Главная / Русский язык и литература / Статья на тему: "Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова-акына и воина"

Статья на тему: "Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова-акына и воина"

Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина



« Как же быть мне теперь, о жизнь,

Когда, всеми брошенный муж,

Дел задуманных я не свершил?!»

В программный материал по русской словесности в седьмом классе включена тема: « А.Т.Алимжанов. «Стрела Махамбета» (фрагменты) .Образ Махамбета Утемисова». Тема, безусловно, очень интересная, но читая только фрагменты романа невозможно представить семиклассникам в полной мере образ Махамбета Утемисова, как историческое лицо, как поэта-воина, как человека с трагической судьбой. Возможно, в классах с казахским языком обучения образ Махамбета раскрыть и передать легче. В классах с русским языком обучения это сделать сложнее, так как очень мало литературы о самом поэте, не совсем удачно, считаю, сделаны переводы произведений поэта на русский язык. Учитывая все это, я, как учитель литературы, провела небольшую исследовательскую работу по творчеству поэта-воина Махамбета Утемисова, для того, чтобы полно и доступно раскрыть личность и творчество поэта в понимании учащимися.

Казахстан в конце 18 – начале 19 веков превращается в узел острейших внутриполитических и религиозных противоречий. Будучи страной феодальной, с отсталыми формами экономики, преимущественно с полукочевым населением, он подвергся колониальной политике царского самодержавия. В результате беднейшая часть населения оказалась под двойным гнетом царских чиновников и местной феодальной байской знати. Тяжким бременем на трудящихся ложились налоги и поборы, бесчинства баев, султанов, волостных правителей.

Сложилась ситуация, когда зрело недовольство народа. Все привело к тому, что в 1836-1837 годах в Западном Казахстане, в Букеевской Орде вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова.

Все мгла да мгла.

Унылый мглистый день.

Тот день, когда довольство отошло,

От тех, кому всегда во всем везло.

Применяя артиллерию, царские карательные отряды разгромили повстанцев. Но Исатаю и Махамбету удается вновь поднять на борьбу народ, однако в 1838 году они терпят окончательное поражение.

Восстание изначально было обречено.

Что значат полуголодные, полураздетые, плохо вооруженные бедняки-кочевники против артиллерии, против сытых и вооруженных карателей, отряды которых еще долго будут бесчинствовать в степях казахского народа и сделают еще много черных дел в истории целой нации.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

В такое сложное, полное драматизма время жил и творил поэт Махамбет Утемисов.

Его стихи пропитаны кровью, болью, испытанием, порохом, горечью, звоном сабель и штыков, разочарованием, радостью побед, маленькой искоркой надежды на лучшее, отчаянием, одиночеством, потерей и крушением всех надежд на лучшую долю.

Придет ли он, тот счастливый день.

Когда нас в бой помчит аргамак?

Придет ли он, тот счастливый день,

Когда аксакал-избранник нас

Благословит в решительный час.

Известный русский путешественник и писатель Е.П. Ковалевский писал: « Я понял его как человека чрезвычайно замечательного в кругу своего народа, самозабвенно ему преданного, весьма образованного. Хорошо владеющего русским языком, как подлинного патриота, как натуру героического склада, страстно ищущей души и большого обаяния, как на редкость увлекательного собеседника».

Махамбет еще в юношеские годы отличался умом, знающим наизусть стихи многих жырау, владеющим арабским языком. Сам образ Махамбета вызывает восхищение, его сила, пронзительный взгляд, его боевые доспехи. Это облик батыра, это воин-поэт, облаченный в доспехи батыра. Его сила – это слово и сабля, порожающие в самое сердце, будь то крестьянин-степняк или хан. Ведь не случайно его стихи так трогают сердца. Сам Махамбет был когда-то обласкан ханом Джангиром, который хотел его сделать своим советником, поставил его наставником-воспитателем своего сына. Уже это подтверждает, что сам хан признал ум, талант и в то же время силу, угрозу, исходящую от поэта для власти имущих.

Но Махамбет оказался выше хана, выше власти и денег. Он стал голосом народа, его величием, выразителем боли и гнева, мечты простого кочевника.

Придет ли он, тот счастливый день,

Когда взовьется восстания знак –

Упрям и горд полосатый стяг?

Придет ли он, тот счастливый день,

Когда, столкнувшись в поле с врагом,

Мы метким встретим его свинцом!

Все в нем от неспокойной, бурлящей, полной борьбы жизни против гнета и насилия.

Впервые в истории казахской литературы Махамбет создал образ героя-борца, героя-батыра, образ современной ему исторической личности.

Батыр, степной наш разбудивший край.

Конечно же сам Махамбет и его герой-батыр Исатай, да и всегда у любого народа были свои батыры-богатыри, на примере которых воспитывались многие и многие поколения, будут еще «призывом гордым к свободе, к свету…», черпали свои духовные силы и мощь на примере богатырей, воинов, которые вступают в борьбу с «чудовищами», с утеснителями народа.

Они выступали за сохранение и независимость родной земли, племен, родов и участвуют в героических сражениях. Это и Кобланды-батыр, Камбар-батыр, Алпамыс и многие другие батыры казахского народа.

На наше дело нужен тот герой,

Что духом закаленным не падет,

Хоть вынь ему все кости по одной.

В поэзии Махамбета Утемисова батыры наделены невероятной силой, красотой, обладатели замечательных качеств: благородство, высокие помыслы, любовь и преданность к своему народу. Образы богатырей – это собирательный образ народа, такими их хотел видеть сам народ.

Над высью гор парящий беркут мой,

Мой лев…

О, щеголь мой, ты и красив, и юн,

Ты – всех опережающий скакун

Мудрец, чья мысль, как моря глубь, светла

Невозмутим и тверд ты, как скала.

Ты – стрелами наполненный колчан,

Ты, Исатай, поистине был львом.

Кого ж, твердя о мужестве таком,

Могущественней в мире мы найдем?

В традициях идейно-поэтического творчества Махамбет описывает Исатая в стиле эпических богатырей. Махамбет-поэт стоял на стыке фольклора и письменной литературы, поэтому в его стихах об Исатае традиционное фольклорное изображение героя-борца включает в себя и реалистические черты и детали.

Уникальность жизни и творчества Утемисова состоит в том, что сам поэт является участником событий, и стихи его рождаются вместе с теми минутами жизни, которые прожиты поэтом-воином. Его герои - батыры – это реально существующие люди, с которыми он сражается плечом к плечу, с которыми он переживает весь трагизм сложившихся обстоятельств.

За свой очаг, за землю, где родились,

Мы саблями с лихим врагом рубились.

В современное время, когда узнаешь и оцениваешь события тех далеких лет, образ Махамбета – это образ батыра-поэта. Такого сочетания вы не найдете больше нигде, ни в казахской, ни в русской литературе. В русской литературе былинные герои – это вымышленные богатыри, каких хотел видеть народ, которые одерживали только победу. А в творчестве Махамбета это реальное лицо, историческая личность, которой ничто не чуждо человеческое, это глубокая тонкая личность, которая переживает все удачи и потрясения событий, связанных с историей казахского народа. Батыр Махамбет и батыры его стихов – это люди думающие, переживающие, оценивающие свои поступки.

Что мне ждать? У неоткрытой двери

Встал я – пожалейте Махамбета.

Больше нигде вы не встретите таких героев-батыров, рассуждающих о своем будущем. Так тонко и остро может переживать личность неординарная, сильная, с философским пониманием жизни, смерти, предназначением человека и поэта.

Как же быть мне теперь, о жизнь,

Когда, всеми брошенный муж,

Дел задуманных я не свершил?

Лебедь я. Был мне сокол отцом.

Сокол белый был другом моим.

Меня долго хлестали кнутом…

Как не взвиться скачком крутым?!

Тополь я. Корни враг стал рыть.

Я качаюсь. Свалюсь, может быть…

Традиционно в произведениях батыры – богатыри находят свое счастье, проводят дни свои в пирах, празднуя победу. У Махамбета Утемисова герой, как и сам поэт, одинок. Он борется за свой народ, за свою землю, за правду.

Во имя правды сел на скакуна,

Грудь грозной силой большинства полна,

Чтоб то, что было отнято врагом,

Тебе вернуть, любимая страна.

Но в душе своей он одинок.

Один я на свете живу,

И в сердце поэтому – стылость.

В горючих печалях прошли

И ночи, и дни Махамбета.

Возможно, поэтому самобытен поэт – батыр Махамбет Утемисов. Его уникальность даже в том проявляется, что до сих пор нет достойных переводов его стихов, так как сложно поддается переводу его поэтическое творчество. Это говорит о его таланте, самобытности, уникальности.

Двух солнц на свете не бывает!

Даже смерть поэта необычна и жестока. Однако как человек и воин Махамбет Утемисов не сломлен.

Одного прошу у судьбы:

Схватки новой, жаркой борьбы!

О, если б еще бой…

Захлебнулся бы кровью враг!











20.12. 2014г. Астана Таскожина Г.Б.

Школа КазНУИ



Статья на тему: "Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова-акына и воина"
  • Русский язык и литература
Описание:

В программный материал по русской словесности седьмого класса включена тема:"Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова - акына и воина в романе Ануара Алимжанова "Стрела Махамбета". Считаю тему очень интересной, но в то же время сложной.В классах с казахским языком обучения данную тему представить легче, а в классах с русским языком обучения труднее, так как до сих пор творчество Махамбета Утемисова мало изучено и нет, я считаю, хороших, доступных и понятных переводов для учащихся на русский язык. Безусловно, жизнь и творчество поэта-воина уникально. Его поэзия пропитана болью, страданием, несгибаемой волей и стремлением к свободе.

Автор Таскожина Гульнар Бекмашовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 751
Номер материала 38367
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓