Понятие
и методологические основы проектного обучения
В процессе модернизации отечественной системы образования основной
задачей педагогического процесса в начальной школе становится формирование у
детей потребности и умений самостоятельно добывать знания, а также применять их
в практической жизнедеятельности. Решению указанной задачи способствует
использование в начальной школе технологии проектного обучения. Систематическое
включение младших школьников в проектную деятельность обеспечивает формирование
у них ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебнопознавательной,
информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного
самосовершенствования.
Методологическую основу проектного обучения составляют исследования
американских педагогов Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, а также труды
отечественных ученых А.П. Аношкина, B.C. Безруковой, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесниковой, М.П.
Горчаковой-Сибирской, А.М. Новикова, А.И. Савенкова, А.А. Филимонова. В указанных
работах раскрываются его концептуальные основы, принципы и этапы организации.
Согласно позиции А.П. Аношкина, B.C. Безруковой, Е.С. Заир-Бек, А.М. Новикова под
проектным обучением следует понимать организованный педагогом процесс решения
ребенком значимой проблемы с использованием разнообразных методов и средств,
интегрированных знаний. При этом конечным результатом и основным продуктом
дидактического взаимодействия является проект как реалистический замысел
желаемого будущего в виде прообраза; идеальное описание будущего объекта или
будущей деятельности.
Проектная деятельность представляет собой
совместную учебнопознавательную, творческую или игровую деятельность учащихся,
имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на
достижение общего результата. При этом у детей должно быть сформировано
представление о конечном продукте деятельности, этапах проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и
оптимальных ресурсов деятельности, создание плана) и реализации проекта,
включая его осмысление и рефлексию деятельности.
По мнению А.А. Филимонова; сильные
стороны технологии состоят в том, что в процессе проектной деятельности дети
глубоко и осознанно усваивают базовые знания, самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников, учатся использовать
приобретенные знания для решения познавательных и практических задач,
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у
себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения),
развивают системное мышление, приобретают ключевые компетенции.
И. А. Колесникова, М.П.
Горчакова-Сибирская отмечают, что в процессе проектного обучения педагогу
необходимо учитывать принципы прогностичности, пошаговости, нормирования,
обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития. Рассмотрим
их подробнее.
Принцип прогностичности обусловлен самой
природой проектирования. Необходимо ориентировать детей на предвидение будущего
состояния создаваемого объекта как конечного результата проектной деятельности.
Принцип пошаговости предполагает
формирование у детей адекватного представления об особенностях проектной деятельности,
которая предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию
образа цели и образа действий, от него - к программе действий и ее реализации.
При этом каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует
обязательности прохождения участниками всех этапов создания проекта в рамках
регламентированных процедур.
Принцип обратной связи указывает на
необходимость получения педагогом информации о результативности деятельности
детей по окончании каждой проектной процедуры и ее коррекции.
Принцип продуктивности подчеркивает
прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на
получение результата, имеющего прикладную значимость.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность
результатов проектирования определенным культурным образцам. При этом получение
научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в
сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной
деятельности.
Принцип саморазвития предполагает, что
решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих
развитие новых форм проектирования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.