ход
игры: ученикам раздаются
карточки с числами и знаками + , - , = . Учитель на немецком языке дает задание
решить пример ( 3+8 = …). Ученики, имеющие эти карточки, и
карточку с ответом должны выстроиться в одну линию. Примечание: эту же игру
можно проводить с карточками, на которых вместо чисел написаны слова. Ученики
выстраиваются в одну линию, выстраивая предложение.
Игра 12
Цель игры: развитие памяти, внимания.
Ход игры: на столе раскладывается ряд предметов разного
цвета. Ученик, вызвавшийся участвовать в игре, смотрит одну – две минуты на эти
предметы, затем отворачивается. Все предметы убираются. Учитель задает вопросы
типа: Wie ist (war) das Buch? Ученик должен назвать цвет предмета.
Игра 13
Цель
игры: развитие памяти,
внимания.
Ход
игры: учитель называет
немецкое слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву
предложенного слова. Например: Stadt > Theater > Russisch > Heft и
т.д.
Примечание:
слова должны быть известными, можно пользоваться словарем.
Игра 14
Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие
закомплексованности, развитие координации движений.
Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо
движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т. д.), ученики должны
назвать глагол на немецком языке, обозначающий это движение.
Можно заменить движение картинкой,
изображающей движение:
Игра 15
Цель
игры: развитие памяти,
внимания, снятия закомплексованности, развитие координации движений.
Ход
игры: учитель по всему
классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают
по-немецки. Вызвавшийся участвовать в игре ученик начинает собирать предметы,
например:
„Ich nehme
das Buch“. Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке.
Игра 16
Цель
игры: развитие внимания,
чувства ритма.
Оборудование: магнитофонная запись.
Ход
игры: ученики читают
вместе с диктором вслух текст из учебника или другого пособия. В середине
текста учитель убавляет, а затем совсем отключает звук. Ученики в это время
продолжают читать вслух в заданном диктором темпе. Затем учитель вновь включает
звук. Важно, чтобы ученики “попали” в фонограмму. Выигрывает тот, кто смог это
сделать.
Примечание:
текст должен быть хорошо знаком учащимся. Вместо текста из учебника можно
использовать знакомую детям песню или стихотворение на немецком языке.
Игра 17
Цель
игры: развитие внимания,
памяти, быстроты реакции, временных представлений.
Ход
игры: ученики получают
карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По
хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели
друг за другом.
Игра 18
Цель
игры: развитие
произвольного внимания, самоконтроля, быстроты реакции, моторики.
Ход
игры: дети выполняют
команды учителя: “Steht auf!”, “Setzt euch!” и т.п. Одно из движений (команды)
запретное. Дети должны повторить все движения (выполнить команды), кроме
запретного.
Игра 19
Цель
игры: развитие внимания,
повторение лексики.
Ход
игры: учитель предлагает
детям найти в каждой строчке по одному известному слову, отбросив (зачеркнуть)
ненужные буквы.
Например:
AsderTwHausFrtusG
SchuleikPOtferdhslkl
Игра 20
Цель
игры: развитие внимания,
памяти, повторение алфавита и навыков счета.
Ход
игры: ведущий называет
цифры от 1 до 26.Ученики проговаривают про себя алфавит и пишут/произносят
букву, которая соответствует данной цифре в алфавите.
Так же
можно шифровать немецкие слова, а ученики составляют их. Например: 19, 20, 1,
4, 20 соответствуют слову Stadt.
Игра 21
Цель
игры: развитие памяти,
внимания, повторения лексики.
Ход
игры: на доске написаны
несколько предложений.
Ученики
повторяют эти предложения вслух за учителем. После каждого повтора стирается
одно слово, и так пока доска не останется пустой. Ученики должны повторить
предложения.
3. Игры на развитие мышления.
Игра 1
Цель
игры: развитие мышления.
Ход
игры: учитель задумывает
какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять
вопросов, например: Ist das eine Katze? т. п.
Игра 2
Цель
игры: развитие умения
классифицировать, сопоставлять.
Ход
игры: из нескольких
карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания,
нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.
Игра 3
Цель
игры: развитие мышления.
Ход
игры: учитель
предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность
событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по
каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.
Игра 4.
“Вернуть число на место”
Цель
игры: развитие мышления,
логики.
Ход
игры: демонстрируется
числовой ряд, в котором пропущено какое - либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8.
Учитель спрашивает: Was fehlt hier? Ученики должны назвать отсутствующее число.
Игра 5
Цель
игры: развитие мышления.
Ход
игры: ученик получает
задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3 ? Получив ответ (27), учитель
просит продолжать “дорожку”(27—3=24, 24—3=21 и т. д. до нуля), проговаривая
примеры вслух.
Игра 6
Цель
игры: развитие мышления.
Ход
игры: каждый ученик
приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На
три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами
придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех – пяти предложений.
Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят
должен найти и назвать выбранную игрушку.
Игра 7
Цель игры: развитие умения классифицировать.
Ход игры: несколько слов (предложений), нужно назвать
лишнее.
Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это
единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд
может быть разный.
1. Назовите слово, не подходящее по смыслу:
a) das Bad, das Wohnzimmer, die Puppe, die Küche, die Toilette;
b) der Sessel, die Liege, das Regal, der Teller, der Stuhl, der
Schrank;
c) die Pfanne, die Tasse, der Teller, der Bleistift, der Topf.
Игра 8
Цель
игры: развитие мышления,
активизация лексики.
Ход
игры: дается ряд
признаков (gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или
несколько слов), обладающее данными признаками.
Примечание:
данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку).
1) Какое слово является обобщающим для всех остальных?
a) Kohl;
b) grüne Bohnen;
c) Gemüse;
d) Gurken;
e) Spinat.
2) Was ist gelb? Что – жёлтое?
a) eine Gurke;
b) eine Tomate;
c) eine Zitrone;
d) Milch;
e) eine Erdbeere.
Игра 9
Цель
игры: развитие мышления,
воображения, моторики.
Ход
игры: учитель читает несколько
раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают
и находят рисунки, иллюстрирующие рассказ. Затем по рисункам воспроизводят
текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.
Игра 10
Цель
игры: развитие мышления,
умения сопоставлять, навыков правописания.
Ход
игры: учитель: “Я
написал на доске предложение и случайно стер почти все. Восстановите это
предложение и переведите его. Кто сделает это первым?”
Игра 11.
“Кто быстрее составит слово?”
Цель игры: развитие мышления, координации движений,
повторение лексики.
Ход игры: в словах отсутствует начало/середина/конец. Дописать
слова.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.