Использование
сюжетно-ролевых игр в процессе обучения иностранному языку.
Горлова
О.Г.
В наши дни преподаватели
пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции обучающихся с целью их
введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка.
Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности:
чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса,
стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс
обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Причина столь
повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую
очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить,
что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение
познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление
происходит в связи с тем, что обучающиеся сталкиваются с некоторыми
трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность,
являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность,
позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен
интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
Игра – задание,
содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых,
учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или
гипотез. Она является своего рода индикатором успеха обучающихся в овладении
учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля
и самоконтроля студентов. Игровые технологии значительно повышают
мотивацию к изучению иностранных языков; - игра является средством активизации
познавательной деятельности обучающихся, способствующим ее актуализации; - игра
способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает
развитие речемыслительной деятельности обучающихся.
Игры могут снизить
волнение, делая введение материала более естественными. Они высокомотивационны.
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием
или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным
эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости
едино». Учебная игра – упражнение , которое помогает активизировать,
закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает
учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала.
Существует несколько
видов игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, учебные , познавательно-дидактические,
творческие сюжетно-ролевые игры.
Примером
дидактических игр могут служить упражнения типа «читайте по ролям»,
«инсценируйте диалог», занимающих прочное место в арсенале методических
приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание
смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала.
Часто при работе с
лексическими темами я использую такие дидактические игры как «Снежный ком»,
«Цепочка из слов», «Найди соответствия», «Найди правильный перевод». Участвуя
в игре «Цепочка слов» студенты имеют возможность не только повторить лексемы,
но и отработать орфографические навыки. В последней игре я использую карточки,
на которых написаны слова на английском языке. Студенты работают в группах.
Услышав слово на русском языке, они должны поднять карточку с английским
эквивалентом. В конце игры подсчитываются итоги. Даже не очень сильные студенты
с удовольствием принимают участие в такой игре. В итоге лексика запоминается
намного лучше.
Творческие
сюжетно-ролевые игры – это, например, перевоплощение реальных людей в
литературных персонажей, героев сказок и так далее. Иногда
ролевая игра носит характер уподобления, то есть разыгрываются ситуации,
типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более
театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Например, в
рамках предметной недели мы проводим мероприятия, в которых студенты
разучивают роли, разыгрывают различные сказки, участвуют в сценках. Это и
«Золушка», «Волк и 3 котенка», «Теремок», «Колобок», «Сказка о Царе Салтане» и
многие другие. Психологический
барьер, сковывающий студентов, формируется страхом, чувством показаться
смешным, создаёт напряжённость, в условиях которой не может быть и речи об
адекватной реакции на воспринимаемую иноязычную речь. В этом случае ролевые
игры приобретают чрезвычайную значимость, т.к. участвующий говорит не от своего
имени, а исполняет роль, что освобождает его от тревоги.
Надо отметить, что
элемент условности присущ всем видам ролевой игры. Ролевая игра – это речевая,
игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения обучающихся,
ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в
разных ролях, хотя учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций преподавателя
цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений обучающихся.
Ролевая игра управляема , ее учебный характер четко осознается преподавателем.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в
процессе общения.
Ролевая игра
вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на
иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную
функцию. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она
в значительной степени определяет выбор языков средств, способствует развитию
речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение обучающихся в
различных речевых ситуациях. В этом обучающая функция ролевой игры.
В ролевых играх
воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность,
готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение
отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в
определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции
ролевой игры.
Ролевая игра
формирует у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с
позиции партнера по общению. Она ориентирует обучающихся на планирование
собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение
контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую
функцию. Ролевая игра дает обучающимся возможность выйти за рамки своего
контекста деятельности и расширить его.
Итак, применение
ролевых игр даёт возможность привить студентам интерес к языку, удержать его и
усилить в дальнейшем, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует
самостоятельную речемыслительную деятельность обучающихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.