Главная / Русский язык и литература / Статья на тему: "Как сделать классику понятной детям?"

Статья на тему: "Как сделать классику понятной детям?"

Зубкова Александра Евгеньевна

Как сделать классику понятной детям?

Российская Федерация

Самарская область, г.Сызрань,

Общеобразовательное учреждение Лицей г.Сызрани

«Образовательный центр»

zubkowa.sasha@yandex.ru




В мае этого года, знакомясь с очередным номером газеты «Первое сентября», я прочитала необычную статью. Автором её был ученик 11 класса, Левон Бабаян, а называлась она так «…Чтобы прочитали учителя и что-то изменили в своей работе». Во-первых, ребенок давал понять, что он желает видеть в школе учителя, уважающего ученика: «Я хочу, чтобы учитель не кричал, что, дескать, и так все всем давно понятно и все это элементарно. А чтобы спокойно дал понять, что вот это не надо писать, а это писать надо, что так получится, а так нет и почему. А крик вызывает во мне страх. Я под страхом ничего не могу»[1, стр.7]. Во-вторых, в письме выпускника говорится о его желании повернуть школу и учителя лицом к ученику: «Не хватает нам учителя, сильного, умного человека, который зовет меня учиться не криками и принуждениями, а своим надежным отношением, дескать, смотри, сынок, как все интересно устроено» [1, стр.7]. Таким образом, дети хотят в нас видеть учителей, умеющих и партнерский тип взаимоотношений удерживать, и культуру представительствовать. А где же возможно это сочетание в нас в условиях современной школы? Размышляя об этом, я пришла к выводу, что именно уроки литературы, как никакого другого предмета, являются идеальной средой для установления партнерских взаимоотношений с детьми, потому что ученик на каждом из них может быть вовлечен в поисково-исследовательскую деятельность, приближенную к жизненному опыту ребенка, адаптированную к нему. Искусство учителя литературы сейчас заключается в том, чтобы привлечь интерес ребенка к книге. Почему наши дети не читают, не любят классическую литературу? Причина проста и понятна: она, так же, как и мы, далека от ребенка, непонятна ему. Мы же со своей стороны должны постараться все-таки повернуть классику лицом к детям, пересмотреть свои подходы, основанные на уже устаревшей методике, к их изучению и сделать её понятной детям. Как же это возможно? Прежде всего, обратиться к их жизненному опыту при разговоре о том или ином художественном произведении. Так в 9 классе при изучении романа «Евгений Онегин» в разговоре о том, как ведет себя герой на именинах у Татьяны и что становится причиной дуэли между им и Ленским, обращаюсь к мальчикам с просьбой дать краткий ответ на вопрос: « Пошел ли бы я на именины к девочке, если бы заранее знал, что я ей нравлюсь, а она мне не очень?» [2, стр.9] Считаю, что такое задание не только суть характера Онегина поможет понять, но и в себе покопаться заставит.

Например, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» может рассматриваться на уроке как остросюжетный детектив, в котором расследуется не само преступление (его участники и так известны с первых страниц), а душевные муки преступника. Обращаясь к мотивам преступления, всегда задаю вопрос: «А как вы относитесь к фашизму? На чем основана эта идеология?» здесь сразу же можно рассмотреть и последний сон Раскольникова, данный в эпилоге: мир – результат действующей теории фашизма, теории Раскольникова. В этом же 10 классе, начиная учебный год и знакомя ребят с николаевской Россией, эпохой шестидесятых годов XIX века, западниками и славянофилами, обращаюсь к ним с просьбой дать небольшой письменный ответ на вопрос: «По какому пути, на их взгляд, нужно сейчас развиваться России?» Вообще короткие письменные высказывания на уроках литературы, которые носят самостоятельный характер (объем 5-10 предложений), считаю более нужной и полезной для учащихся работой, нежели объемные сочинения после изучения того или иного произведения. Они и мыслить учат, и речь формируют, и логику, лаконичность воспитывают. Так, изучая роман «Обломов» можно порассуждать о том, на чем основаны законы дружбы? О поэме Лермонтова «Демон» разговор может начаться с вопроса: «Чего, по-вашему, больше в человеке: добра или зла?» А после изучения бунинских рассказов о любви спросите учащихся: «А можно ли постичь её грамматику?»

Увидеть суть того или иного рассказа, повести, романа поможет умение определять круг проблем, поставленных в нем автором. Такую работу хорошо делать как на уроке обобщения, повторения после изученного произведения, так и до того. Опыт такой работы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» я прочитала в статье Оксаны Вениаминовны Смирновой, учителя литературы «Традиционной гимназии» г. Москвы [3, стр.32]. На самом деле оказалось не так-то сложно повторить все о романе в пределах одного урока. Начинается разговор при этом с определения тематики и проблематики литературного произведения. Затем переходим к определению многоплановости тематики романа, а далее уделяем основное время на уроке главным героям романа, находящимся в центре внимания автора. Это, конечно, Евгений и Татьяна. Работа строится методом подбора ассоциаций, связанных с этими образами романа. Картина получается следующая:

Оhello_html_6b11c135.gifнегин Запад, Наполеон, Петербург, эгоизм, прозаический взгляд на жизнь, неумение любить, одиночество, равнодушие к красотам природы, зима.

Тhello_html_6b11c135.gifатьяна Россия, деревня, Москва, семья, любовь, верность долгу, поэзия, природа, лето.

Таким образом, в романе встречаются две цивилизации. Одна тяготеет к патриархальности, запретам, чувству долга да самоотречения, другая требует свободы. Понять друг друга им не дано, поэтому у романа и нет счастливого конца. Роман же создавался изначально о молодом человеке своего поколения. Замысел возник под влиянием восстания 1825 года, когда мечты декабристов расходились с патриархальной русской жизнью. Отсюда определяем круг проблем, центральных и сопутствующих (проблема героя времени, личности и общества, одиночества, русского национального характера, поиска смысла жизни, соотношения свободы и счастья, чести и долга, человека и природы, жизни и поэзии, свободы творчества и традиций). Подобным образом мною была построена работа и по повторению романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Начинаем с тематики произведения. Роман о любви, жизненных целях, смысле жизни, чести, добре, верности, зле, предательстве, молодом поколении 30-ых годов XIX века, бездействии и активности жизненной позиции, судьбе. Емкость, полнота содержания достигается, безусловно, за счет композиционного решения романа. А его проблематика складывается из того, с кем взаимодействует главный герой в романе. Определяя далее центральную проблему героя поколения, состарившегося в бездействии, учитель, совместно с детьми, определяет круг проблем романа: этических, философских, психологических, проблем национального самосознания, личности и общества. Далее учащиеся получают задание самостоятельно сформулировать проблемы в рамках определенных направлений с помощью вопросов или риторических предложений.

Проблемы рассказа Н.В.Гоголя «Невский проспект» легко формулируются учащимися после сравнительно-сопоставительной работы над образами героев Пирогова и Пискарева.

Вообще же, после таких уроков – воспоминаний, где определяется многоплановость тем литературного произведения, учащиеся легко могут и самостоятельно разложить любое изучаемое произведение на составляющие темы и сформулировать на основе этого ведущие проблемы. А значит, они сами могут предложить учителю выбрать вопрос для обсуждения, который больше волнует их в настоящее время. И только от учителя зависит, насколько искусно он поведет разговор о той или иной проблеме, опираясь на произведение классики и, конечно, обращаясь к жизненному опыту самих учеников. Может быть, эта работа и будет маленьким шагом к тому, чтобы учитель начал отказываться от авторитарных форм ведения урока и больше времени отдавать партнерскому взаимодействию с детьми, приучая их самостоятельно мыслить, высказываться и невольно все-таки обращаться к такой, на их взгляд, скучной классике.

Такую работу целесообразно проводить по каждому изучаемому произведению в 10-11 классе, так как её можно считать и подготовительной к обучению написания части С на ЕГЭ по русскому языку.

Библиографический список

  1. Первое сентября № 10, 28.05.11, стр.7

  2. Чтобы они читали…: «Скучная» классика на уроке / Инна Кленицкая. – М.: Чистые пруды, 2010, стр.9

  3. Литература. Приложение к газете «Первое сентября» № 8, 2010г., стр. 32

Статья на тему: "Как сделать классику понятной детям?"
  • Русский язык и литература
Описание:

В мае этого года, знакомясь с очередным номером газеты «Первое сентября», я прочитала необычную статью. Автором её был ученик 11 класса, Левон Бабаян, а называлась она так «…Чтобы прочитали учителя и что-то изменили в своей работе».

Во-первых, ребенок давал понять, что он желает видеть в школе учителя, уважающего ученика: «Я хочу, чтобы учитель не кричал, что, дескать, и так все всем давно понятно и все это элементарно. А чтобы спокойно дал понять, что вот это не надо писать, а это писать надо, что так  получится, а так нет и почему. А крик вызывает во мне страх. Я под страхом ничего не могу»[1, стр.7].

Во-вторых, в письме выпускника говорится о его желании повернуть школу и учителя лицом к ученику: «Не хватает нам учителя, сильного, умного человека, который зовет меня учиться не криками и принуждениями, а своим надежным отношением, дескать, смотри, сынок, как все интересно устроено» [1, стр.7]. Таким образом, дети хотят в нас видеть учителей, умеющих и партнерский тип взаимоотношений удерживать, и культуру представительствовать. А где же возможно это сочетание в нас в условиях современной школы?

Автор Зубкова Александра Евгеньевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 273
Номер материала 52731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓