Главная / Иностранные языки / Статья на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения английскому языку"

Статья на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения английскому языку"

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения иностранному языку.

Горлова О.Г.

В наши дни преподаватели пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции обучающихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями,  игровых технологий.

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что обучающиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Игра – задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха обучающихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля студентов.  Игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков; - игра является средством активизации познавательной деятельности обучающихся, способствующим ее актуализации; - игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности обучающихся.



Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Они высокомотивационны. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Учебная игра – упражнение , которое помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала.


Существует несколько видов игр, в частности, организационно-деятельностные, деловые, учебные , познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры. 


Примером дидактических игр могут служить упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог», занимающих прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала.

Часто при работе с лексическими темами я использую такие дидактические игры как «Снежный ком», «Цепочка из слов», «Найди соответствия», «Найди правильный перевод». Участвуя в игре «Цепочка слов» студенты имеют возможность не только повторить лексемы, но и отработать орфографические навыки. В последней игре я использую карточки, на которых написаны слова на английском языке. Студенты работают в группах. Услышав слово на русском языке, они должны поднять карточку с английским эквивалентом. В конце игры подсчитываются итоги. Даже не очень сильные студенты с удовольствием принимают участие в такой игре. В итоге лексика запоминается намного лучше.

Творческие сюжетно-ролевые игры – это, например, перевоплощение  реальных людей в литературных    персонажей, героев сказок и так далее. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, то есть разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театрализованной:  с конфликтом, кульминацией и развязкой. Например, в рамках предметной недели мы проводим мероприятия, в которых студенты разучивают роли, разыгрывают различные сказки, участвуют в сценках. Это и «Золушка», «Волк и 3 котенка», «Теремок», «Колобок», «Сказка о Царе Салтане» и многие другие. Психологический барьер, сковывающий студентов, формируется страхом, чувством показаться смешным, создаёт напряжённость, в условиях которой не может быть и речи об адекватной реакции на воспринимаемую иноязычную речь. В этом случае ролевые игры приобретают чрезвычайную значимость, т.к. участвующий говорит не от своего имени, а исполняет роль, что освобождает его от тревоги.



Надо отметить, что элемент условности присущ всем видам ролевой игры. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях, хотя учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций преподавателя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений обучающихся. Ролевая игра управляема , ее учебный характер четко осознается преподавателем. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.



Ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевую  игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языков средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение обучающихся  в различных речевых ситуациях. В этом обучающая функция ролевой игры.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.



Ролевая игра формирует у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует обучающихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию. Ролевая игра дает обучающимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его.

Итак, применение ролевых игр даёт возможность привить студентам интерес к языку, удержать его и усилить в дальнейшем, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучающихся.

Статья на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения английскому языку"
  • Иностранные языки
Описание:

В статье на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения английскому языку" объясняется, что игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков; - игра является средством активизации познавательной деятельности обучающихся, способствующим ее актуализации; - игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности обучающихся. Приводятся конкретные примеры использования сюжетно-ролевых игр на уроках и внеклассных мероприятиях на английском языке.

Автор Горлова Олеся Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 499
Номер материала 21704
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓