Главная / Начальные классы / Статья на тему: Хотите, чтобы ребёнок полюбил читать?

Статья на тему: Хотите, чтобы ребёнок полюбил читать?

Хотите, чтобы ребёнок полюбил читать?

В этой статье я, учитель начальных классов, классный руководитель своих любимых четвероклашек, мама троих детей, хочу поделиться с вами своим опытом решения проблемы нелюбви современных детей к чтению.

«Назад в будущее…»

Я вернулась в школу после солидного двенадцатилетнего перерыва. Трудясь несколько лет совершенно в другой сфере, я многому там научилась, и это знание мне сейчас очень помогает в моей работе. Вернулась в школу, так сложились жизненные обстоятельства, и не пожалела. Школа стала другой…. Другими стали и дети, и родители, и требования, и ритм работы. Но и работать стало интереснее. Тем более что когда я брала 3 класс, дети остались без учителя, коллеги сочувственно на меня смотрели и вздыхали. На замены в этот класс шли неохотно. Я недоумевала, но «трудности и опасности» только подогревали моё желание скорее начать работу и понять, что не так…

Меня встретили двадцать две пары любопытных, весёлых, смешливых глаз. В них читалась смешанная гамма чувств. И мы начали наше знакомство. Ребята оказались проказливыми, мальчиков в два раза больше, чем девочек, поэтому часто возникали потасовки, мелкие драки. На переменах я старалась не оставлять их одних. Внимание рассеянное, с дисциплиной проблемы, как уж тут услышать важную информацию на уроке. Успеваемость поэтому оставляла желать лучшего. Каждый ребёнок замечательный в своей индивидуальности, но они пришли в школу, в коллектив. И надо учиться жить в этом коллективе.

Классная библиотека

Читали книги единицы, библиотеку посещали и того меньше. Надо было что-то делать! По опыту знаю, сколько ребёнку моралей не читай, «что такое хорошо, и что такое плохо» в одно ухо влетит, в другое вылетит. Ребёнок учится только на примере взрослых, которые рядом: дома - родителей, в школе - учителей. Согласитесь, странно требовать от ребят дисциплины, если сам её нарушаешь?

Требуешь не опаздывать, сам не опаздывай, учишь слышать первый звонок и быть готовым к уроку, самому нужно быть готовым. Раздражают звонки сотовых телефонов или дзиньканье сообщений во время урока? Значит, подай пример. Никаких ответов на звонки во время уроков, никаких смс. Беззвучный режим. Хочешь, чтобы дети здоровались, были доброжелательными друг другу, будь таким сам, будь требовательным в первую очередь к себе. Дети очень чувствительны к несправедливости. Обманув их ожидания, трудно потом справиться с ситуацией. «Золотое» правило « не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой», как ни странно, действует.

А ещё все дети очень любят слушать истории или чтение книг о своих ровесниках. И мы начали читать. Сначала читала больше я. Во внеурочной деятельности, на уроках внеклассного чтения. Я подбирала книги, я очень хотела своих ребят «заразить» чтением. Дети полюбили рассказы В.Осеевой, и пусть они коротенькие, но очень поучительные. Дети полюбили притчи и басни. Мы читали отрывки из книги « Тимур и его команда», смотрели отрывки из этого фильма. Я принесла из дома детские журналы, всю подписку за несколько лет, детские книги, которые могли бы заинтересовать ребят. Так мы создали свою маленькую классную библиотеку, из которой можно брать и читать книги. Но тем и ценно, что доверие и щедрость порождает благодарность в маленьком сердце. Мы продолжали читать книги, анализировали, ребята обменивались прочитанными книгами, а ещё мы ввели «пятиминутки» вначале каждого урока чтения. Правда, иногда «пятиминутки» растягивались в «десятиминутки»… Просто замечая, что дети с азартом читают и тяжело отрываются от книг, я давала больше времени. Главное не спугнуть зарождающуюся любовь к чтению, к книге. Наверное, читательский дневник, это здорово и полезно, и, несомненно, его значение нельзя недооценить в работе над развитием читательской активности. Когда-то я активно вела работу с читательскими дневниками. Но все мы разные и то, что в одном коллективе хорошо, в другом приживается тяжело и со скрипом. Тем более, если я вижу, что ребёнок даже на перемене стремиться читать, зачем мне письменное подтверждение его читательской активности.

Вот так шаг за шагом, мы полюбили читать. Ребята даже начали выбирать для чтения книги, предназначенные для среднего и старшего школьного возраста, такие как «Два капитана» Каверина, например.

Ещё одной хорошей новостью для меня стало то, что в школу пришла на работу новый библиотекарь. Замечательная Наталья Вячеславовна рада всем детям, в течение всего учебного дня двери библиотеки открыты для ребят. До этого школьную библиотеку можно было посещать только с 5 класса, такие правила установила бывшая библиотекарь, ушедшая теперь на пенсию. Мы во время классного часа посетили нашу библиотеку, ребята взяли книги, кто что захотел. Теперь дети завсегдатаи библиотеки, прочитанные книги сдают, берут новые.

А теперь немного цифр.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ в 3 КЛАССЕ (2013-2014 уч.год)


Дата проведения

30.09.13

15.05.14



Ф.И.О.

Кол-во слов

в минуту

Кол-во слов

в минуту

1.

Бекешин Кирилл

103

135

2.

Бойкова Полина

77

120

3.

Брыксин максим

70

116

4.

Быкова Ольга

-

86

5.

Ищеряков Никита

65

91

6.

Колесникова Анна

80

128

7.

Логинов Даниил

77

115

8.

Лопатин Михаил

70

91

9.

Никитина Екатерина

82

128

10.

Попко Юлия

65

75

11.

Попов Максим

74

86

12.

Печинкин Александр

90

120

13.

Сажин Павел

68

90

14.

Саксонова Виктория

101

124

15.

Сергеева София

60

105

16.

Сидоров Егор

60

86

17.

Скиба Илья

94

122

18.

Смирнов Семён

92

124

19.

Солдатов Михаил

94

137

20.

Федосеев Владимир

65

100

21.

Хромов Никита

60

75

22.

Хромова Юлия

62

76

23.

Чалов Андрей

62

120

Скорость чтения на начало года составляла - 73 слово/мин

на конец – 105 слов/мин

Оптимальная скорость чтения –120 – 130 слов в минуту.

На начало этого учебного года есть ребята, которые читают 200 слов в минуту. Но не скорость чтения была моей задачей, нет. Оптимальная скорость чтения –120 - 130. Именно к такой скорости приспособился за многие годы артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание смысла прочитанного.

Психологи считают, что на успеваемость влияют более 200 факторов. Конечно, все эти факторы учесть просто невозможно. Опираясь на мнение учителей, в лаборатории педагогической диагностики Донецкого университета под руководством профессора В.Н.Зайцева были отобраны 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость; затем ввели их в тесты, анкеты, протестировали, проанкетировали более 2000 учеников – и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения. Изложенный выше довод – не единственный в пользу совершенствования техники чтения.

Вот несколько аспектов этой проблемы.

1.Аспект обучения.

Если ученик читает ниже нормы, то для приготовления домашнего задания он затрачивает несколько часов. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. И никакой самый талантливый учитель не в состоянии ему помочь до тех пор, пока его не научат читать.

2. Аспект развития.

Быстро читают обычно те дети, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Если мы судим о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо сначала довести до автоматизма, до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

3. Аспект воспитания.

Обязательность и отзывчивость тесно связаны. Найдены факторы, влияющие на обязательность. Оказалось, что здесь наиболее тесная связь с успеваемостью. А на успеваемость сильное влияние оказывает скорость чтения. Если в 3 классе дети плохо читают, то в 5 классе падает успеваемость. Теперь большинство детей учится на тройки. В классе преобладает психология троечника. Это пагубная психология; она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе всё большее и большее количество детей.

4. Экономический аспект.

Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. А без образования запросто можно остаться безработным или выполнять только чёрную работу.

Рассмотрели необходимость оптимального чтения в нескольких аспектах. Думается, что приведённых примеров достаточно, чтобы убедить в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Самое слабое звено в этом – это начальные классы. Здесь теряется 60-70% учеников.

Далее они не могут учиться на 4 и 5. Дети переходят в 5 класс, где увеличивается объём информации, а низкая техника чтения не позволяет усваивать материал. В средних и старших классах тоже есть потери, но относительно небольшие. Наибольшие потери наблюдаются в начальных классах.

О скорости чтения говорится много. В нормативах указана скорость чтения к концу начального обучения 80-90слов в минуту.

Доцент Московского государственного педагогического института Н.А.Лошкарёва рекомендует: к концу начального обучения желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Оказалось, что те, кто в среднем и старшем звене стали отличниками, читали в конце начального обучения 130-170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6-8 классах стали «хорошистами», имели в конце начального обучения 100-140 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90слов в минуту. Такова закономерность.

Эту закономерность надо учитывать в работе. Значит, большинству обучающихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Литература.

1.Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990год.



Статья на тему: Хотите, чтобы ребёнок полюбил читать?
  • Начальные классы
Описание:

В этой статье я, учитель начальных классов, классный руководитель своих любимых четвероклашек, мама троих детей, хочу поделиться с вами своим опытом решения проблемы нелюбви современных детей к чтению.

«Назад в будущее…»

 

Я вернулась в школу после солидного двенадцатилетнего перерыва. Трудясь несколько лет совершенно в другой сфере, я многому там научилась, и это знание мне сейчас очень помогает в моей работе. Вернулась в школу, так сложились жизненные обстоятельства, и не пожалела. Школа стала другой…. Другими стали и дети, и родители, и требования, и ритм работы. Но и работать стало интереснее. Тем более что когда я брала 3 класс, дети остались без учителя, коллеги сочувственно на меня смотрели и вздыхали. На замены в этот класс шли неохотно. Я недоумевала, но «трудности и опасности» только подогревали моё желание скорее начать работу и понять, что не так…

Автор Пятаева Светлана Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 255
Номер материала 24602
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓