Главная / Другое / Статья на тему "Эйдетика - основа радостного и успешного развития"

Статья на тему "Эйдетика - основа радостного и успешного развития"







ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»















hello_html_572ace19.gif

Учитель истории и обществознания

Паринова Екатерина Евгеньевна











Танковое

2014



Все жалуются на свою память,

но никто не жалуется на свой ум.

Франсуа де Ларошфуко



С момента рождения мы активно познаем окружающий мир с помощью ощущений, раскрывающих наши зрительные и слуховые впечатления. Хорошие, плохие, нейтральные, индивидуальные и общепринятые – все они оставляют глубокий яркий след в нашем воображении, памяти и используются нами независимо от того, обращаем мы на это внимание или нет. Но чтобы сохранить в памяти ту или другую информацию, человеку нужно владеть методами запоминания, которые не просто позволят уложить нужный материал в памяти, но и помогут затем извлечь ее оттуда.

Кто из нас не знаком со школьными проблемами? Возьмем обычного ученика, который владеет несколькими языками, коммуникабелен, хочет учиться, приобрести прочные знания, получить образование.

Но он не удовлетворен своими учебными результатами. Вроде бы все делает: слушает в классе объяснение учителя ( но не все понимает), учит стихи ( но они плохо запоминаются), делает уроки ( но не все получается), пишет сочинения (но предпочитает переписывать из сборника « Тысяча золотых сочинений»), читает дополнительную литературу ( но ничего не помнит из нее), учит иностранные слова ) но говорить по-английски не умеет),. А когда получает оценку, непременно расстраивается. При ответе опять забыл что – то важное. Винит других (учителей, родителей, кого угодно), иногда себя. Однажды с ужасом ученик обнаруживает, что не умеет учиться! А может его просто этому не научили! Сколько детей с такой судьбой? Но как приобретать новые знания?

Сегодня мы часто встречаемся с «рутинной педагогикой», которая направлена на коварные и бесполезные советы: « Напрягись и вспомни! », « Запоминай, запоминай, запоминай!», «Повторяй много раз!», «Зубри , зубри, зубри!», «Не фантазируй!», «Не выдумывай!», «Хватит мечтать!», «не болтай!».

Современная педагогическая практика направлена на изучение, а не на учебу, т.е. на знание, а не на их развитие.

В этой статье я хочу поделиться с вами опытом нашей гимназии и рассказать о таком явлении в современной педагогике, которое полностью исключает вышеперечисленные советы – знакомьтесь: ейдетика!

Эйдетика – это направление практической психологи, которое занимается развитием внимания, образного мышления и памяти.

Эйдетика обеспечивает:

  • развитие других видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной и фотографической;

формирование сильной мотивации;

  • создание творческой среды;

  • стимуляцию аналитического мышления;

  • использование нестандартного мышления для разрешения проблем;

  • преодоление внутренних психологических барьеров.

Первые разработки по эйдетики проводил российский ученый Урбанчич в 1907 году, автором «Школы Эйдетики» является доктор педагогических наук, профессор Российской Академии энциклопедий Игорь Юрьевич Матюгин. Основателем украинской школы эйдетики является почетный доктор педагогических наук Академии российских энциклопедий Евгений Антощук.

Эйдетизм – это…

  • психическое явление, которое заключается в способности воспроизводить яркий зрительный образ через длительное время после его воздействия на органы чувств человека;

  • особый картинный характер памяти, присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте.

Метод эйдетики построен на простом принципе:

Воображение плюс положительные эмоции равно усвоенная информация


Эйдетика объединяет левое и правое полушарие мозга:



hello_html_m7bfaa0d2.gif

Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает боле гармоничным самого ребенка!

Необходимо периодически заставлять себя мыслить не только логическими образами, но и наоборот – совершенно нелогично, так, как это делают дети в возрасте до 5 лет, Считается, что с развитием речи эйдетические способности угасают, следовательно, дошкольный период времени в развитии ребенка играет самую существенную роль. Однако ученые утверждают, что одаренные дети способны «мыслить» одновременно обоими полушариями, и это является залогом их исследовательской творческой деятельности.

Эйдотехника это организация воссоздания памяти, главной целью которой является научить мыслить образами, творчески.

Эйдетик не вспоминает , а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкус.

Образная память – самая стойкая форма памяти, запоминание происходит не умом, а чувством! Она и является собственно нашей памятью.

Эйнштейн А. писал: «Воображение важнее , чем знания. (Знания ограниченны) Воображение – источник эволюции».


Не хотите ли вы проверить свои способности и пройти тренинг на зрительный эйдетизм

hello_html_37c14f21.jpgПосмотрите на розы, закройте глаза и ярко представьте их на внутреннем экране.

Оцените качество внутреннего экрана представлений;

на моем внутреннем экране я:

  • ничего не вижу – 1 балл

  • вижу отдельные контуры – 2 балла

  • вижу черно – белый образ – 3 балла

  • вижу устойчивый цветной образ – 4 балла

Если вы сумели ярко представить себе образ, то вы обладаете определенными способностями к эйдетическим представлениям, а это значит, что у вас есть важное условие к формированию опыта сверхзапоминания информации. Если вас постигла неудача, то вам предстоит сначала сформировать внутренний экран и опыт эйдетических представлений.

Школа эйдетики предлагает последовательное развитие вашей памяти, предлагаемая программа разбита на модули, каждый из которых предлагает специальные упражнения.

Модуль 1. Внимание «гений — это внимание!»

  1. Внимание как свойство личности.

  2. Основные свойства внимания:


  • высокая концентрация (упражнение «Смена обзора»)

  • мгновенное переключение (увеличение нейронных связей!); (упр. « не зевай - быстро отвечай)

  • расширение объема;

  • распределение;

  • устойчивость;

  • продуктивность;

  • апперцепция;

  • избирательность.

Упражнение «Смена обзора»

Это простое упражнение помогает снять усталость и восстановить способность концентрировать внимание.

Когда ребенок выполняет какую-нибудь работу, сидя на одном месте, предложите ему через некоторое время пересесть на другое место или сесть с другой стороны стола. Можно периодически ходить по комнате, рассматривая предметы, посмотреть в окно, взобраться на диван. Главное - сменить на некоторое время обзор.

Модуль 2. Образная (эйдетическая) память

Развитие зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной и фотографической памяти

Упражнение « Смотрю, запоминаю, припоминаю»

Цикл действий: «посмотрел на картинку, закрыл глаза и представил её так, как будто видишь её с открытыми глазами»

Цикл действий следует повторять до тех пор, пока образ на внутреннем экране не станет чётким, цветным и устойчивым.

2-е упражнение: Смотрю телевизор с закрытыми глазами и стараюсь ярко представить себе, что происходит на экране.

Вечерами нужно смотреть телевизор с закрытыми глазами и, проверяя себя, открывать глаза и снова их закрывать, переходя на восприятие картинки телевизора внутренним видением.

Модуль 3. Воображение

Визуализация

  • Фантазирование

  • Трансформация

  • Творчество

Упражнение « Нарисованный стих»

Например, нижеприведенные строки легко поддаются зарисовыванию:

«Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду».

В первом квадратике рисуем листики и красим в желтый цвет. В другом. - пруд с розовой водой, на воде тоже листья. В третьем изображаем несколько бабочек, а в последнем - звезду. Варианты зависят только от пределов вашего воображения. Такой нарисованный стих без труда и с большим удовольствием выучит любой ребенок.

Упражнение « Составь сказку по картинкам в книге»

Модуль 4. Позитивное мышление

  • Установка на позитивное мышление.

  • Формирование сильной мотивации.

  • Создание творческой среды.

  • Управление настроением.

  • Преодоление внутренних психологических барьеров.

  • Культивирование победного настроя.

  • Аналитическое мышление:

  • Анализирование.

  • Синтезирование.

  • Интегрирование.

  • Комбинирование.

  • Аналогизирование.

Использование нестандартного мышления для решения проблем.

Трансформация негативного мышления в позитивное . Модуль 5. Повышение творческого потенциала и развитие интеллекта

  1. Этапы творчества.

  • Стимуляция творческого мышления.

  • Творческое мышление.

  • Способы и средства вхождения в творческий процесс.


  • Стратегия повышения интеллектуального уровня.

  • Творческое решение интеллектуальных задач.

  • Реализация творческих способностей в профессиональной деятельности.

Модуль 6. Саморегуляция

  • Методика саморегуляции.

  • Умение владеть своими эмоциями.

Как забывать ненужное.

Профилактика стрессов.

Модуль 7. Аутотренинг

  • .Методика аутотренинга.

  • Воспитание волевых качеств.

  • Коррекция нежелательных черт характера.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы.

Уверенна , что большинство из вас тоже разделяет мнение британского педагога и ученого Джона Локка о том, что заучивание – зазубривание пользы не приносит: - забирает много времени; - исключает возможность правильно организовать изучаемый материал; - мешает формировать и высказывать свои мысли; Как следствие появляется комплекс неполноценности, снижается самооценка. Подобные игры с именами исторических деятелей или литературных героев украсят серые учебные будни ваших детей и сделают приятным развлечением изучение истории, географии , литературы, музыки. Нередко запоминание имен известных личностей становится «камнем преткновения» для учеников. Эйдетические игры очень быстро и навсегда зафиксируют в памяти имена и образы этих людей. А самое главное, наработанная спонтанная и парадоксальная мгновенная реакция на имена собственные обязательно скажется и на успехах в других областях знаний. Например, для того чтобы запомнить имена ниже приведенных личностей, необходимо:

hello_html_m61bdb209.jpg

Эрнест Розерфорд (1071 – 1937)

великий английский физик, заложил основы современного учения о радиоактивности и строении атома

Вообразите , как он, поправляя непокорную седую прядь волос, украшает РОЗами современный «ФОРД», изображая ими основы своего учения на капоте автомобиля.


hello_html_1d0cd154.jpg Жуковский Николай Егорович (1847 – 1921)

великий русский ученый, основоположник современной гидро - и аэродинамики, «отец русской авиации»


Представьте, как из его бороды выползают, словно жучки, старинные самолетики, взлетают, и удобно располагаются на крутом лбу.







Очень просто запоминать и исторические даты, если их оживить. Придумайте портрет и биографию каждой цифре, а еще лучше – нарисуйте их. По правилам эйдетики, играя с цифрами, каждую превращаем в образ, который она напоминает, и оживляем его. Все знают, что двойка, это плывущий лебедь, а восьмерка – напоминает вкусные бублики.

Здорово, если будут использоваться тактильные ощущения. Дайте ребятам возможность попробовать изобразить символы на разных поверхностях. Пусть он рисует цифры на разных тканях, на ковре и на линолеуме, на песке и земле, на запотевшем окне и на запыленной тумбочке, на даче.

Элементы эйдетики в свои уроки я начала внедрять не так давно, но у нас уже есть значительные результаты. Многие ребята, благодаря подобным упражнениям стали усваивать большее количество информации и повысили свои знания. На примере одной из учениц 8 класса я хочу наглядно показать продуктивность такого метода. Программа истории восьмого класса довольно насыщенна и девочка, прорабатывая огромное количество информации ,мало что из нее усваивала. Тогда мы решили обратиться к методу эйдетической памяти: Алла стала представлять и зарисовывать проработанную информацию, и потом по рисунку она четко все вспоминала и составляла связный рассказ. Так, многие учащиеся стали при подготовке различных предметов стали систематически обращаться к эйдетики, удивляясь: «Как же легко и весело можно усваивать большое количество информации!»

Уважаемые коллеги, нам просто необходимо внедрять элементы эйдетики на каждом уроке для более полноценного развития наших детей.

Эйдетика – это основа радостного и успешного развития!






Список использованной литературы:

1. Антощук Е. Знайомтесь, ваша пам`ять: швидка педагогічна допомога Української школи ейдетики. – К.: Вирій, 2009. 2.Бобик Л. Г. Методический бюлетень. Сюрпризы эйдетики. – Танковое, 2009.

3.Новоселова Н.В. Методический бюллетень. Эйдетика. – Танковое, 2012

4. Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей и решений. Метод фокальных объектов. – «Методы менеджмента качества», №7, 2003

5.Волшебство памяти, или эйдетика / Л. Г. Айзенварг, М. Л. Айзенварг // Психология и соционика межличностных отношений . – 08/2009 . – N8 . – С. 17-26. 

6.Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. «Суперпамять для всех».- АСТ, Астрель.- 2006.






























hello_html_m1d797540.jpg


























Приложение №1. Реформы Петра I.

Выполнила ученица 8 класса Кузнецова Алла.

















hello_html_3e9a9559.jpg










































Приложение №2. Биография Жан – Жака Руссо.

Выполнила ученица 8 - Б класса Кузнецова Алла.


Статья на тему "Эйдетика - основа радостного и успешного развития"
  • Другое
Описание:

Современная  педагогическая практика направлена на изучение, а не на учебу, т.е. на знание, а не на их развитие.

      В этой статье я хочу поделиться с вами опытом нашей гимназии и  рассказать о таком явлении в  современной педагогике, которое полностью исключает вышеперечисленные  советы – знакомьтесь: ейдетика!

 

     Эйдетика – это направление практической психологи, которое занимается развитием внимания, образного мышления и памяти.

Уважаемые коллеги, нам просто необходимо внедрять элементы эйдетики на каждом уроке для более полноценного развития наших детей.

 

Эйдетика – это основа радостного и успешного развития!

Автор Паринова Екатерина Евгеньевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 383
Номер материала 52573
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓