Главная / История / Статья на тему "Нетрадиционные формы уроков истории"

Статья на тему "Нетрадиционные формы уроков истории"

Нетрадиционные формы уроков истории как средство

повышения качества знаний школьников


Современный уровень развития образовательной системы требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.

Анализ опыта работы педагогов, своего опыта, позволил выявить объективное противоречие между необходимостью повышения качества знаний учащихся по истории и современной системой преподавания, недостаточно учитывающей возможности нетрадиционных форм уроков в повышении качества знаний.

Таким образом, нетрадиционные формы урока помогают сформировать базовые понятия курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивать интеллект, эрудицию, расширять кругозор.

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока?

По мнению О.В.Трофимовой НФУ – это…: «интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности, базирующихся на активных методах».

НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

У каждого педагога существуют свои наработки, методы и средства, применяемые на нетрадиционных уроках. Из своего педагогического опыта сделала вывод, что проведение сюжетно-ролевых игр на занятиях всегда вызывает живой интерес у всех школьников. Мною были проведены разные сюжетно-ролевые инсценировки на уроках, например, "Сватовство", "Посиделки", "Колядки" и др.

Другой нетрадиционной формой, которую использую на уроках истории, является экскурсия. Музеи выполняют не только воспитательную функцию, но и образовательную.

Экскурсия - это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем. Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 10 до 20 минут. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность.

Таким образом, думается что учитель, осознавая репродуктивную силу такой формы работы, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока через экскурсионный материал.

Несмотря на высокую степень эффективности НФУ в процессе обучения, в то же время их не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”. От традиционных форм уроков не следует отказываться. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся и высокому качеству знаний.

Статья на тему "Нетрадиционные формы уроков истории"
  • История
Описание:

 Данная статья даёт понять, что современный уровень развития образовательной системы  требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.

 

 Нетрадиционные формы урока помогают сформировать базовые понятия курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивать интеллект, эрудицию, расширять кругозор. В итоге повышается качество знаний учащихся.

 

НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

 

Использование современных НФУ - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи, а именно повысить качество знаний.

 

 У каждого педагога существуют свои наработки, методы и средства, применяемые на нетрадиционных уроках. Исходя из своего опыта работы, пришла к выводу, что наиболее эффективно повышают качество знаний учащихся такие нетрадиционные уроки, как урок-игра и экскурсия.

 

 

 

 

Автор Масловская Светлана Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 833
Номер материала 35507
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓