Главная / Директору-завучу / статья на тему: "КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ"

статья на тему: "КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ"

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Образование как одна из ведущих сфер жизни казахстанского общества идёт по пути интеграции с мировым образовательным пространством, развиваясь в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы.

В последнее десятилетие во всем мире, России и Казахстане требования к результату общего и высшего образования формулируются в категории компетенции/ компетентности.

В наиболее общем понимании компетенция это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, а компетентность характеризует субъекта деятельности, то есть обладание субъекта соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно в ней действовать.

Рассматривая образовательный процесс через призму компетентностного подхода, можно проектировать компетентностные модели не только ученика, но и других его участников (учителей, классных руководителей, родителей, и т.д.). Формирование и оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся тесно связана с уровнем их сформированности у педагога. Учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!

Поэтому, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого понятия, как «компетентность специалиста» или «профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность современного педагога выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Теоретическая готовность учителя проявляется в умении педагогически мыслить, предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

Практическая готовность учителя выражается в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся: организаторские (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные); коммуникативные (перцептивные, педагогическое общение, педагогическая техника); прикладные умения.

Компетентностная модель это некий образ, эталон, идеал, который должен быть реализован. Важно помнить: чем младше ученик, тем более необходим учитель-мастер. А значит, для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста, требуется высокая педагогическая квалификация.

Готовность учителя к профессиональной деятельности в современных условиях предполагает обладание предметной, педагогической и социальной компетенциями. Российский доктор педагогических наук, доцент Абдулгалимов Г. Л. предлагает компетентностную модель современного учителя, которая состоит из предметной компетентности, педагогической и социальной компетентности. 1

На рисунке 1 представлена компетентностная модель учителя, где:

1hello_html_aa01bf4.png – предметная компетентность учителя

2 – педагогическая компетентность учителя

3 – социальная компетентность учителя










Рис. 1 Компетентностная модель современного учителя

Основание модели - социальная компетентность учителя (3), которая служит основой для предметной и педагогической компетентностей. Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда. Верхняя граница предметной компетентности (1) современного учителя определяется нормативно-правовыми документами по предмету. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование педагогической компетенции (2). В модели появляется творческий уровень. Главными признаками творчества являются:

  • создание нового или существенное усовершенствование известного;

  • оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

  • взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Выступая в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, современный учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний для обучающихся. Современный учитель должен обладать следующими основными компетенциями: уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»; уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций); уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов; уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых обучающимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев; уметь подмечать склонности обучающегося, и в соответствии с ним, определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Педагогическая компетентность учителя проявляется и во владении проектным мышлением, в умении организовать групповую проектную деятельность обучающихся и руководить ею. Современному учителю необходимо владеть исследовательским мышлением, уметь организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею; использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их; уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у обучающихся в процессе учебных занятий; уметь вести уроки в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике; владеть компьютерными технологиями и использовать их в образовательном процессе. Учитель должен быть компетентен в технологии развивающих способов обучения и выступать организатором эффективной деятельности учащихся.

Для определения уровня состояния компетенций существуют определенные критерии, позволяющие учителю провести самоанализ профессиональной компетенции, определить проблемные зоны, сделать выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя рассмотрим на примере предметной компетенции.

Таблица №1

Характеристики,

определяющие

успешность учителя

Оптимальный уровень

(8-10 баллов)

Достаточный уровень

(6-7 баллов)

Критический уровень

(5 баллов и ниже)

Предметная компетенция:


  • знания в области преподаваемого предмета,

  • методологии

преподавания

Учитель:


отлично знает

содержание предмета


хорошо ориентируется в нормативной документации и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета


использует в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся продуктивный опыт

Учитель:


хорошо знает

содержание предмета


хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях





использует в содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приёмы вводит эпизодически


Учитель:


знает содержание

предмета



практически не следит за достижениями в области разработок новых

подходов в его преподавании



не пользуется периодикой

в учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук

На сегодняшний день существует достаточно много взглядов на то, какой должна быть компетентностная модель современного учителя. Универсальной модели нет и это правильно. Перечень компетенций учителя достаточно объемный, и каждая школа может добавить те из них, которые считает наиболее важными для достижения тех или иных образовательных результатов. Главное помнить, что уровень сформированности профессиональных компетенций современного учителя должен быть достаточным для создания такой образовательной развивающей среды, в которой возможно формирование ключевых компетенций учащихся.


Литература:

1. Г. Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. - №5. – С. 24-25

2. В. А. Адольф Формирование профессиональной компетентности будущего учителя.//Педагогика – 1998. - №1. – С. 34-36

3. Л.Б. Амельченко. Развитие компетентностей будущих учителей. //Республиканский научно-методический и информационно-аналитический журнал «12-летнее образование» - 2010. - №5(89). С. 57-59

4. И. А. Зимняя. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов - 2004. – С. 73-76

5. О. А. Козырева Феноменология профессиональной компетентности учителя.

//Образовательные технологии и общество - 2008. - №11(2) С. 49

6. Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании //Наука и школа - 2008. - №4. – С. 97


статья на тему: "КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ"
  • Директору-завучу
Описание:

В последнее десятилетие во всем мире, России и Казахстане требования к результату общего и высшего образования формулируются в категории компетенции/ компетентности.    

Рассматривая образовательный процесс через призму компетентностного подхода,можно проектировать компетентностные модели не только ученика, но и других его участников (учителей, классных руководителей, родителей, и т.д.).Формирование и оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся тесно связана с уровнем их сформированности у педагога. Учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!

Поэтому, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого понятия, как «компетентность специалиста» или «профессиональная компетентность».

 

Профессиональная компетентность современного педагога выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Автор Тунгускова Светлана Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1492
Номер материала 39447
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓