Нравственные ценности и роль семьи в
воспитании
Козлова Н.И., учитель технологии
МБОУ «Лицей №3»
Отцы и матери! Вам басни сей урок.
Я рассказал ее не детям в извиненье:
К родителям в них непочтенье
И нелюбовь - всегда порок;
Но если выросли они в разлуке с вами,
И вы их вверили наемничьим рукам,
Не вы ли виноваты сами,
Что в старости от них утехи мало вам?
И.А.Крылов
Слово «добро» для каждого человека имеет свое значение. Для одних
это вежливое слово, для других – поступок, а некоторые просто игнорируют смысл
этого слова. В целом, это слово о нравственности и воспитании каждого человека,
способствующего раскрытию человека как личности и его ценностей. Ориентируясь
на нравственные ценности личности, можно судить о её духовно-нравственном
воспитании.
Высокими нравственными ценностями во все времена считались вера,
добро, семья, любовь, верность, забота. Основы этих ценностей закладываются,
главным образом, в семье.
Различные источники дают разные определения слову «семья»:
– совокупность близких родственников, живущих вместе;
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
И.А. Ильин называет семью
"первичным лоном человеческой культуры". Рождение ребёнка – это
знаменательное событие для каждой семьи. Семья становится первым источником,
образцом поведения родителей, общения родителей с ребёнком, общения молодых
родителей со старшим поколением, в семье развиваются навыки мышления, жизненные
ценности и нравственные качества. Поэтому именно ей принадлежит исключительная
роль в содействии становлению детской личности. Там, где царит любовь и понимание,
ребёнок будет расти доброжелательным, открытым. Не секрет, что современная
молодёжь груба со старшими, выражается нецензурными словами в общественных
местах, поведение выдаёт психическую неуравновешенность. Именно таким детям по
различным обстоятельствам не хватило родительского внимания, тепла, общения и
воспитания.
Конечно, нельзя сказать, что родители
не хотят заниматься воспитанием своих детей и прививать им высокие моральные
качества: к сожалению, в нашем современном обществе над духовным преобладает
материальное. Жизненный успех, материальное благополучие и профессиональный
рост стали культом жизни. Именно по этой причине в большинстве семей дети
отданы на воспитание бабушкам и дедушкам или предоставлены сами себе.
Традиционное понимание семейного воспитания утратило свой первоначальный
смысл. Нехватку времени для общения со своим ребёнком родители пытаются
компенсировать покупкой дорогой вещи, телефона, компьютера, желая заменить этим
живое общение. И эту модель поведения ребёнок перенимает и несёт с собой по
жизни, становясь взрослым. Это цепочка может тянуться из поколения в поколение.
Что же будет дальше? Мир без какой-либо духовной жизни станет опустошенным, в
нём не будет семейных ценностей, традиций и устоев. Именно родители несут
ответственность за духовный мир ребёнка и его воспитание, учат его жить по
правилам и законам, влияя собственным примером.
А некоторые родители считают, что
воспитывать их ребёнка должна школа. Но школа – это учреждение, которое даёт
образование, знания в гуманитарных, математических, естественнонаучных
дисциплинах, помогает раскрыть творческие способности. Всё это помогает
получить ребёнку путёвку в жизнь.
Да, школьники нуждаются в поддержке,
в разговорах о добре, духовности и нравственности. Но это должны быть не только
беседы в школе, но и личные примеры, которые взрослые демонстрируют детям
ежедневно. На сегодняшний день всё это можно считать ориентиром развития
интеллигентности и приобретения общечеловеческих ценностей.
К сожалению, в нашей жизни бывает
так, что родители вымещают зло и обиду за свои жизненные неудачи на своих
детях. Вследствие этого дети имеют отклонения от нормы в состоянии здоровья,
уходят из дома, ищут поддержки и понимания у приятелей и знакомых.
Некоторые дети, у которых были
проблемы в общении со своими родителями, видя перед глазами отрицательный
пример поведения взрослых, представляют себе, что они никогда не допустят таких
ошибок в общении со своим ребёнком и по жизни у них не будет проблем с
воспитанием их собственных детей. Но, как показывает жизненный опыт, создать
образцовую семью удаётся единицам. И если это получается, общество
становится здоровее на одну ячейку. Именно тогда люди вокруг будут добрее,
мудрее, воспитаннее и духовно богаче.
Разрушены нравственные представления
о браке и семье. Молодёжь не утруждает себя вступлением в законный брак, не
торопится создавать семьи и взваливать на свои плечи этот тяжёлый, но приятный
семейный груз. Может это и правильно. Ведь каждый человек создаёт свой мир,
когда считает нужным и когда он готов к этому. Именно семья должна научить и
подготовить детей к правильному выбору в жизни, к решению проблем, даже если
они выглядят нерешаемыми. Ведь только мы взрослые знаем своих детей так, как их
не знает никто. Если семья будет перекладывать свои обязанности на другие
плечи, то впоследствии мы растеряем все ценности и традиции, которые
соблюдались испокон веков в семьях. Наверное, сейчас не хватает традиционных
семейных праздников, в которых принимают участие все члены семьи, а это всё
приводит к очередным потерям духовного воспитания и нравственных ценностей.
Эти ценности надо поддерживать и беречь, тогда изменимся мы, и мир вокруг нас
тоже изменится в лучшую сторону.
Ребёнок
– это зеркало семьи, в котором отражается семейный уклад, традиции, духовная и
интеллектуальная её жизнь. Наблюдая за детьми и их родителями, мы видим, как
изменились жизненные ценности у людей, как выглядят и ведут себя девочки в
школе. Глядя на детей, понимаешь, что у многих не развит вкус, понимание
красоты. На мой взгляд, влияние в настоящее время на людей оказывает
телевидение, прививая подчас чуждые нашему менталитету вкусы.
Внеурочная
деятельность и уроки технологии играют большую роль для духовного мира каждого
ребёнка, а особенно девочек, будущих хозяек – берегинь очага. На своих уроках я
стараюсь привить детям любовь к красоте и бережливость, развить интерес к
традициям, способности личности, прививать художественный и эстетический вкус.
Не
секрет, что каждая девушка всегда желает выглядеть красиво, стильно, модно.
Вещи, выполненные своими руками вдвойне красивы и ценны, так как в них
вкладываем душу. На занятиях дети с удовольствием работают в различных
техниках, наиболее интересны им швейное дело, вышивка, при выполнении которых
используются схемы, передаваемые бабушками вместе с мастерством, традициями и
обычаям.
Особый
интерес вызывает, раздел кулинария. На этих занятиях девочки обмениваются
семейными рецептами, секретами кулинарного искусства.
Учащиеся
лицея не редко становятся победителями и призёрами творческих конкурсов разного
уровня. Так, например, учащаяся 8 класса Лагоша Анастасия стала победителем в
конкурсе олимпиадных проектов, в номинации батик, а Батпаева Анастасия заняла
призовое место в номинации декоративно-прикладное искусство.
Занятия
во внеурочной деятельности в области технологии расширяют кругозор, оттачивают
мастерство учащихся. Работы выполненные в технике батик и русская кукла
получили право на своё существование.
Организация
выставок и демонстрация лучших работ это необходимый момент в работе
ученического коллектива, а именно проектно-исследовательской деятельности. Эта
форма работы позволяет учащимся увидеть не только чужие работы, но и
продемонстрировать своё умение. На выставки приглашаются родители обучающихся,
которые участвуют в обсуждении работ, дают советы.
Важно
отметить, что задачи по формированию духовности и культуры, по нравственному
воспитанию в семьях успешно решаются, а в помощь создаются все условия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.