Зубкова Александра Евгеньевна
Как сделать классику понятной
детям?
Российская Федерация
Самарская область, г.Сызрань,
Общеобразовательное
учреждение Лицей г.Сызрани
«Образовательный центр»
zubkowa.sasha@yandex.ru
В мае этого года,
знакомясь с очередным номером газеты «Первое сентября», я прочитала необычную
статью. Автором её был ученик 11 класса, Левон Бабаян, а называлась она так
«…Чтобы прочитали учителя и что-то изменили в своей работе». Во-первых, ребенок
давал понять, что он желает видеть в школе учителя, уважающего ученика: «Я
хочу, чтобы учитель не кричал, что, дескать, и так все всем давно понятно и все
это элементарно. А чтобы спокойно дал понять, что вот это не надо писать, а это
писать надо, что так получится, а так нет и почему. А крик вызывает во мне
страх. Я под страхом ничего не могу»[1, стр.7]. Во-вторых, в письме выпускника
говорится о его желании повернуть школу и учителя лицом к ученику: «Не хватает
нам учителя, сильного, умного человека, который зовет меня учиться не криками и
принуждениями, а своим надежным отношением, дескать, смотри, сынок, как все
интересно устроено» [1, стр.7]. Таким образом, дети хотят в нас видеть учителей,
умеющих и партнерский тип взаимоотношений удерживать, и культуру
представительствовать. А где же возможно это сочетание в нас в условиях
современной школы? Размышляя об этом, я пришла к выводу, что именно уроки
литературы, как никакого другого предмета, являются идеальной средой для
установления партнерских взаимоотношений с детьми, потому что ученик на каждом
из них может быть вовлечен в поисково-исследовательскую деятельность,
приближенную к жизненному опыту ребенка, адаптированную к нему. Искусство
учителя литературы сейчас заключается в том, чтобы привлечь интерес ребенка к
книге. Почему наши дети не читают, не любят классическую литературу? Причина
проста и понятна: она, так же, как и мы, далека от ребенка, непонятна ему. Мы
же со своей стороны должны постараться все-таки повернуть классику лицом к
детям, пересмотреть свои подходы, основанные на уже устаревшей методике, к их
изучению и сделать её понятной детям. Как же это возможно? Прежде всего,
обратиться к их жизненному опыту при разговоре о том или ином художественном
произведении. Так в 9 классе при изучении романа «Евгений Онегин» в разговоре о
том, как ведет себя герой на именинах у Татьяны и что становится причиной дуэли
между им и Ленским, обращаюсь к мальчикам с просьбой дать краткий ответ на
вопрос: « Пошел ли бы я на именины к девочке, если бы заранее знал, что я ей
нравлюсь, а она мне не очень?» [2, стр.9] Считаю, что такое задание не только
суть характера Онегина поможет понять, но и в себе покопаться заставит.
Например, роман Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание» может рассматриваться на уроке как остросюжетный
детектив, в котором расследуется не само преступление (его участники и так
известны с первых страниц), а душевные муки преступника. Обращаясь к мотивам
преступления, всегда задаю вопрос: «А как вы относитесь к фашизму? На чем
основана эта идеология?» здесь сразу же можно рассмотреть и последний сон
Раскольникова, данный в эпилоге: мир – результат действующей теории фашизма,
теории Раскольникова. В этом же 10 классе, начиная учебный год и знакомя ребят
с николаевской Россией, эпохой шестидесятых годов XIX века, западниками и славянофилами, обращаюсь
к ним с просьбой дать небольшой письменный ответ на вопрос: «По какому пути, на
их взгляд, нужно сейчас развиваться России?» Вообще короткие письменные
высказывания на уроках литературы, которые носят самостоятельный характер
(объем 5-10 предложений), считаю более нужной и полезной для учащихся работой,
нежели объемные сочинения после изучения того или иного произведения. Они и
мыслить учат, и речь формируют, и логику, лаконичность воспитывают. Так, изучая
роман «Обломов» можно порассуждать о том, на чем основаны законы дружбы? О
поэме Лермонтова «Демон» разговор может начаться с вопроса: «Чего, по-вашему,
больше в человеке: добра или зла?» А после изучения бунинских рассказов о
любви спросите учащихся: «А можно ли постичь её грамматику?»
Увидеть суть того или иного рассказа,
повести, романа поможет умение определять круг проблем, поставленных в нем
автором. Такую работу хорошо делать как на уроке обобщения, повторения после
изученного произведения, так и до того. Опыт такой работы по роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин» я прочитала в статье Оксаны Вениаминовны Смирновой, учителя
литературы «Традиционной гимназии» г. Москвы [3, стр.32]. На самом деле
оказалось не так-то сложно повторить все о романе в пределах одного урока. Начинается
разговор при этом с определения тематики и проблематики литературного
произведения. Затем переходим к определению многоплановости тематики романа, а
далее уделяем основное время на уроке главным героям романа, находящимся в
центре внимания автора. Это, конечно, Евгений и Татьяна. Работа строится
методом подбора ассоциаций, связанных с этими образами романа. Картина
получается следующая:
Онегин Запад, Наполеон, Петербург, эгоизм,
прозаический взгляд на жизнь, неумение любить, одиночество, равнодушие к
красотам природы, зима.
Татьяна Россия, деревня, Москва, семья, любовь,
верность долгу, поэзия, природа, лето.
Таким образом, в романе встречаются
две цивилизации. Одна тяготеет к патриархальности, запретам, чувству долга да
самоотречения, другая требует свободы. Понять друг друга им не дано, поэтому у
романа и нет счастливого конца. Роман же создавался изначально о молодом
человеке своего поколения. Замысел возник под влиянием восстания 1825 года,
когда мечты декабристов расходились с патриархальной русской жизнью. Отсюда
определяем круг проблем, центральных и сопутствующих (проблема героя времени,
личности и общества, одиночества, русского национального характера, поиска
смысла жизни, соотношения свободы и счастья, чести и долга, человека и природы,
жизни и поэзии, свободы творчества и традиций). Подобным образом мною была
построена работа и по повторению романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Начинаем
с тематики произведения. Роман о любви, жизненных целях, смысле жизни, чести,
добре, верности, зле, предательстве, молодом поколении 30-ых годов XIX века, бездействии и активности
жизненной позиции, судьбе. Емкость, полнота содержания достигается, безусловно,
за счет композиционного решения романа. А его проблематика складывается из
того, с кем взаимодействует главный герой в романе. Определяя далее центральную
проблему героя поколения, состарившегося в бездействии, учитель, совместно с
детьми, определяет круг проблем романа: этических, философских,
психологических, проблем национального самосознания, личности и общества.
Далее учащиеся получают задание самостоятельно сформулировать проблемы в рамках
определенных направлений с помощью вопросов или риторических предложений.
Проблемы рассказа Н.В.Гоголя «Невский
проспект» легко формулируются учащимися после сравнительно-сопоставительной
работы над образами героев Пирогова и Пискарева.
Вообще же, после таких уроков –
воспоминаний, где определяется многоплановость тем литературного произведения,
учащиеся легко могут и самостоятельно разложить любое изучаемое произведение на
составляющие темы и сформулировать на основе этого ведущие проблемы. А значит,
они сами могут предложить учителю выбрать вопрос для обсуждения, который больше
волнует их в настоящее время. И только от учителя зависит, насколько искусно он
поведет разговор о той или иной проблеме, опираясь на произведение классики и,
конечно, обращаясь к жизненному опыту самих учеников. Может быть, эта работа и
будет маленьким шагом к тому, чтобы учитель начал отказываться от авторитарных
форм ведения урока и больше времени отдавать партнерскому взаимодействию с
детьми, приучая их самостоятельно мыслить, высказываться и невольно все-таки
обращаться к такой, на их взгляд, скучной классике.
Такую работу целесообразно проводить
по каждому изучаемому произведению в 10-11 классе, так как её можно считать и подготовительной
к обучению написания части С на ЕГЭ по русскому языку.
Библиографический список
1. Первое сентября № 10,
28.05.11, стр.7
2. Чтобы они читали…: «Скучная»
классика на уроке / Инна Кленицкая. – М.: Чистые пруды, 2010, стр.9
3. Литература. Приложение к
газете «Первое сентября» № 8, 2010г., стр. 32
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.