Главная / Обществознание / Статья на тему "Особенности духовности современной молодёжи в свете духовно-нравственного воспитания"

Статья на тему "Особенности духовности современной молодёжи в свете духовно-нравственного воспитания"

Особенности духовности современной молодёжи в свете

духовно-нравственного воспитания


Современный мир, в условиях которого взаимодействуют представители разных поколений, существенно отличается от того мира, в котором люди жили ещё несколько десятилетий назад. Мир впервые столкнулся с проблемой разрыва между поколениями.

В настоящее время восприятие молодого человека отличается от мировосприятия взрослого не только из-за различий в возрасте, но и в связи с тем, что подросток формируется в условиях другой социокультурной среды, под влиянием иного образа жизни. Изменения очень быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми: освоение новой информационной техники, стилевые особенности общения и поведения.

Данное обстоятельство углубляет разрыв между поколениями, происходит нарастание разобщённости. Старшее поколение утрачивает роль носителей актуальных ценностей для молодых поколений.

Другой особенностью современного мира является глобализация. Процессы глобализации являются неотъемлемым свойством культуры и включает в себя не только внутреннюю трансформацию культурных явлений, но и внешние перемены. Так, в молодёжной среде фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта: как заимствованного (некоего культурного образца), так и собственного (формирующегося в процессе жизнедеятельности определённого молодёжного страта).

Ещё одной особенностью современного мира является «смещение» жизненных ценностей молодёжи. В настоящее время, в России процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения имеет многомерный и противоречивый характер. Прежде всего, ценности жизни, сформировавшиеся на предыдущем этапе общественного развития перестали быть адекватными изменившимся политическим и социально-экономическим реалиям.

Помимо названных особенностей современного мира, на становление молодых людей оказывают существенного влияние научно-техническая революция, новые формы освоения природы, социальные противоречия и конфликты. На мировосприятие человека влияют глобальные и региональные кризисы, угрожающие человеку, его жизни и здоровью. В связи с этим в обществе получают распространение социально-психологические проблемы, имеющие экзистенциальное звучание. В связи с этим появляются такие категории, как «смысл», «страх», «надежда», «духовная жизнь личности». Современные исследователи, называют данное явление «тихой революцией». Она заключается в переходе от традиционных («материалистических») ценностей к экзистенциальным («постматериалистическим») ценностям. Если для традиционных ценностей характерно материальное обеспечение и экономическая надёжность, то экзистенциальный тип ценностей ориентирован на внеэкономические и духовные приоритеты. Именно поэтому возможна диффузия традиционной и постмодернистской, молодёжной культуры, она несёт в себе позитивные социальные последствия для всего общества, преодоление культурного и социального разрыва между поколениями, создание единого социально-культурного и духовного пространства.

Говоря о обновлении современного российского образования духовно-нравственное воспитание молодёжи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности современных образовательных учреждений.

Необходимость духовно-нравственного воспитания обусловлена рядом проблем, с которыми сталкивается на современном этапе российское общество в целом и, образовательное учреждение, в частности:

- несогласованность целей воспитания. Цели воспитания в разных социальных группах общества, семьях, образовательных учреждениях могут быть различными. Отсутствуют механизмы согласования целей. К ребёнку предъявляются разные, порой взаимоисключающие требования. Всё это приводит к отсутствию мотивации адекватного положительного поведения молодёжи;

- проблема педагога. Далеко не всегда педагоги в профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и подростков, применяя устаревшие методы работы. Это приводит к формальному подходу в воспитательном процессе;

- проблема определения результата воспитания. Воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений). Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям очень трудно.

Решение этих и других проблем воспитания требует объединения усилий образовательных учреждений, семьи, церкви, представителей общественности, властных структур. Особенно важно объединение усилий в социокультурной среде, где живёт и развивается молодой человек.

Литература:

Мюллер-Хилл Б. Наука, истина и другие ценности //Знание — сила. 1995. №10.

Православные ценности в современном мире.- Самара, 2008.

Основы религиоведения/Сост. Леснин Д.Ю., свящ,. – Тольятти, 2005.

Розанов В. В. Религия. Философия. Культура / Сост. А. Н. Николюкин.- М., 1992.


Статья на тему "Особенности духовности современной молодёжи в свете духовно-нравственного воспитания"
  • Обществознание
Описание:

Современный мир, в условиях которого взаимодействуют представители разных поколений, существенно отличается от того мира, в котором люди жили ещё несколько десятилетий назад. Мир впервые столкнулся с проблемой разрыва между поколениями.

В настоящее время восприятие молодого человека отличается от мировосприятия взрослого не только из-за различий в возрасте, но и в связи с тем, что подросток формируется в условиях другой социокультурной среды, под влиянием иного образа жизни. Изменения очень быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми: освоение новой информационной техники, стилевые особенности общения и поведения.

Данное обстоятельство углубляет разрыв между поколениями, происходит нарастание разобщённости. Старшее поколение утрачивает роль носителей актуальных ценностей для молодых поколений.

Другой особенностью современного мира является глобализация. Процессы глобализации являются неотъемлемым свойством культуры и включает в себя не только внутреннюю трансформацию культурных явлений, но и внешние перемены. Так, в молодёжной среде фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта: как заимствованного (некоего культурного образца), так и собственного (формирующегося в процессее жизнедеятельности определённого молодёжного страта).

Ещё одной особенностью современного мира является "смещение" жизненных ценностей молодёжи. В настоящее время, в России процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения имеет многомерный и противоречивый характер. Прежде всего, ценности жизни, сформировавшиеся на предыдущем этапе общественного развития перестали быть адекватными изменившимся политическим и социально-экономическим реалиям.

Помимо названных особенностей современного мира, на становление молодых людей оакзывают существенное влияние научно-техническая революция, новые формы освоения природы, социальные противоречия и конфликты. На мировосприятие человека влияют глобальные и религиозные кризисы, угрожающие человеку, его жизни и здорьвью. В связи с этим в обществе получают распространение социально-психологические проблемы, имеющие экзистенциальное звучание. В связи с этим появляются такие категории, как "смысл", "страх", "надежда", "духовная жизнь личности". Современные исследователи, называют данное явление "тихой революцией". Она заключается в перехлде от традиционных ("материалистических") ценностей к экзистенциальным ("постматериалистическим") ценностям. Если для традиционных ценностей характерно материальное обеспечение и экономическая надёжность, то экзистенциальный тип ценностей ориентирован на внеэкономические и духовные приоритеты. Именно поэтому возможна диффузия традиционной и постмодернистской, молодёжной культуры, она несёт в себе позитивные социальные последствия для всего общества, преодоление культурного и социального разрыва между поколениями, создание единого социально-культурного и духовного пространства.

Говоря о обновлении современного российского образования духовно-нравственное воспитание молодёжи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности современных образовательных организаций.

Необходимость духовно-нравстенного воспитания обусловлена рядом проблем, с которыми сталкиваются на современном этапе российское общество в целом и, образовательная организация, в частности:

- несогласованность целей воспитания. Цели воспитания в разных социальных группах общества, семьях, образовательных организациях могут быть различными. Отсутствуют механизмы согласования целей. К ребёнку предъявляются разные, порой взаимоисключающие требования. Всё это приводит к отсутствию мотивации адекватного положительного поведения молодёжи;

- проблема педагога. Далеко не всегда педагоги в профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и подростков, применяя устаревшие методы работы. Это приводит к формальному подхлду в образовательном процессе;

- проблема определения результата воспитания. Воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений). Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям очень трудно.

Решение этих и других проблем воспитания требует объединения усилий образовательных организаций, семьи, церкви, представителей общественности, властных структур. Особенно важно объединение усилий в социокультурной среде, где живёт и развивается молодой человек.

Автор Лёвкина Наталья Валентиновна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 661
Номер материала 4993
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓