Главная / Иностранные языки / Статья на тему "Дидактические игры на уроках немецкого языка"

Статья на тему "Дидактические игры на уроках немецкого языка"

Дидактические игры на уроках немецкого языка.

На сегодняшний день проблема повышения эффективности обучения немецкому языку приобретает особую значимость. Данная проблема обуславливается низким уровнем познавательной активности и нежеланием приобретать новые знания в области немецкого языка.

Поэтому в настоящее время учителя немецкого языка используют в своей практике нетрадиционные методы и средства обучения. Среди них огромное место занимает организация игровой деятельности учащихся.

Среди множества учебных игр методисты выделяют дидактические игры, так как они являются одним из продуктивных способов вовлечения ребёнка в познавательный процесс. Их включение в урок позволяет решить многие познавательные задачи. Под дидактическими играми подразумевается активная, целенаправленная деятельность учащихся по активации словарного запаса, его обогащению и применению в речи.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. И. Бокин и др.

Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приёмом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера. При выборе того или иного вида игр педагог руководствуется, прежде всего, целями её проведения. Цели проведения дидактических игр многообразны: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению немецкого языка.

Дидактические игры при изучении немецкого языка имеют большое значение для личности обучающегося.
• Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению.
• Они развивают их настойчивость, стремление к успеху.
• В играх совершенствуется мышление, развиваются общеинтеллектуальные навыки и умения.
• Игры облегчают контакты в классе.
• Они способствуют кооперативной работе.
• Они способствуют развитию эмпатии, т. е. способности принимать на себя роль другого.
• Они редуцируют страх и затруднения.
• Через ролевую игру подготавливают учащегося к реальности.
• Игры способствуют снижению конфликтных ситуаций.
• В игре дети с удовольствием и интересом выполняют то, что в обычной деятельности воспринимается им как нечто трудное, непосильное и неинтересное.

Игры имеют большое значение для развития навыков и умений в немецком языке, а именно:
• Развивают коммуникативные умения.
• Могут применяться для развития всех четырёх навыков (чтения, говорения, аудирования, письма).
Дидактические игры имеют следующее значение для урока:
• Язык изучают не для далёкого будущего, а для непосредственного применения в различных взаимосвязях.
• Учитель освобождается от необходимости постоянно исправлять ошибки.
• Меняются роли и функции учителя и учащихся.

В группах, где дети разных способностей, игры выполняют компенсаторную функцию и производят дифференцированную работу, так как слабые ученики тоже могут играть и упражнять в игре правила, но не обязаны показывать максимальный результат.

При использовании на уроках дидактических игр очень важно определить уровень сложности игры: слишком простая, равно как и непосильная, дидактическая игра не принесёт положительного результата. Сложные, непосильные задания отбивают у учащегося интерес, превращают игру в скучный и тягостный труд, а очень лёгкие задания, наоборот, воспринимаются как развлечения. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения, внимания, памяти.

При проведении дидактической игры, для достижения максимального педагогического, воспитательного и обучающего эффекта необходимо «пройти» все её структурные элементы:
• Дидактическая задача: формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
• Игровая задача: осуществляется детьми,
• Игровые действия: чем они разнообразнее, тем интереснее игра для детей,
• Правила игры: с их помощью педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
• Подведение итогов игры.
При проведении дидактических игр педагогу необходимо соблюдать ряд требований.
• Необходимо подготовить нужное оборудование, сделать важные записи.
• Доступно изложить сюжет, распределить роли.
• Поставить перед учащимися познавательную задачу.
• Участвовать должны все учащиеся.

Дидактическая игра может быть проведена на разных этапах урока: в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторения учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер. Использование дидактической игры помогает приблизить традиционное обучение к инновационному, развивающему, создаёт зону ближайшего развития для каждого учащегося.

В настоящее время разработано большое количество дидактических игр, все они направлены на развитие определенных навыков и умений, на закрепление пройденного материала. Вот несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать на уроках.
1. Игра «Бутылочка»
Данная игра незаменима при закреплении грамматического материала, например,
степени сравнения прилагательных.
На столе, вокруг которого стоят учащиеся, лежат стопкой карточки. На каждой написано прилагательное в положительной степени. Ведущий крутит бутылочку и спрашивает:
• Wer ist bei uns am schönsten? (если на карточке было написано schön)
Все учащиеся говорят тому, на кого указала бутылочка:
• Anja ist bei uns am schönsten.
Анна забирает карточку с прилагательным, крутит бутылочку и задает вопрос, изменив прилагательное с другой карточки.
Также можно тренировать вопрос: -Wann wurde…gegründet?
Надо написать на карточках название города и век основания. Можно в этой же игре тренировать вопрос -Was nimmst du mit? в теме «Подготовка к путешествию». Здесь тренируется винительный падеж (неопределенный артикль): – Ich nehme ein/ eine/ einen … на карточках надо написать предметы одежды.

2. Игра «Кубики»
Необходимо смастерить из картона кубики разной величины. На гранях одного кубика написать местоимения, на другом кубике модальные глаголы, на третьем – глаголы, которые надо выучить. Учащийся бросает кубики и составляет предложение из выпавших слов. Использовать можно только два кубика. Вариантов данной игры множество, все зависит от творчества учителя.

3. Игра «Цепочка»
Эта игра также разнообразна в применении. Особенно хорошо «Цепочка» подходит при изучении слов и тренировки внимания и памяти. Например, в 7 классе в теме «Город» можно потренировать вопрос –Womit fährst du?
Первый ученик, Андрей, говорит: -Ich fahre mit dem Bus. Und du Anja? Womit fährst du?
- Ich fahre mit dem Auto.
Andrej fährt mit dem Bus. Und du …? и т.д.
Последний в цепочке перечисляет всех, кто на чем едет.

4. Игра «Память»
В этой игре тренируется не только лексический материал, но и грамматический.
Парные карточки, на одной – значение слова, на другой – соответствующая картинка, выкладываются рядами на стол лицевой частью вниз. Первый игрок переворачивает пару карточек, проговаривает слова. Если карточки оказались непарными, то их переворачивают снова, и ход переходит другому игроку. Если карточки совпали, то игрок имеет право на дополнительный ход. Побеждает игрок, набравший больше карточек. У него лучшая память.

5. Игра «Домино»
Самый лучший вариант, если учащиеся сами изготовят домино из картона. Принцип игры – сопоставление картинки со словом. Можно сопоставлять формы глагола, например, Infinitiv – Partizip II, Infinitiv – Präteritum.

6. Игра «Звезда»
Учитель делает звезду с шестью лучами, расчерчивает её на треугольники и на гранях треугольников пишет парные предложения: одно в настоящем времени, другое в прошедшем разговорном.
Звезду надо разрезать. Учащиеся собирают звезду, сопоставляя предложения.

7. Игра “Волшебное зеркало”.
К зеркалу подходят звери-игрушки (по одному). В волшебном зеркале отражаются несколько зверей. Детям нужно сказать, кого они видят и в каком количестве:
Ich sehe einen Hund.
Ich sehe zwei Hunden.

8. Игра “Я не вижу”.
На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка “убегает”. Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, кто из зверушек остался: Ich sehe keine Katze. Ich sehe keinen Buch.

9. Игра “Oтто говорит…”.
Дети встают рядом с учителем (или любым водящим). Задача ребят состоит в том, чтобы выполнять команды учителя (или водящего): Springt bitte! Turnt bitte! Lacht! Tanzt! и т.д. только в том случае, если перед командой произносятся слова: “Otto sagt…”В процессе проведения данной игры можно использовать лексический материал различных тем. Каждая из игр данной группы способствует развитию либо одного психического познавательного процесса, либо развивает несколько из них.

Все представленные игры показали на практике свою эффективность. Они отличаются универсальностью и адаптивностью, так как в данных играх можно отрабатывать и лексический и грамматический материал. Именно эти аспекты являются проблемными. Дидактические игры разнообразят процесс обучения, повысят познавательную активность учащихся, вызовут интерес к изучению немецкого языка.

Список использованной литературы.

  1. Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 1989. – С. 3 – 10.

  2. Золотницкая С.П. Упражнения игрового характера. Иностранные языки в школе. – 1991. – №1.

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКД «МарТ»; Ростов н/д: Издательство центр «МарТ», 2005. 106 с.

  4. Лебёдкина Е. Я. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры. Сборник дидактических игр. – Магнитогорск, 2005. 83с.

  5. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. 192с.

  6. http://indigo-mir.ru/didakticheskie-igry-na-urokax-nemeckogo-yazyka



Статья на тему "Дидактические игры на уроках немецкого языка"
  • Иностранные языки
Описание:

На сегодняшний день проблема повышения эффективности обучения немецкому языку приобретает особую значимость. Данная проблема обуславливается низким уровнем познавательной активности и нежеланием приобретать новые знания в области немецкого языка.

Поэтому в настоящее время учителя немецкого языка используют в своей практике нетрадиционные методы и средства обучения. Среди них огромное место занимает организация игровой деятельности учащихся.

Среди множества учебных игр методисты выделяют дидактические игры, так как они являются одним из продуктивных способов вовлечения ребёнка в познавательный процесс. Их включение в урок позволяет решить многие познавательные задачи. Под дидактическими играми подразумевается активная, целенаправленная деятельность учащихся по активации словарного запаса, его обогащению и применению в речи.

Автор Вервекина Алла Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 538
Номер материала 35730
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓