Национальный характер
Национально-этнические
группы — это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связанных
общими внешними и внутренними, психологическими чертами. Если идти от простого
к сложному, это род и племя, народ и нация, раса и этнос.
Национальный характер — это
совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности
особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный
характер представляет собой определенную совокупность эмоционально-чувственных
проявлений, выражаясь в эмоциях, чувствах и настроениях — в
иррациональных способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в
скорости и интенсивности реакций на происходящие события.
Наиболее отчетливо
национальный характер проявляется в национальном темпераменте — например,
отличающем скандинавские народы от, например, латиноамериканских.
Зажигательность бразильских карнавалов никогда не спутаешь с неторопливостью
северной жизни: различия очевидны в темпе речи, динамике движений и жестов,
всех психических проявлений.
Понятие национального
характера по своему происхождению поначалу не было теоретико-аналитическим.
Первоначально, оно было описательным. Впервые его стали употреблять путешественники,
а вслед за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей
образа жизни и поведения разных наций и народов. При этом разные авторы в своих
описаниях часто имели в виду совершенно различные и подчас просто несопоставимые
вещи.
Поэтому синтетическая,
обобщенная трактовка национального характера невозможна — она носит недостаточно
целостный характер.
В аналитическом контексте
национальный характер — составной элемент и, одновременно, основа
(«платформа», «базовый уровень») психического склада нации в целом, и
национальной психологии как таковой. Сложная, взаимосвязанная и
взаимообусловленная совокупность в основном эмоциональных (национальный
характер) и более рациональных (национальное сознание) элементов как раз и
представляет собой «психический склад нации» — ту самую «духовно-поведенческую
специфичность», которая и делает представителей одной национально-этнической
группы непохожими на представителей других таких групп. Психический склад нации
— основа всей национально-этнической психологии, уже как совокупности этого
«склада» и определяемого им поведения.
В истоках национального
характера лежат устойчивые психофизиологические и биологические особенности
функционирования человеческих организмов, включая в качестве основных такие
факторы, как реактивность центральной нервной системы и скорость протекания
нервных процессов. Эти факторы связаны с физическими (прежде всего, климатическими)
условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий,
единый национальный характер является следствием, псхическим отражением той
общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает
данная группа. Соответственно, например жаркий экваториальный климат порождает
совершенно иные психофизиологические и биологические особенности, а вслед за
ними и национальные характеры, чем холодный северный климат.
Формирование
современных национальных характеров представляет собой результат сложного
историко-психологического процесса, продолжающегося уже в течение многих
веков. Проживая в неодинаковых природных условиях, люди с течением времени
постепенно приспосабливались к ним, вырабатывая определенные общепринятые формы
восприятия и реагирования на эти условия. Это адаптировало их, способствуя
развитию и совершенствованию человеческой деятельности и общения людей.
Адаптивные формы восприятия и реагирования закреплялись в определенных
нормативных, социально одобряемых и закрепляемых способах индивидуального и
коллективного поведения, наиболее соответствующих породившим их условиям. Особенности
национального характера находили свое выражение в первичных, наиболее глубинных
формах национальной культуры, формируя своего рода социокультурные эталоны,
нормативы и образцы адаптивного поведения.
С
усложнением способов социальной организации жизни, адаптивная роль и
приспособительное значение национального характера, связывавшего человека и
его поведение с физическими условиями среды обитания, постепенно отходили на
задний план.
В развитой социальной среде,
национальный характер оставляет за собой значительно более скромную функцию —
своеобразной «эмоциональной подпитки» поведения представителей национально-этнических
групп, как бы лишь чувственно расцвечивая те формы поведения.
Понятно, что политик-русский
или политик-азербайджанец достаточно по-разному исполняют свои, в общем-то,
одинаковые социальные роли.
Закладываясь на самых ранних
этапах развития общества, элементы национального характера служили важнейшим
способом стихийного, эмпирического, непосредственного отражения окружающей
действительности в психике членов национально-этнической общности, формируя,
тем самым, ее первичное, природно-психологическое единство.
Сохраняясь, они подчиняются
влиянию социально-политической жизни, однако проявляются в повседневной жизни
в основном на обыденном уровне, в тесной связи с формами обыденного
национального сознания. Однако, в определенных ситуациях, с обострением национальных
проблем и противоречий, с появлением ощущения «утраты привычного порядка»,
непосредственные проявления национального характера могут выходить на передний
план.
В этих случаях, как бы
вырываясь на свободу из-под гнета социальности, они непосредственно детерминируют
кризисное поведение людей. Многочисленные примеры такого рода дают процессы
модификации политических систем, в частности, распада тоталитарных унитарных
государств имперского типа — например, СССР.
Именно с взрывными
проявлениями национального характера связано большинство случаев быстрого
подъема массовых национально-освободительных движений.
Если рассматривать структуру
национального характера, то обычно различают ряд элементов.
Во-первых, это национальный
темперамент. Он бывает «возбудимым» и «бурным», или, напротив, «спокойным» и
«замедленным».
Во-вторых, национальные
эмоции — типа «национальной восторженности» или «национального скептицизма».
В-третьих, национальные
чувства — «национальную гордость», «национальную уничижительность» и др.
В-четвертых, первичные
национальные предрассудки. Обычно это —мифы касающиеся «роли», «предназначения»
или «исторической миссии» нации или народа. Эти мифы могут касаться и
взаимоотношений национально-этнической группы с нациями-соседями.
С одной стороны, это
«комплекс нацменьшинства». С другой стороны, это «национально-патерналистский
комплекс», обычно проявляющийся в виде так называемого «имперского синдрома»
или «синдрома великодержавности» (иногда именуемого «синдромом Большого
брата»). Разновидностью национально-этнических предрассудков являются
соответствующие стереотипы реагирования на происходящие события типа,
например, «национального консерватизма», «национальной покорности» или, напротив,
«национального бунтарства» и «национальной самоуверенности».
В конечном счете,
национальные и этнические группы в истории человечества возникли раньше
социальных. Национально-этническая общность, за исключением лишь некоторых
отдельных примеров, психологически продолжает оставаться более глубинной, чем
общность социальная.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.