Главная / Физика / Статья на тему "Игровые моменты на уроках физики и математики"

Статья на тему "Игровые моменты на уроках физики и математики"

Фёдорова Ирина Валентиновна,

учитель математики и физики,

КГУ «Экономическая школа-лицей»,

город Риддер

Игровые моменты на уроках математики и физики как один из интерактивных методов обучения.

На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:

  • Несформированность системы приемов логического мышления;

  • Слабость вычислительных навыков;

  • Отсутствие интереса к учебной деятельности;

  • Преобладание репродуктивных способов решения учебных задач;

Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных проблем, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.

Одним из действенных средств развития интереса учащихся к математике и физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры, которые природосообразны ребенку на протяжении всего периода обучения в школе и являются одним из интерактивных методов обучения.

Применение этого метода выступает как средство пробуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Использование дидактических игр происходит по таким основным направлениям:

  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • Учебный материал используется в качестве ее средства;

  • Вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в игровую;

  • Успешное выполнение задачи связывается с игровым результатом;

В деловых играх на основе игрового замысла моделируется жизненная ситуация, при этом значительно укрепляется связь (учащийся – учитель), раскрывается творческий потенциал учащихся. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участника к творческому процессу.

Деловые игры различны различны по способам подачи информации учащимся, а также различаются по формам проведения.

В целях повышения эффективности учебного процесса можно и нужно тестирование использовать как элемент игры.

Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь ребенка, а в том. Чтобы на основе «праздника» превратить урок в процесс активной деятельности ребят по теме. Бывает, что на уроке учащиеся сами предлагают поиграть. И неудовлетворенная детская потребность выльется наружу. Ребенок может начать играть ручкой, дергать соседа, тот не без удовольствия откликнется – и урок все равно собьется. В итоге потеря времени урока на замечания и призывы к дисциплине. Если нельзя искоренить желание играть. То остается лишь направить игру в выгодное для урока русло.

Творческие самостоятельные работы вызывают у учащихся наибольший интерес. Здесь они открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в неожиданных нестандартных ситуациях. Такой вид игры на уроках математики и физики служит формированию у учащихся интереса к предмету, воспитывают положительное отношение к предмету, развивают логическое мышление. Например, ученики испытывают удивление, когда в процессе игры составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна; что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал, когда при изучение темы « Умножение обыкновенных дробей» мы «получили» письмо от Бабы-Яги с просьбой о помощи: «Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по «х» литров каждый?

Соревнуясь в игровой форме, дети быстро воспринимают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала. Например игра «Крестики – нолики». Задаю теоретические вопросы, дети быстро отвечают на них. Ответ правильный – плюс, неправильный – минус, ответы заносим в квадрат, в конце игры суммируем плюсы и минусы. Данную игру можно всячески видоизменять, назначать баллы. Объединять детей в команды и т.д.

Игра объединяет класс: открываются умения подстраховать друг друга, выслушать мнение каждого. Например, игра «Что? Где? Когда? Здесь важны не столько знания, сколько умение детей обсуждать вопрос и выслушивать позицию другого, у них меняется мнение о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе.

На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь, всегда есть возможность специально подстроить игру так. Чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.

1. Игра  «Угадай слово» используется мной обычно при  закреплении материала

по любой теме курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел».  Дается задание: Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.

           http://www.arina-makarova.ru/images/123.jpg    http://www.arina-makarova.ru/images/56.jpg

 

   

    Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро  включаются в деятельность, стараются  не  ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.

2. Игра «Лабиринт» используется в основном на этапах самостоятельной работы учащихся. В зависимости от темы она может видоизменяться, иметь групповую форму.

Например в 5 классе на этапе устного счета мною дается задание: Точка отправления – правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, избрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в клеточках на вашем пути составила 45. Двигаться можно только по горизонтали и вертикали.

    

3

2

7

9

5

1

4

3

1

9

1

7

2

6

8

9

5

3

2

1

1

5

7

4

3

Правильный ход:

3+1+8+6+2+3+4+7+1+9+1=45

 

 







Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

Статья на тему "Игровые моменты на уроках физики и математики"
  • Физика
Описание:

Игровые моменты на уроках математики и физики как один из интерактивных методов обучения.

На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:

Ø  Несформированность системы приемов логического мышления;

Ø  Слабость вычислительных навыков;

Ø  Отсутствие интереса к учебной деятельности;

Ø  Преобладание репродуктивных способов решения учебных задач;

Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных проблем, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.

 

Одним из действенных средств развития интереса учащихся к математике и физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры, которые природосообразны ребенку на протяжении всего периода обучения в школе и являются одним из интерактивных методов обучения.

Автор Фёдорова Ирина Валентиновна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 406
Номер материала 16832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓