Осуществление
принципа обратной связи.
Диагностика или контроль знаний - это обратная связь между субъектами процесса обучения, которая
свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся, развитии
умений и навыков .
Диагностика или контроль знаний – это способ, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной
деятельности обучаемых.
Обратную связь можно разделить на две группы: содержательную
и эмоциональную.
Содержательная
обратная связь дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного
материала.
Эмоциональная
обратная связь определяется по поведению учащихся, выражению лиц и глаз, по
отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Учитель не имеет «термометра
настроения», однако только он отслеживает другие параметры: настроение
учеников, степень их заинтересованности… Содержательная обратная связь в
единстве с эмоциональной дает педагогу информацию об уровне восприятия учебного
материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимых занятий.
Задачи «обратной связи»:
1. Проверка готовности учащихся к восприятию нового материала.
2. Получение информации о характере познавательной деятельности.
3. Выявление трудностей, ошибок, оказание своевременной помощи ученику.
4. Определение эффективности организации методов и средств обучения.
5. Сбор данных для
объективной оценки успеваемости учащихся.
На основе «обратной связи» я осуществляю
ряд действий и операций:
проверку –
процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии,
степени достижения целей обучения;
контроль –
сопоставление и сличение запланированного результата с требованиями стандарта;
учет –
фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что
позволяет получить представление о динамике и полноте процесса ;
оценка – суждения
о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный
анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы
учащихся;
выставление отметки – определение балла или ранга по официальной или принятой шкале для
фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Работая по новым стандартам, мы проводим
диагностику предметных , метапредметных и личностных результатов.
Контроль предметных результатов
осуществляется с помощью контрольных работ по предметам.
Контроль метапредметных результатов -
с помощью интегрированной комплексной работы и по наблюдениям .
Контроль личностных результатов осуществляется
с помощью специальных тестов и по наблюдениям.
Исходя из общих задач общеобразовательной
подготовки школьников и в целях управления ею, я использую разные виды
контроля, каждый из которых имеет свои задачи.
Виды контроля:
1. Входной контроль позволял осуществлять
диагностику исходного или остаточного интеллектуального и психического развития
учащихся (в начале учебного года).
2. Текущий контроль входит органическим
компонентом в весь учебно-педагогический процесс и служил его индикатором.
3. Рубежный контроль выполнял сигнальную функцию
для принятия корректирующих управленческих решений (после изучения темы, за
четверть, семестр).
4. Итоговый контроль позволяет соотносить общие
результаты с поставленной изначально целью (по окончании учебного года).
Формы контроля:
1. Устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, комбинированный).
2. Письменный опрос (диктант,к/ списывание, к/р, сообщения, проекты)
3. Стандартизированный контроль ( тесты)
Требования к контролю :
1. Систематичность и своевременность.
2. Учет индивидуальных особенностей.
3. Объективность и справедливость.
4. Обоснованность.
5. Всесторонность и дифференцированность.
6. Диагностичность – точность измерения.
7. Автоматизированным – применение технических
средств.
Правила проведения контроля:
1. Положительный настрой.
2. Привычная обстановка.
3. Соответствие источникам информации.
4. Соответствие содержания уровню знаний учащихся.
5. Идентичность целей обучения и целей контроля.
6. Соответствие формы контроля и формы обучения.
Советы преподавателю по проведению
контроля и оценке знаний учащихся:
1. При проведении контроля и оценки знаний учащихся нужно
всегда создавать атмосферу
доверия, доброжелательности, справедливости. Учащийся всегда должен быть уверен
в объективности и справедливости преподавателя.
2. Всегда объясняйте учащимся определения критерии оценки
их знаний и умений.
3. При проведении контроля «слабого» учащегося не следует резко
реагировать на его неправильные ответы или действия. Как бы ни был слаб ученик,
нельзя лишать его возможности исправиться.
4. Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться
внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддержать веру в свои силы.
5. Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся,
особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить,
поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за
стремление учиться лучше.
6. Широко практикуйте оценочное общение с учащимися на уроках и во
внеурочное время. Оценочное общение выражается в одобрении, в подтверждении
правильного ответа, применяемого способа, поступка или, напротив, и указании на
ошибку, предостережении, тактичном обсуждении поступка или действия.
7. Боритесь с «троечными» успехами учащихся. «Тройка» — положительная
оценка, но она демобилизует как учащегося, так и преподавателя.
8. Практикуйте выставление перспективных, несколько завышенных оценок
«слабым» учащимся, проявляющим настойчивость в достижении более высоких успехов
и результатов.
9. Правильно определяйте итоговую оценку. Итоговая оценка — это не
среднеарифметическая оценка текущих оценок. Итоговая оценка должна объективно
отражать конечный результат в освоении содержания программного материала.
10. Недопустимо
безразличное отношение педагога к выставляемой учащемуся оценке, так как ничто
так не ущемляет самолюбия учащегося, как равнодушие преподавателя к его успехам
в учебе. Только сопереживание, истинная сопричастность педагога к успеху
учащегося порождает встречное его действие, усиливает активность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.