Главная / Иностранные языки / Статья на тему: "Игровая деятельность на уроках английского языка в начальных классах в условиях ФГОС"

Статья на тему: "Игровая деятельность на уроках английского языка в начальных классах в условиях ФГОС"

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальных классах в условиях ФГОС

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. 
               В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма.
              Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
              Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.  
               Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

 Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие цели: 
1. 
Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков. 
2. 
Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. 
3. 
Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир. 
4. 
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. 
5. 
Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. 
6. 
Психологическая функция - состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. 
7. 
Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. 
                  Огромное значение при организации игры в любой учебной аудитории имеет позиция самого преподавателя. Важно быть уверенным в ее полезности, необходимо продумать все необходимые детали ее подготовки, а также уверенно управлять ею.                                   Простота и сложность организации и проведения игры зависит от типа игры, и от аудитории, и от характера взаимоотношений учащихся между собой и учителем. При этом очевидно, что игры на уроке способны смоделировать реальное речевое общение, что так важно для коммуникативной методики. 
Игры на уроке иностранного языка должны учитывать целый ряд требований: 

              Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;

              Быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;

              Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

              Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

              Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;

В своей работе хотелось выделить языковые и речевые игры, которые можно использовать на уроках английского языка в младших классах.

Языковые игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей.

Языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

К языковым играм относятся фонетические, орфографические, лексические и грамматические игры. Рассмотрим каждые из них подробнее.

Фонетические игры способны тренировать учащихся в произношении английских звуков, научить учащихся громко и отчётливо читать стихотворения,  разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.

Орфографические игры направлены на      упражнения в написании английских слов.

Часть игр рассчитана на тренировку памяти, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов (можно использовать при проверки домашнего задания).

Цели лексических игр заключаются в      тренировке учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке,    активизизации речемыслительной деятельности учащихся,    развитии речевой реакции учащихся, а также в    знакомстве учащихся с сочетаемостью слов.

Грамматические игры направлены на        обучение учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности, на   создание естественной ситуации для употребления данного речевого образца, на развитие      речевой творческой активности учащихся.

В основном обучающие игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д. Какую бы направленность ни имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным сюжетам и персонажам, соревнованиям, загадкам.

Речевые игры также  важны в процессе обучения иностранным языкам. Они позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в её рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению.

основные цели игр: 

-    научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации;

-    развивать слуховую реакцию, слуховую память, речевую реакцию в процессе коммуникации;

-       научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности.
                Также  игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы. Следовательно, по времени она не должна занимать большую часть занятия. 
                 Легкость и импровизация во время игры - это результат тщательнейшей подготовки. Для того чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому необходимо знать и четко представлять желаемый результат.

Хотелось бы привести в качестве примера языковую фонетическую игру, основная цель которой - постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

   Playing Airplane

- Вы когда- нибудь играли в «самолётик»? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд – и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. Давайте поиграем в «английский» самолётик:

The plane is travelling up in the sky

vvv – vvv – vvv.

Moving so fast and ever so high

vvv – vvv – vvv.

Over the land and over the sea

vvv – vvv – vvv.

But we always come back in time for tea

vvv – vvv – vvv.

 

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук [v], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

Примером речевых игр являются аудитивные игры. Вот одна из них:

Clap – Clap.

Целью является развитие навыков семантизации лексики на слух, развитие памяти.

Учитель называет слова по изученной теме. Учащиеся должны делать хлопок после каждого слова. Если же называется слово из другой темы – хлопка нет.

Очевидно, что одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема организации обучения с использованием игровой методики. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося. Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. 
Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и  она должна служить достижению дидактических целей урока.

Список использованной литературы 
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение 
2. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка 
3. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005. 
4. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. 
5. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. 
6. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005. 
7. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. - 2004. 
8. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984. 
9. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996.. 
10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение



Статья на тему: "Игровая деятельность на уроках английского языка в начальных классах в условиях ФГОС"
  • Иностранные языки
Описание:

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. 
               В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма.

Автор Ошаева Анастасия Евгеньевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 622
Номер материала 10323
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓