Главная / Иностранные языки / статья на тему "Особенности преподавания английского языка в НПО и СПО

статья на тему "Особенности преподавания английского языка в НПО и СПО

Нестерова Юлия Павловна

Nesterova Julia Pavlovna

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НПО И СПО

Peculiarities of teaching in elementary professional education and medium professional education

Данная статья рассматривает особенности преподавания английского языка в профессиональном образовании и методы преподавания для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

This article tell us peculiarities of the teaching of English language in the professional education and the methods of teaching for forming of the student’s basic and professional competences.

Keywords: professional and basic competences, methods of teaching, reading, writing, communicative approach, means of education.

Ключевые слова: профессиональные и основные компетенции, методы обучения, коммуникативный подход ( цель), средства обучения, чтение, говорение, письмо.



Преподавание английского языка в учебных заведениях среднего и начального профессионального образования вносит определенную специфику в процесс обучения. Обучающиеся часто задают вопрос, зачем нам необходимо изучать язык, каким образом это связано с той или иной специальностью или профессией. Ответ на этот вопрос часто ограничивается словами, английский предусмотрен стандартом. Однако, не секрет что предмет часто изучается не для того чтобы знать его непосредственно, но для того чтобы воспитывать у обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и находить необходимую информацию. Иными словами речь идет о формировании общих компетенций на предмете «Иностранный язык». Ведь мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Когда не известно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с другими людьми. Это - один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующий такие ценностные ориентиры, как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми. Базисный план НПО и СПО предусматривает освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций.

Для обучающихся НПО и СПО одной из приоритетных задач является научиться говорить и хоть немного понимать аутентичную речь, научится не бояться английского языка, не боятся сделать ошибку. Ведь если в жизни случится ситуация, в которой будет необходимо маломальское знание английского языка, чтобы обучающийся смог объяснится, возможно, и с грамматическими ошибками, но чтобы его навыки говорения смогли помочь ему. Следовательно, обучающиеся должны практически овладеть иностранным языком на базовом уровне (основной модуль) и уметь им пользоваться в сфере приложения своего труда, а именно: уметь прочитать надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики, описания приборов, инструкций, руководств к эксплуатации, т.е. использовать язык для осуществления коммуникации (профессиональный модуль). Наличие практических занятий в программе предусматривает овладение обучающимся различными видами речевой деятельности – аудированием, говорением и чтением – для осуществления коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке. При этом письмо остается важным средством обучения, способствующим лучшему усвоению языкового материала и развитию навыков и умений в области устной речи и чтения. Обучающиеся изучают новые слова, которые входят в активную лексику и, естественно, их графический образ должен быть усвоен обучающимися. В области письменной речи у обучающихся развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Письмо является закрепителем, т.к. в процессе написания усваиваемого языкового материала

( фонетического, лексического и грамматического) обучающиеся выполняют учебную деятельность, которая необходима для лучшего запоминания. Поэтому письмо используется для выполнения самостоятельной работы обучающегося ( письменные высказывания, письменный рассказ или пересказ какого-либо текста, составление предложений в утвердительной, отрицательной или вопросительной форме, составление диалогов, сообщений на тему, проектная работа, описание людей, предметов, зданий и т.д.). Часты такие домашние задания: выписать из любого текста слово, словосочетание, предложение, поразившее вас своей точностью, образностью, яркостью, необычностью.

Дома учащиеся целенаправленно работают с ними: к примеру, оценивают тексты с вопросно-ответным построением. Работа над проектами при выполнении самостоятельной работы развивает у учащихся творческое мышление, самостоятельность, где они овладевают определенными интеллектуальными, коммуникативными умениями, учатся работать с текстовым материалом, выделять главную мысль в иноязычном тексте, обобщать, работать со справочным материалом, анализировать на предмет достоверности и идентичности информации из интернета и адаптировать для тех или иных условий.


Перед педагогами НПО и СПО стоит нелегкая задача в выборе методов и форм организаций учебной деятельности, которые соответствуют заданным нормам ФГОС, где основной акцент направлен на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.
Образовательные стандарты по иностранному языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Главная идея курса иностранного языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе.

Поэтому обучение на уроках иностранного языка должно строиться с учётом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как аудирование, чтение, говорение, письмо, как закрепление лексического и грамматического материала. В программе указано, что после окончания курса обучающиеся должны овладеть такими умениями, как:

hello_html_59487d5b.gifумение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию, ( аудирование);

hello_html_59487d5b.gifумение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);

hello_html_59487d5b.gifумение понимать содержание незнакомого текста, используя знание лексического материала и элементы языковой догадки (чтение);

hello_html_59487d5b.gifумение создавать свои письменные тексты на разные темы с использованием необходимых языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой лексических и грамматических навыков.

Усваивая лексические и грамматические значения слов, учащиеся осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при усвоении способов создания выразительной речи они чувствуют, как отражается в языке внутренний мир человека.

Речь в целом усваивается, если учащийся приобретает способность чувствовать фонетические особенности речи, выразительные оттенки лексических и грамматических значений. Такие умения можно достичь с помощью заданий на перевод.

Обучающиеся приобретают способность чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроения и эмоции автора текста, отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на определённую тему. Преподаватель должен руководствоваться этими идеями.

Для того чтобы постоянно развивать «инстинкт подражания» необходимо подбирать такой языковой материал, который позволял бы создавать на уроке атмосферу культа языка. С помощью образцовых текстов учащиеся погружаются в эту атмосферу, прививается интерес к языку и чтению. Это даёт возможность развивать языковое чутьё, воспитывать эстетическое восприятие речи.

На уроках иностранного языка преподаватель должен постоянно уделять внимание работе над выразительными средствами. использование текстов с пропусками, к примеру, эпитетов, сравнений, метафор, чтобы ученики подбирали свои варианты, затем сверяли их с подлинным авторским.

Необходимо, чтобы все изучаемые языковые явления рано или поздно оказывались востребованными. Поэтому необходимо учить обучающихся чётко осознавать в тексте их функцию и роль.

Когда учащиеся составляют монологическое высказывание обязательно ставится цель использовать, к примеру, сравнения, инверсию, предложения с однородными членами и т. д. При изучении любой части речи, любого типа предложений показывать учащимся их возможную роль в организации связного высказывания.

Учащиеся используют диалоги, тексты, отрабатывая специальную лексику, отвечают и составляют различные типы вопросов. Здесь они готовятся к рассказу по изучаемой теме. На этом этапе учащиеся определяют вид презентационных проектов: деловая игра, доклады, интервью, диалоги различных персонажей, соревнования, демонстрация продукта и т.д. На третьем этапе учащиеся защищают свои проекты.
Более того у учащихся формируются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, сотрудничество, умение находить компромисс с собеседником, повышается самооценка и интерес к изучаемому языку, что немало важно для будущего специалиста.

Одним из актуальных и востребованных методов, обеспечивающих раскрытие вышеперечисленных компетенций, личностно-ориентированное коммуникативное направление, является проектная деятельность.
Цель метода проекта – развитие активного самостоятельного мышления, применение приобретенных знаний ( лексических и грамматических) на практике, которая дает нам, преподавателям, возможность включить учащихся в реальное общение, которое опирается на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты совместного труда. Таким образом, изучение английского языка должно привести к овладению речевых компетенций, расширению кругозора и развитию интеллектуальных возможностей обучающегося. Учение представляет собой активный процесс, осуществляемый через вовлечение обучающегося в различного рода деятельность и, таким образом, делает его активным участником формирования своей личности.



статья на тему "Особенности преподавания английского языка в НПО и СПО
  • Иностранные языки
Описание:

Нестерова Юлия Павловна

Nesterova Julia Pavlovna

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НПО И СПО

Peculiarities of teaching in elementary professional education and medium professional education

Данная статья рассматривает особенности преподавания английского языка в профессиональном образовании и методы преподавания  для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

This article tell us peculiarities of the teaching of English language in the professional education and the methods of teaching for forming of the student’s basic and professional competences.

Keywords: professional and basic competences, methods of teaching, reading, writing, communicative approach, means of education.

Ключевые слова: профессиональные и основные компетенции, методы обучения, коммуникативный подход ( цель), средства обучения, чтение, говорение, письмо.

 

 

Преподавание английского языка в учебных заведениях среднего и начального профессионального образования  вносит определенную специфику в процесс обучения. Обучающиеся часто задают вопрос, зачем нам необходимо изучать язык, каким образом это связано с той или иной специальностью или профессией. Ответ на этот вопрос часто ограничивается словами, английский предусмотрен стандартом. Однако, не секрет что предмет часто изучается не для того чтобы знать его непосредственно, но для того чтобы воспитывать у обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и находить необходимую информацию.   Иными словами речь идет о формировании общих компетенций на предмете «Иностранный язык». Ведь мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Когда не известно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с другими людьми. Это - один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующий такие ценностные ориентиры, как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми. Базисный план НПО и СПО предусматривает освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций.

 Для обучающихся   НПО и СПО одной из приоритетных задач является научиться говорить и хоть немного понимать аутентичную речь, научится не бояться английского языка, не боятся сделать ошибку. Ведь если в жизни случится ситуация, в которой будет необходимо маломальское знание английского языка, чтобы обучающийся смог объяснится, возможно, и с грамматическими ошибками, но чтобы его навыки говорения смогли помочь ему.  Следовательно, обучающиеся должны практически овладеть иностранным языком на базовом уровне (основной модуль) и уметь им пользоваться в сфере приложения своего труда, а именно: уметь прочитать надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики, описания приборов, инструкций, руководств к эксплуатации, т.е. использовать язык для осуществления коммуникации (профессиональный модуль). Наличие практических занятий в программе предусматривает овладение обучающимся различными видами речевой деятельности – аудированием, говорением и чтением – для осуществления коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке. При этом письмо остается важным средством обучения, способствующим лучшему усвоению языкового материала и развитию навыков и умений в области устной речи и чтения. Обучающиеся изучают новые  слова, которые входят в активную лексику и, естественно, их графический образ должен быть усвоен обучающимися. В области письменной речи у обучающихся развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Письмо является закрепителем, т.к.  в процессе написания усваиваемого языкового материала

( фонетического, лексического и грамматического) обучающиеся выполняют учебную деятельность, которая необходима для лучшего запоминания. Поэтому письмо  используется для выполнения самостоятельной работы обучающегося ( письменные высказывания, письменный рассказ или пересказ какого-либо текста, составление предложений в утвердительной, отрицательной или вопросительной форме,  составление диалогов, сообщений на тему, проектная работа, описание людей, предметов, зданий и т.д.). Часты такие домашние задания: выписать из любого текста слово, словосочетание, предложение, поразившее вас своей точностью, образностью,  яркостью, необычностью.

Дома учащиеся целенаправленно работают с ними: к примеру, оценивают тексты  с вопросно-ответным построением.   Работа над проектами при выполнении самостоятельной работы  развивает у учащихся творческое мышление, самостоятельность, где они овладевают определенными интеллектуальными, коммуникативными умениями, учатся работать с текстовым материалом, выделять главную мысль в иноязычном тексте, обобщать, работать со справочным материалом, анализировать на предмет достоверности и идентичности информации из интернета и адаптировать для тех или иных условий.

 

Перед педагогами НПО и СПО стоит нелегкая задача в выборе методов и форм организаций учебной деятельности, которые соответствуют заданным нормам ФГОС, где основной акцент направлен на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.
Образовательные стандарты  по иностранному языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного выражать свои мысли и чувства в устной и  письменной форме. Главная идея курса иностранного языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе.

Поэтому обучение на уроках иностранного языка должно строиться с учётом необходимости формирования  речевой  компетентности, т.е. развития таких  видов деятельности,  как аудирование, чтение,  говорение, письмо, как закрепление лексического и грамматического материала. В программе указано, что после окончания курса обучающиеся  должны овладеть такими умениями, как:

                   умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию, ( аудирование);

                     умение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);

                     умение понимать содержание незнакомого текста, используя знание лексического материала и элементы языковой догадки (чтение);

                     умение создавать свои письменные тексты на разные темы с использованием необходимых  языковых средств (письмо).

Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой лексических и грамматических навыков.

Усваивая лексические и грамматические значения слов, учащиеся осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при усвоении способов создания выразительной речи они чувствуют, как отражается в языке внутренний мир человека.

Речь в целом усваивается, если учащийся приобретает способность чувствовать фонетические особенности речи, выразительные оттенки лексических и грамматических значений. Такие  умения можно достичь с помощью заданий на перевод.

Обучающиеся  приобретают способность чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроения и эмоции автора текста, отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на определённую тему. Преподаватель должен руководствоваться этими идеями.

Для того чтобы постоянно развивать «инстинкт подражания» необходимо подбирать такой языковой материал, который позволял бы создавать на уроке атмосферу культа языка. С помощью образцовых текстов учащиеся погружаются в эту атмосферу, прививается интерес к языку и чтению.  Это даёт возможность развивать языковое чутьё,  воспитывать эстетическое  восприятие  речи.

  На уроках иностранного языка преподаватель должен постоянно уделять внимание работе над выразительными средствами. использование текстов с пропусками, к примеру, эпитетов, сравнений, метафор, чтобы ученики подбирали свои варианты, затем сверяли их с подлинным авторским.

Необходимо,  чтобы все изучаемые языковые явления  рано или поздно оказывались востребованными. Поэтому необходимо учить обучающихся чётко осознавать в тексте их функцию и роль.

Когда учащиеся составляют монологическое высказывание обязательно ставится цель использовать, к примеру,  сравнения, инверсию, предложения с однородными членами и т. д. При изучении любой части речи, любого типа предложений показывать учащимся их возможную роль в организации связного высказывания.

Учащиеся используют диалоги, тексты, отрабатывая специальную лексику, отвечают и составляют различные типы вопросов. Здесь они готовятся к рассказу по изучаемой теме. На этом этапе учащиеся определяют вид презентационных проектов: деловая игра, доклады, интервью, диалоги различных персонажей, соревнования, демонстрация продукта и т.д. На третьем этапе учащиеся защищают свои проекты.
Более того у учащихся формируются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, сотрудничество, умение находить компромисс с собеседником, повышается самооценка и интерес к изучаемому языку, что немало важно для будущего специалиста.

 

Одним из актуальных и востребованных методов, обеспечивающих раскрытие вышеперечисленных компетенций, личностно-ориентированное коммуникативное направление, является проектная деятельность.
Цель метода проекта – развитие активного самостоятельного мышления, применение приобретенных знаний ( лексических и грамматических) на практике, которая дает нам, преподавателям, возможность включить учащихся в реальное общение, которое опирается на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты совместного труда.   Таким образом, изучение английского языка должно привести к овладению речевых компетенций,  расширению кругозора и развитию интеллектуальных возможностей обучающегося. Учение представляет собой активный процесс, осуществляемый через вовлечение обучающегося в различного рода деятельность и, таким образом, делает его активным участником формирования своей личности.


Автор Нестерова Юлия Павловна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 1684
Номер материала 4068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓