Главная / Иностранные языки / Статья на тему "Аудирование"

Статья на тему "Аудирование"

hello_html_6e97f7b3.gif1. Аудирование, как один из видов речевой деятельности на уроке иностранного языка

Аудирование – процесс восприятия речи на слух, в нашем случае иноязычной. Впервые этот термин был введен в педагогическую литературу американским психологом Дж. Брауном. Аудирование представляет собой перцептивную мыслительную деятельность, что обуславливает несколько подходов к изучению этого вопроса. Первая точка зрения состоит в том, что  аудирование рассматривается как вид речевой деятельности, которому необходимо обучать учащихся с самого начала овладения иностранным языком. При этом обучение аудированию дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. С другой стороны, аудирование само по себе   может служить мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом, интонацией, ритмом, ударением и мелодикой. Нас будет интересовать процесс обучения аудированию, а не изучение иностранного языка посредством аудирования.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Очевидно, аудирование занимает особое место среди других видов речевой деятельности. Оно значительно отличается от чтения и письма, но находится во взаимосвязи с говорением, так как обучение иноязычной речи идет непосредственно при помощи аудирования. Ведь учащиеся при обучении говорению сначала воспринимают речь на слух, а уже затем пытаются произносить слова самостоятельно. Однако не надо думать, что умение говорить хоть немного на иностранном языке обеспечивает и умение свободно понимать устную речь в том же объёме.

Аудирование – наиболее трудный вид речевой деятельности. Существенной трудностью этого процесса является отсутствие у аудитора возможности регулировать свою деятельность. Это единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего бессилен что-либо изменить в своей деятельности, облегчить её или приспособить к своим возможностям и тем самым создать для себя благоприятные условия для приёма информации. Аудирование как активный процесс, требует значительных интеллектуальных усилий. Оно включает в себя: анализ, синтез, индукцию, сравнение, противопоставление, абстрагирование, конкретизацию. Поэтому формирование аудитивных навыков является значительной трудностью в обучении иностранному языку.

Аудитивные навыки играют важную роль в процессе общения, так как от них зависит качество восприятия и понимания предоставляемого сообщения. Установлено, что 93% студентов специализированных ВУЗов испытывают некоторые трудности при общении с иностранцами .[12.69] Эти трудности могут возникать по многим причинам. Их преодоление происходит в процессе обучения. Так для совершенствования процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современное время развивается высокими темпами, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды технических средств обучения. Поэтому необходимо уделять больше внимания процессу формирования аудитивных навыков уже на начальном этапе обучения и совершенствовать их на следующих этапах, мотивируя учащихся к пониманию иноязычного сообщения на слух, выполняя различные упражнения и применяя аудиовизуальные приборы, которые включены в УМК, и без которых   невозможно обучение аудированию.

1.1. Виды аудирования

В методике выделяют несколько видов аудирования. Это деление производится по двум принципам:

в зависимости от целей восприятия на слух выделяют: выяснительное, ознакомительное и аналитическое аудирование;

по характеру восприятия информации – такие подвиды, как синтетическое и аналитическое аудирование.

Охарактеризуем каждый вид аудирования.

  Выяснительное аудирование ставит такую цель, как получить нужную и важную информацию. Такой вид аудирования встречается в разнообразных ситуациях общения: во время учёбы, на работе, в быту. В основном это получение сведений для себя, для непосредственного учёта и применения. В таком случае не предполагается последующая передача информации. По характеру восприятия может быть как синтетическим, так и аналитическим с преобладанием последнего.

В процессе аудирования внимание напряжено, запоминание произвольно, фиксация запрашиваемой информации происходит преимущественно в оперативной памяти. Воспринимаемый материал поступает в форме реплик диалогической речи обиходно-разговорного или профессионально-обиходного стилей. Предъявление информации однократное.

Цель ознакомительного аудирования – знакомство с новой полезной или интересной  информацией для общего развития личности. Выделяют три разновидности ознакомительного аудирования: познавательное, развлекательное и познавательно-развлекательное. По характеру восприятия оно преимущественно аналитическое. Процесс аудирования обычно протекает без напряжения, при непроизвольном внимании. Хотя при данном виде аудирования нет установки на запоминание, фиксация в долгосрочной памяти увлекательной информации может быть прекрасной в связи с эмоциональным настроем. Воспринимаемый материал выступает в форме монологической, диалогической или монолого-диалогической. По стилю это может быть воспроизводимая устно письменная речь, либо устная речь. Здесь преобладают образцы научно-популярной и художественной литературы. Предъявление информации однократное, но есть возможность её уточнить (вопросы к докладчику), прослушать вторично (повторный просмотр и прослушивание кинофильма, пьесы, фонозаписи, радио- или телепередачи).

Деятельное аудирование направлено на подробное улавливание и запоминание информации для последующего обязательного воспроизведения, которое чаще всего немедленное. Такой вид аудирования в первую очередь относится к работе переводчика. По характеру восприятия оно аналитическое. Однако, когда возможно отсроченное   воспроизведение основных положений воспринятого, то преобладает синтетическое аудирование. Процесс аудирования активный. Ему присуще напряженное, равномерно-распределяемое внимание и запоминание. При немедленном воспроизведении услышанного крупными информационными блоками (предложениями или даже абзацами) подключаются механизмы оперативной памяти, при отсроченном воспроизведении – долговременной.

Материалом для аудирования является как монологическая, так и диалогическая речь, чаще всего общественно-политического или профессионального характера.

Характерна однократность предъявления информации. Переспрос ограничен, а при синхронном переводе – исключён. Такой вид аудирования требует специальной тренировки оперативной памяти.

Рассмотрев все виды аудирования, мы пришли к выводу, что необходимость их применения на различных этапах обучения, то есть использование дифференцированного подхода, рационально обусловлено.  

1.2.Текст как материал для аудирования

Обучение аудированию включает подготовку к деятельности и саму деятельность слушающего в ситуациях устного общения. В процессе подготовки к деятельности происходит формирование речевого слуха и навыков узнавания лексико-грамматических единиц путём преодоления языковых трудностей, а также совершенствование деятельности психических механизмов восприятия. Данная учебная работа осуществляется на материале целого текста и связана с введением и закреплением нового языкового материала. Необходимо отметить, что тексты для аудирования в значительной степени отличаются от текстов для чтения или письма своей относительной легкостью и простотой. В основе аудирования лежит текст в разных его вариантах: песня, диалог, монолог, литературное произведение. Каждый из этих видов имеет свои особенности и применяется на различных этапах обучения, в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Чтобы достичь максимальных результатов в процессе аудирования, необходимо чтобы аудируемый материал отвечал следующим критериям:

посильность, т.е. соответствие текста с темой урока, возрастом учащихся и уровнем знаний школьников;

объём текста должен достигать трёх – пяти минут и варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся и этапа обучения;

темп речи, который должен варьироваться от замедленного в начале обучения аудированию до убыстренного на более старшем этапе.

аутентичность текста предполагает наличие крылатых выражений, пословиц и поговорок, а также фразеологизмов и разговорных структур (например: no bargain – не бог весь что; Idon  t buy it – я не верю). Работа с аутентичными текстами должна вестись на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Получаемая аутентичная информация, поможет учащимся свободно ориентироваться в иноязычной среде, понимать культуру страны изучаемого языка, применять свои знания, умения и навыки в конкретной ситуации.

занимательность, т.е. содержание в тексте занимательной фабулы, новой информации, которая активизирует внимание детей;

содержательность предполагает наличие в тексте какой-либо идеи, т.е. текст должен нести определенный смысл.

Важным фактором обучения аудирования является мотивация школьников. Поэтому учителю следует подбирать такой учебный материал, который удовлетворял бы потребностям и интересам учащихся и соответствовал бы вышеперечисленным требованиям. Грамматно подобранный текст способствует успешному формированию аудитивных навыков, а также прочному усвоению получаемой информации. Следовательно, текст как основа аудирования определяет характер протекания данного процесса.

Таким образом, следуя вышеуказанным критериям, учитель может облегчить процесс аудирования и помочь учащимся преодолеть основные трудности этого процесса.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что аудирование, являясь сложным, специфичным видом речевой деятельности, обладающим рядом трудностей, должно занимать важное место уже на начальном этапе обучения. Так, аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. И если на начальном этапе обучения происходит закладка основных умений и навыков аудирования, то на среднем и старшем этапах идет их отработка, тренировка и совершенствование.

Важную роль в формировании аудитивных навыков играет учитель. Именно с его речи и начинается обучение аудированию. Таким образом, без правильной речи учителя невозможно обучение учеников восприятию устной речи. Так как учитель является основным носителем иностранного языка на уроке, то учащиеся должны научиться воспринимать и понимать на слух сначала его голос. Речь учителя – переходный этап восприятия речи на слух, который начинается со слушания и заканчивается аудированием. Поэтому, готовясь к уроку, учитель должен четко продумывать материал, который он будет употреблять в своей речи, а также выбирать оптимальные пути введения новых речевых единиц. Кроме того, учитель на уроке подготавливает и нацеливает учащихся на работу с аудиотекстом, контролирует и корректирует их работу, помогает преодолевать трудности, связанные с восприятием речевого сообщения на слух.



Информационные источники:

  1. http://proshkolu.ru/




Статья на тему "Аудирование"
  • Иностранные языки
Описание:

1. Аудирование, как один из видов речевой деятельности на уроке иностранного языка

Аудирование – процесс восприятия речи на слух, в нашем случае иноязычной. Впервые этот термин был введен в педагогическую литературу американским психологом Дж. Брауном. Аудирование представляет собой перцептивную мыслительную деятельность, что обуславливает несколько подходов к изучению этого вопроса. Первая точка зрения состоит в том, что  аудирование рассматривается как вид речевой деятельности, которому необходимо обучать учащихся с самого начала овладения иностранным языком. При этом обучение аудированию дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. С другой стороны, аудирование само по себе   может служить мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом, интонацией, ритмом, ударением и мелодикой. Нас будет интересовать процесс обучения аудированию, а не изучение иностранного языка посредством аудирования.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Очевидно, аудирование занимает особое место среди других видов речевой деятельности. Оно значительно отличается от чтения и письма, но находится во взаимосвязи с говорением, так как обучение иноязычной речи идет непосредственно при помощи аудирования. Ведь учащиеся при обучении говорению сначала воспринимают речь на слух, а уже затем пытаются произносить слова самостоятельно. Однако не надо думать, что умение говорить хоть немного на иностранном языке обеспечивает и умение свободно понимать устную речь в том же объёме.

Аудирование – наиболее трудный вид речевой деятельности. Существенной трудностью этого процесса является отсутствие у аудитора возможности регулировать свою деятельность. Это единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего бессилен что-либо изменить в своей деятельности, облегчить её или приспособить к своим возможностям и тем самым создать для себя благоприятные условия для приёма информации. Аудирование как активный процесс, требует значительных интеллектуальных усилий. Оно включает в себя: анализ, синтез, индукцию, сравнение, противопоставление, абстрагирование, конкретизацию. Поэтому формирование аудитивных навыков является значительной трудностью в обучении иностранному языку.

Аудитивные навыки играют важную роль в процессе общения, так как от них зависит качество восприятия и понимания предоставляемого сообщения. Установлено, что 93% студентов специализированных ВУЗов испытывают некоторые трудности при общении с иностранцами .[12.69] Эти трудности могут возникать по многим причинам. Их преодоление происходит в процессе обучения. Так для совершенствования процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современное время развивается высокими темпами, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды технических средств обучения. Поэтому необходимо уделять больше внимания процессу формирования аудитивных навыков уже на начальном этапе обучения и совершенствовать их на следующих этапах, мотивируя учащихся к пониманию иноязычного сообщения на слух, выполняя различные упражнения и применяя аудиовизуальные приборы, которые включены в УМК, и без которых   невозможно обучение аудированию.

1.1. Виды аудирования

В методике выделяют несколько видов аудирования. Это деление производится по двум принципам:

в зависимости от целей восприятия на слух выделяют: выяснительное, ознакомительное и аналитическое аудирование;

по характеру восприятия информации – такие подвиды, как синтетическое и аналитическое аудирование.

Охарактеризуем каждый вид аудирования.

  Выяснительное аудирование ставит такую цель, как получить нужную и важную информацию. Такой вид аудирования встречается в разнообразных ситуациях общения: во время учёбы, на работе, в быту. В основном это получение сведений для себя, для непосредственного учёта и применения. В таком случае не предполагается последующая передача информации. По характеру восприятия может быть как синтетическим, так и аналитическим с преобладанием последнего.

В процессе аудирования внимание напряжено, запоминание произвольно, фиксация запрашиваемой информации происходит преимущественно в оперативной памяти. Воспринимаемый материал поступает в форме реплик диалогической речи обиходно-разговорного или профессионально-обиходного стилей. Предъявление информации однократное.

Цель ознакомительного аудирования – знакомство с новой полезной или интересной  информацией для общего развития личности. Выделяют три разновидности ознакомительного аудирования: познавательное, развлекательное и познавательно-развлекательное. По характеру восприятия оно преимущественно аналитическое. Процесс аудирования обычно протекает без напряжения, при непроизвольном внимании. Хотя при данном виде аудирования нет установки на запоминание, фиксация в долгосрочной памяти увлекательной информации может быть прекрасной в связи с эмоциональным настроем. Воспринимаемый материал выступает в форме монологической, диалогической или монолого-диалогической. По стилю это может быть воспроизводимая устно письменная речь, либо устная речь. Здесь преобладают образцы научно-популярной и художественной литературы. Предъявление информации однократное, но есть возможность её уточнить (вопросы к докладчику), прослушать вторично (повторный просмотр и прослушивание кинофильма, пьесы, фонозаписи, радио- или телепередачи).

Деятельное аудирование направлено на подробное улавливание и запоминание информации для последующего обязательного воспроизведения, которое чаще всего немедленное. Такой вид аудирования в первую очередь относится к работе переводчика. По характеру восприятия оно аналитическое. Однако, когда возможно отсроченное   воспроизведение основных положений воспринятого, то преобладает синтетическое аудирование. Процесс аудирования активный. Ему присуще напряженное, равномерно-распределяемое внимание и запоминание. При немедленном воспроизведении услышанного крупными информационными блоками (предложениями или даже абзацами) подключаются механизмы оперативной памяти, при отсроченном воспроизведении – долговременной.

Материалом для аудирования является как монологическая, так и диалогическая речь, чаще всего общественно-политического или профессионального характера.

Характерна однократность предъявления информации. Переспрос ограничен, а при синхронном переводе – исключён. Такой вид аудирования требует специальной тренировки оперативной памяти.

Рассмотрев все виды аудирования, мы пришли к выводу, что необходимость их применения на различных этапах обучения, то есть использование дифференцированного подхода, рационально обусловлено.  

1.2.Текст как материал для аудирования

Обучение аудированию включает подготовку к деятельности и саму деятельность слушающего в ситуациях устного общения. В процессе подготовки к деятельности происходит формирование речевого слуха и навыков узнавания лексико-грамматических единиц путём преодоления языковых трудностей, а также совершенствование деятельности психических механизмов восприятия. Данная учебная работа осуществляется на материале целого текста и связана с введением и закреплением нового языкового материала. Необходимо отметить, что тексты для аудирования в значительной степени отличаются от текстов для чтения или письма своей относительной легкостью и простотой. В основе аудирования лежит текст в разных его вариантах: песня, диалог, монолог, литературное произведение. Каждый из этих видов имеет свои особенности и применяется на различных этапах обучения, в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Чтобы достичь максимальных результатов в процессе аудирования, необходимо чтобы аудируемый материал отвечал следующим критериям:

посильность, т.е. соответствие текста с темой урока, возрастом учащихся и уровнем знаний школьников;

объём текста должен достигать трёх – пяти минут и варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся и этапа обучения;

темп речи, который должен варьироваться от замедленного в начале обучения аудированию до убыстренного на более старшем этапе.

аутентичность текста предполагает наличие крылатых выражений, пословиц и поговорок, а также фразеологизмов и разговорных структур (например: no bargain – не бог весь что; Idon ’ t buy it – я не верю). Работа с аутентичными текстами должна вестись на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Получаемая аутентичная информация, поможет учащимся свободно ориентироваться в иноязычной среде, понимать культуру страны изучаемого языка, применять свои знания, умения и навыки в конкретной ситуации.

занимательность, т.е. содержание в тексте занимательной фабулы, новой информации, которая активизирует внимание детей;

содержательность предполагает наличие в тексте какой-либо идеи, т.е. текст должен нести определенный смысл.

Важным фактором обучения аудирования является мотивация школьников. Поэтому учителю следует подбирать такой учебный материал, который удовлетворял бы потребностям и интересам учащихся и соответствовал бы вышеперечисленным требованиям. Грамматно подобранный текст способствует успешному формированию аудитивных навыков, а также прочному усвоению получаемой информации. Следовательно, текст как основа аудирования определяет характер протекания данного процесса.

Таким образом, следуя вышеуказанным критериям, учитель может облегчить процесс аудирования и помочь учащимся преодолеть основные трудности этого процесса.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что аудирование, являясь сложным, специфичным видом речевой деятельности, обладающим рядом трудностей, должно занимать важное место уже на начальном этапе обучения. Так, аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. И если на начальном этапе обучения происходит закладка основных умений и навыков аудирования, то на среднем и старшем этапах идет их отработка, тренировка и совершенствование.

Важную роль в формировании аудитивных навыков играет учитель. Именно с его речи и начинается обучение аудированию. Таким образом, без правильной речи учителя невозможно обучение учеников восприятию устной речи. Так как учитель является основным носителем иностранного языка на уроке, то учащиеся должны научиться воспринимать и понимать на слух сначала его голос. Речь учителя – переходный этап восприятия речи на слух, который начинается со слушания и заканчивается аудированием. Поэтому, готовясь к уроку, учитель должен четко продумывать материал, который он будет употреблять в своей речи, а также выбирать оптимальные пути введения новых речевых единиц. Кроме того, учитель на уроке подготавливает и нацеливает учащихся на работу с аудиотекстом, контролирует и корректирует их работу, помогает преодолевать трудности, связанные с восприятием речевого сообщения на слух.

 

 

 Информационные источники:

⦁http://proshkolu.ru/

 

Автор Климова Олеся Игоревна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 616
Номер материала 11134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓