Главная / Информатика / Статья на тему: "О проблеме преемственности в образовании "

Статья на тему: "О проблеме преемственности в образовании "

О проблеме преемственности в образовании


Проблема определяется спецификой задач, поставленных президентом и правительством республики перед средней школой и вузом, по дальнейшему повышению уровня и качества учебно-воспитательной работы, постоянному совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и рыночных отношений. В связи с этим, создание оптимальных условий для развития способностей, удовлетворения интересов учащихся становится одной из первоочередных задач школьного образования.

Одним из условий решения этой сложной задачи является организация наиболее эффективной преемственности между разными этапами и ступенями обучения, от правильного научного решения которой во многом зависит качество подготовки специалистов высшей квалификации.

Ретроспективный взгляд на проблему преемственности показывает, что это понятие процесса обучения трактуется неоднозначно. Основа преемственности сводится к обучению как единому пути познания (Я.А.Коменский), соответствию обучения развитию человека (И.Г.Пестолоцци), характеристике развивающего обучения (А.Дистервег). В соответствии с разными подходами преемственность определяется как принцип обучения (Я.А.Коменский), условие преподавания (К.Д.Ушинский), смена ступеней обучения (И.А.Каиров, Б.П.Есипов), форма связей между элементами системы обучения (А.А.Люблинская). Не случайно преемственность часто рассматривается через связь с такими принципами как последовательность и систематичность (Ы.Алтынсарин, Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Т.Огородников, М.И.Скаткин, П.Н.Груздев) и логичность изложения материала (И.А.Каиров).

Обобщая труды известных философов, психологов, педагогов и передовой педагогический опыт, мы пришли к выводу о том, что преемственность выступает одним из ведущих общедидактических принципов создания современной научно обоснованной системы обучения в средней и высшей школе, необходимым условием её оптимизации. Преемственная связь составляет психолого-педагогическую основу перехода к качественно новому этапу учебной деятельности в средних и высших учебных заведениях, дальнейшему развитию приобретенных знаний, практических умений и навыков, позволяет придать динамичный, перспективный характер учебному процессу в целом.

В работах различных исследователей рассматриваются с той или иной степенью полноты и широты охвата различные аспекты проблемы преемственности обучения: теоретические основы – в работах С.Я.Батышева, А.Д.Бондаря, Ш.И.Ганелина, С.М.Годника, Ю.А.Кустова, А.А.Кыверляга, В.С.Леднева, Д.С.Ягафаровой и других; содержательные и процессуально-деятельностные аспекты преемственности обучения – в работах А.П.Беляевой, Г.Н.Варковецкой, О.Е.Лисейчикова, Н.М.Мочаловой и других; психолого-педагогические аспекты преемственности обучения – в работах Н.В.Кузьминой, Л.И.Зюбина, А.Г.Соколова и других.

Проблема усиления преемственности и внутрипредметных связей всегда стояла перед методической наукой. Теоретические аспекты преемственности обучения математике раскрыты в работах В.М.Монахова, А.М.Пышкало, С.И.Шварцбурда, В.А.Гусева, Г.В.Дорофеева, А.А.Пинского, И.А.Лурье, К.И.Нешкова, Л.В.Кузнецовой, В.А.Далингера и др. Отдельным вопросам усиления преемственности посвящены работы А.В.Ивановой, В.Л.Карклини, С.Н.Азербаевой, Т.К.Оспанова и др.

Однако анализ существующей практики школы показывает, что проблема усиления преемственности между отдельными школьными курсами до сих пор не снята с повестки дня. Реализация этой проблемы на практике значительно отстает от требований теории. Фактически до сих пор проблема преемственности решалась исключительно на эмпирическом уровне, внесением локальных корректив в учебники. Возможности таких изменений определялись тем, что до 1989 года преподавание в бывшем СССР велось по единому действующему учебнику. Появление в школе параллельных учебников требует новых подходов к определению возможностей реализации преемственных связей между досистематическими и систематическими курсами.

Кроме того, анализ социальных предпосылок, обусловивших необходимость совершенствования системы непрерывного математического образования, свидетельствует о важности и необходимости исследования преемственности, обеспечивающей взаимосвязь между различными ступенями системы непрерывного образования. Это связано с тем, что в целостной системе непрерывного образования можно выделить ряд взаимосвязанных и взаимодействующих её ступеней, между которыми должна быть осуществлена сквозная вертикальная интеграция, обеспечивающая планомерность, целостность и поступательность процесса развития личности, преемственность её общего и профессионального образования. Вместе с тем в настоящее время наблюдается несогласованность в содержании образования, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности школьников и студентов.

Содержание среднего образования позволяет каждому выпускнику школы без дополнительной подготовки переходить к усвоению учебного материала в высшей школе. Между тем общеизвестно, что наиболее низкая успеваемость наблюдается на младших курсах вуза. Вчерашний школьник, успешно сдавший экзамен на аттестат о среднем образовании, выдержавший нелегкий конкурс в вузе, встречают большие затруднения в учении.

Исследования многих педагогов и психологов говорят о том, что средняя школа недостаточно учит учащихся учиться, то есть недостаточно готовят их к дальнейшему продолжению образования в вузе и к самообразовательной деятельности. Изучением данной проблемы занимаются многие педагоги: Т.Н.Болдышева /1/, Д.В.Вилькоев /2/, С.М.Годник /3/, И.Г.Егорова /4/, В.И.Загвязинский /5/, Г.С.Закиров /6/, А.А.Кирсанов /7/, И.И.Кобыляцкий /8/, Б.И.Коротяев /9/, В.Ф.Паламарчук /10/, И.И.Пидкасистый /11/, Н.А.Половникова /12/, Ю.А.Самабрин /13/, Д.М.Ситдикова /14/ и др.

Все эти исследователи отмечают, что в средней школе еще не достаточно решена проблема преемственности в разумной организации самостоятельной деятельности школьников. Это создает большие трудности на пути привития школьникам любви и способностей к творческой деятельности, формирования у них мыслительных навыков, потребности в знаниях и самом познании. Бессистемность самостоятельных работ, которыми нередко изобилуют уроки отдельных учителей, безотносительно их к уровню умственного развития учащихся и характеру их деятельности часто порождают у школьников внутреннее безразличие к самому процессу самостоятельной работы. Это приводит к тому, что продуктивная внутренняя мыслительная деятельность зачастую подменяется чисто внешней активностью. Школьники выполняют огромные количества всевозможных заданий, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят, так как их мышление в таких случаях протекает в русле готовых схем и затверженных операций /11, с.5/.

Исследования Т.Н.Болдышевой /1/ С.М.Годника /3/, И.Г.Егоровой /4/, А.Г.Мороза /15/, Р.А.Низамова /16/ и других педагогов показали, что многие первокурсники не умеют одновременно слушать и записывать лекцию, немалые трудности они испытывают и в работе с книгой: не умеют работать с первоисточником, конспектировать и выбрать из него наиболее существенное; самостоятельно подобрать литературу по тому или иному вопросу. Отсутствует у студентов младших курсов и умение делать нужные выписки, пользоваться справочной литературой, каталогами, хотя все эти умения нужны в высшей школе.

Методы и приемы обучения информатике в средней школе исследованы довольно широко, однако, без установления связи с методами обучения в вузе. Все это настоятельно диктует необходимость выявить дидактические условия осуществления преемственности в формах и методах обучения информатике в средней школе и в вузе. В то же время почти нет работ, посвященных исследованию выше названной проблемы, недостаточно изучены формы и способы работы учителя информатике средней школы и преподавателей кафедры вуза по вооружению учащихся и студентов методами и приемами учебной работы. Имеющиеся работы посвящены формированию личности в процессе преемственности средней и высшей школы, подготовке учащихся старших классов к дальнейшему самообразованию, преемственности обучения старшеклассников и их предстоящей учебе в вузах различных профилей, формирование у студентов младших курсов культуры учебного труда.

Значение информатической подготовки особенно велико для современного специалиста в условиях всеобщей информатизации. Она создает соответствующую базу для специальной подготовки, дает возможность творчески решать проблемы современного производства и сельского хозяйства.


Статья на тему: "О проблеме преемственности в образовании "
  • Информатика
Описание:

Обобщая труды известных философов, психологов, педагогов и передовой педагогический опыт, мы пришли к выводу о том, что преемственность выступает одним из ведущих общедидактических принципов создания современной научно обоснованной системы обучения в средней и высшей школе, необходимым условием её оптимизации. Преемственная связь составляет психолого-педагогическую основу перехода к качественно новому этапу учебной деятельности в средних и высших учебных заведениях, дальнейшему развитию приобретенных знаний, практических умений и навыков, позволяет придать динамичный, перспективный характер учебному процессу в целом.

В работах различных исследователей рассматриваются с той или иной степенью полноты и широты охвата различные аспекты проблемы преемственности обучения: теоретические основы – в работах С.Я.Батышева, А.Д.Бондаря, Ш.И.Ганелина, С.М.Годника, Ю.А.Кустова, А.А.Кыверляга, В.С.Леднева, Д.С.Ягафаровой и других; содержательные и процессуально-деятельностные аспекты преемственности обучения – в работах А.П.Беляевой, Г.Н.Варковецкой, О.Е.Лисейчикова, Н.М.Мочаловой и других; психолого-педагогические аспекты преемственности обучения – в работах Н.В.Кузьминой, Л.И.Зюбина, А.Г.Соколова и других.

 

Проблема усиления преемственности и внутрипредметных связей всегда стояла перед методической наукой. Теоретические аспекты преемственности обучения математике раскрыты в работах В.М.Монахова, А.М.Пышкало, С.И.Шварцбурда, В.А.Гусева, Г.В.Дорофеева, А.А.Пинского, И.А.Лурье, К.И.Нешкова, Л.В.Кузнецовой, В.А.Далингера и др. Отдельным вопросам усиления преемственности посвящены работы А.В.Ивановой, В.Л.Карклини, С.Н.Азербаевой, Т.К.Оспанова и др.

Автор Жылкайдарова Зарина Канатовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 48388
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓