Главная / Начальные классы / Статья на тему "Интерактивная доска на уроках русского языка в начальной школе"

Статья на тему "Интерактивная доска на уроках русского языка в начальной школе"


Ярмарка педагогических идей



















Интерактивная доска на уроках

русского языка в начальной школе

















Шаныгина Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

















г. Переславль-Залесский

2014г.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий. Они способствуют целостному развитию личности ученика за счет активной самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности.

Эффективной реализации интерактивных технологий в значительной степени содействуют современные технические интерактивные средства. С использованием этих средств становится возможным:

  • проведение экспериментов,

  • использование вещественных и виртуально-наглядных моделей объектов и явлений,

  • цифровое (электронное) измерение;

  • наблюдение (включая наблюдение микрообъектов), определение их местонахождения и наглядное представление с анализом данных;

  • использование цифровых планов и карт, спутниковых изображений и т.п.

Таким образом, интерактивные средства позволяют с большой эффективностью реализовать прикладную направленность процесса обучения, развивать межпредметные связи. В то же время они содействуют активному взаимодействию всех участников образовательного процесса, в связи с чем интерактивные технические средства могут рассматриваться именно как средство реализации интерактивных технологий обучения.

Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска (ИД) становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

Интерактивность – это одно из слагаемых компьютерных технологий. По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может во много раз улучшить качество знаний обучающихся

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске могут быть подключены, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски, – уйти от привнесенной компьютерной культурой презентационной формы подачи материала.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • использование ИД помогает в реализации одного из важнейших принципов обучения в начальной школе – принципа наглядности. На ИД можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это, в свою очередь, – способ сосредоточить и удержать внимание школьников, процессы возбуждения и торможения которых не уравновешены.

В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс

заговорит, а главное, заговорит свободно...».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом;

  • работа с доской позволяет сэкономить время урока, т.к. не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв, записи новых упражнений, не тратится время и на очистку доски. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала. С появлением интерактивной доски, на уроке больше не приходится ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны – можно вывести на экран заранее подготовленные материалы, и время урока полностью используется только на решение поставленных задач и достижение поставленных целей;

  • электронная доска помогает школьникам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, обучающиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, повышается их мотивация и познавательная активность. Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью инструмента «ластик» сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока;

  • работа с ИД делает урок интересным; обучающихся, желающих работать у доски,  всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он сам участвует в процессе;

  •  ИД помогает самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки, способствует формированию личностных УУД;

  • отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале;

  • интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени;

  • слайд обычной презентации – неизменен. Каждая же страница флипчарта – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Объекты будут перемещаться, появляться, создаваться, изменяться и удаляться не по заложенным заранее правилам, а в режиме «запланированной импровизации». На каждой такой сцене в процессе урока разыгрывается маленький спектакль, в котором учитель – главный режиссер;

  • материал урока можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование;

  • на занятии с ИД можно использовать все материалы, доступные на компьютере: презентации, анимацию, аудио- и видеозаписи, обучающие программы. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению;

  • после занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы обучающиеся и их родители всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями;

  • работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом;

  • ИД позволяет расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение ими коммуникативного опыта, повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся.

Уроки русского языка часто воспринимаются детьми как одни из самых трудных и неинтересных уроков, когда детям приходится много писать. С использованием ИД уроки русского языка приобретают совершенно другой «смысл». Учитель имеет возможность варьировать характер заданий очень быстро и смена видов деятельности не приводит к утомляемости детей. Приведу несколько примеров эффективного использования ИД на уроках русского языка.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми орфограммами. В работе по усвоению словарных слов особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию их правильного написания. И как показывает практика, использование интерактивной доски позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся и активизировать их мыслительную деятельность за счет использования ярких выразительных средств и оригинальных технологических приемов решений стандартных дидактических задач.

hello_html_m21a0735b.pnghello_html_180469f4.png

На странице флипчарта расположено дерево, на плодах которого изображены гласные буквы. Незнайка, к сожалению, не может правильно выполнить это задание. Ребятам предлагается помочь сказочному герою.

При выполнении упражнения в процессе перемещения гласных букв можно рекомендовать применение методики П.С.Тоцкого, в соответствии с главной идеей которой предлагается многократное проговаривание слова для формирования орфографической зоркости.

Одним из эффективных приемов работы со словарными словами является замена описательных оборотов словами-синонимами. Учитель предлагает обучающимся вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Используя инструмент «соединитель», дети устанавливают соответствие между словом и его значением, а затем подбирают картинку.


hello_html_6d9147c0.png



Различные виды словарной работы можно легко связать с содержанием занятий. Достаточно эффективным может стать упражнение на упорядочение слов по алфавиту. Зная преимущество интерактивной доски, обучающийся не боится делать ошибку, которую легко исправить, сдвинув слово (в тетради же это слово нужно зачеркнуть). Комфортная обстановка способствует формированию положительного отношения к учебе.


hello_html_m286337b9.pnghello_html_md23095a.png



Расширяет возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов.


hello_html_608c0d2f.png


Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, обучающиеся класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят слова на слоги. Такие уроки проходят с высоким "коэффициентом полезного действия".

Эффективность решения педагогических задач зависит от выбранных учителем дидактических средств. Проиллюстрирую возможность ее решения с применением интерактивной доски на уроках русского языка на примере изучения темы «Слова с непроизносимыми согласными».

При выполнении заданий на классификацию лексических единиц характеристическое свойство, как правило, задается определенной орфограммой. Например, обучающиеся должны распределить слова, представленные на странице флипчарта, по группам. В отличие от традиционного способа, выполняя это упражнение на интерактивной доске, ученик больше внимания может уделить комментированию, делая акцент на аргументации, почему слово попадает в ту или иную группу. В этом случае нет необходимости держать учебник в руках, выписывать слова, переключать внимание от учебника к доске. Обучающийся может полностью сосредоточить внимание на смысле выполняемого упражнения.

Кнопка «сброс» возвращает все слова на место, это позволяет выполнить задание еще раз или произвести классификацию слов на основании другого признака.

Представленное задание помогает в формировании познавательных УУД (классификация объектов (объединение в группы по существенному признаку)).

hello_html_m53f8b53f.png


Используя интерактивную доску, очень удобно проводить картинный диктант с помощью инструмента «прожектор». Он закрывает всю страницу флипчарта, оставляя открытой ту область, которая необходима для просмотра. Передвигая рамку «прожектора», учитель постепенно показывает обучающимся предметные картинки. Дети называют изображённые предметы, затем записывают их названия. Проверка осуществляется на следующей странице флипчарта. Если подвести стилус к красным рамочкам, появится слово – название предмета. Дети выполняют самопроверку или взаимопроверку.


hello_html_m44807363.pnghello_html_41dcb18a.png


Применение ИД позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока. 

Мотивационный.

Младшим школьникам часто приходится выполнять задания типа: «разгадай ребус», переставь буквы (слова), гораздо удобнее это делать действительно «переставляя» – реально двигая объекты. Тогда даже самый слабый или рассеянный ученик оказывается вовлечённым в этот процесс. 

Проверка домашнего задания.

Проходит быстро и эффективно, если заранее вынести на доску необходимый материал. Он воспринимается учащимися не только на слух, что, как известно, для младших школьников неэффективно, но и зрительно. 

Ознакомление с новым материалом.

Включение учащихся в непосредственную работу с предлагаемым материалом: установление соответствия, надписывание, перемещение информационных объектов, моделирование и создание объектов и другие действия позволяет намного быстрее и легче усвоить любую тему учебного предмета, т.к. легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Ведь то, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмыслено, а значит, и запомнено. Более того, к выполненным заданиям возможно вернуться через некоторое время, поэтому необязательно рассматривать выдвинутые гипотезы сразу в данный момент. Создавая проблемную ситуацию, учитель ее фиксирует на интерактивной доске. Дальнейшие действия обучающихся также фиксируются, а затем, сопоставляя различные точки зрения, они сами сформулируют нужный вывод.

Закрепление изученного.

Значительно упрощается работа с таблицами, графиками, алгоритмами. Воспроизвести их на меловой доске достаточно сложно и занимает много времени, а на экране через проектор невозможно сделать необходимые отметки. ИД упрощает этот трудоёмкий процесс (с помощью документ - камеры картинка проецируется на доску) и, если ребёнок что-то не успел отметить в своей тетради, у него есть возможность посмотреть, т.к. это никуда не делось, а осталось перед глазами. При этом выделено цветом, т.е. акцентирует на себе внимание. 

Использование программного обеспечения для ИД на уроках в начальной школе предоставляет мне возможность создавать разные интересные ЭОР, например, интерактивные раскраски. Обучающиеся вспоминают правило правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, выбирают букву, которую надо вставить и нажимают на кружок. Если ответ верный – раскрашивается часть картинки.

hello_html_64de9909.pnghello_html_22cddbd7.png


Оформление записей на доске должно быть аккуратным. И опять на помощь приходит ИД. Обучающийся выполняет задание, используя перо, которому назначено действие «модификатор ручки – горизонтальная линия», поэтому нет необходимости использовать линейку. Проверка выполнения задания: удалить желтые полоски под предложениями, кликнув по ним. В процессе проверки формируются регулятивные УУД (осуществление самоконтроля, коррекция).


hello_html_138011e5.png


ИД помогает дифференцировать работу на уроке. Например, для слабых детей можно предложить задание «собрать» правило из отдельных частей.


hello_html_m17182249.png



Русский язык обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). А помогает

  ИД позволяет эффективно и качественно осуществить проверку задания, помогает организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”. Обучающемуся нужно правильно определить падеж имени существительного. Для этого нужно прочитать словосочетание и выбрать правильный ответ (табличку с названием падежа перенести к словосочетанию). Если у ученика возникают затруднения, он может воспользоваться подсказкой. А затем выполнить проверку работы.


hello_html_m115a4387.pnghello_html_123f7744.png


Для тематического и периодического контроля (особенно, когда широко применяется тестирование) в последние годы все шире применяется система интерактивного голосования и опроса ActivExpression. Преимущества электронного тестирования перед традиционными формами очевидны. Устройства ActivExpression дают обучающимся возможность ответить на вопросы с помощью текстовых и цифровых сообщений, символов, шкалы Лайкерта и других способов. В процессе голосования можно отследить, кто из детей ответил верно, а кто допустил ошибку. На диаграмме, которая отражает результаты тестирования, видно, какая часть обучающихся класса усвоила ту или иную тему.

hello_html_mc03c52f.gif


Двухпользовательский режим позволяет двум пользователям одновременно работать на доске ActivBoard – каждому со своей ручкой. Двухпользовательский режим способствует развитию совместной деятельности обучающихся

Процесс создания интерактивного сопровождения урока увлекает меня, мне нравится работать с доской, атмосфера урока становится непринуждённой, а общение с учениками свободным и лёгким. Однако использованием ИД нельзя увлекаться, чтобы не перегрузить урок визуальными эффектами и не отвлечь детей от непосредственно учебного материала, а также соблюсти гигиенические требования к охране зрения учащихся. Непрерывная работа с доской на уроке должна занимать не более 15 минут. 



Список литературы



1.Брыскина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс//- Волгоград: Учитель, 2011-111 с.

2. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94-99.

3. Кабулова Г.С., Ефимова И.И., Тороян С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии . – 2011. - №9. – С.11-18.

4. Лось Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 85-3-93.

hello_html_m4d466bb7.png


Статья на тему "Интерактивная доска на уроках русского языка в начальной школе"
  • Начальные классы
Описание:

  

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий. Они способствуют целостному развитию личности ученика за счет активной самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • использование ИД помогает в реализации одного из важнейших принципов обучения в начальной школе – принципа наглядности;
  • работа с доской позволяет сэкономить время урока, т.к. не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов;
  • работа с ИД делает урок интересным; обучающихся, желающих работать у доски,  всегда много.
Автор Шаныгина Елена Вячеславовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 38071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓