Ольховая Т.С.
Учитель английского языка МБОУ-СОШ
№ 6
Использование
музыки в рамках здоровьесберегающих
технологий на
уроках английского языка
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и
развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на
сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции
школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический
побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [1, c.40].
Известный педагог Ян Амос Каменский писал, что тот, кто не знает музыки,
уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты
разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают
пением и сейчас. Вместе с детьми поёт и учитель, как правило, увлечённо и
радостно.
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в
школе.
Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:
- песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного
усвоения и рассмотрения лексического запаса, так как включают новые слова и
выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном
окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена
собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические
слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических
особенностей;
- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В
некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространённым
конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с
пояснительными комментариями, а также заданиями;
- песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения,
развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух,
слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с
развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких,
несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить
правильную артикуляцию и произношение звуков, правила ударения и особенности
ритма;
- песни содействуют эстетическому
воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих
способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный
психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется
языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к
изучению иностранного языка;
- песни и другие музыкальные произведения, стимулирующие монологические и
диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной
деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и
неподготовленной речи.
На уроке иностранного языка песни чаще всего используются:
-
для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
-
для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
-
как стимул для развития речевых навыков и умений;
-
как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им
нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому
рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом.
Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала
предполагает поэтапную работу на протяжении нескольких уроков.
В
качестве примера ритмической паузы для младших школьников могут служить песенки
“Ten Little Frogs”,
“One
– a cat,
Two
– a bat”.
Во время исполнения этих песен дети могут выполнять несложные танцевальные
движения.
Стимулом для
бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. Так
при изучении темы «Защита окружающей среды» в 7 классе могут использоваться
песни Майкла Джексона “The Earth Song”,
“Heal the World”.
Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к
последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и
исполнению.
Удачно подобранное музыкальное произведение может лучше слов настроить
школьников на восприятие и воспроизведение текстов монологического и
диалогического характера, на формулировку темы высказывания.
Наиболее удачными в плане развития устной речи являются те музыкальные
произведения, которые созвучны изучаемым темам или текстам («Времена года»,
«Внешность и характер людей», «Музыка», «Спорт», «Хобби»).
Литература:
1.
Леви В. «Вопросы психобиологии музыки», http://Первое
издание: Советская музыка. 1966. № 8. С. 37—43.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.