Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья на тему "Мирослава Томанова // «Серебряная равнина» («женское видение войны»)"

Статья на тему "Мирослава Томанова // «Серебряная равнина» («женское видение войны»)"

Скачать материал

Фатхуллина Алиня Рафаилевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №71» Ново-Савиновского района г. Казани   

 

Мирослава Томанова // «Серебряная равнина» («женское видение войны»)

 

Война – это мир безумия и жестокой реальности. Война превращает людей в животных, физически уничтожает их… Моя Родина! Нет ни одного солдата, который бы перед боем не думал о родном доме…

                                                                                                                                     М.Томанова

         Однажды мне в руки попалась удивительная книга – «У войны не женское лицо» (С.А.Алексиевич). Это роман о женщинах, выживших в нечеловеческих условиях Великой Отечественной войны. Автора данного романа можно назвать «историком души». Это, безусловно, так. Сама Светлана Алексиевич отмечает: «Пишу  не  о  войне, а  о человеке на войне.  Пишу не  историю  войны, а историю  чувств.  Я -  историк души.  С  одной стороны, исследую конкретного человека,  живущего  в  конкретное   время  и  участвовавшего  в  конкретных событиях,  а с другой стороны, мне надо  разглядеть в нем вечного  человека. Дрожание вечности. То, что есть в человеке всегда» [Алексиевич С.А., 2008, с.3].

            Порой мы начинаем задумываться над вопросом: «А какое же было женское видение войны? Как женщины переносили суровые тяготы войны, через что им приходилось переступать  ради спасения миллионов несчастных людей?» Вспомним женщин-героев, писательниц, поэтов, вспомним сестер милосердия, вспомним наших бабушек и матерей…

            «Женское видение войны» становится объектом пристального внимания многих исследователей: «Женская память о войне самая «светосильная» по напряжению чувств, по боли,- пишет С.А.Алексиевич.- Она эмоциональна, она страстна, насыщена подробностями, а именно в подробностях обретает свою неподкупную силу документ. .. Женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания… И то, что она запомнила, вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных человеческих возможностей, которые мы не вправе предать забвению» [Алексиевич С.А., 2008, с.6].

            В России, Германии, Франции многие женщины служили в военных госпиталях и санитарных поездах. Во время Второй мировой войны мир стал свидетелем женского  феномена. Женщины служили во всех родах войск уже во многих странах мира: в английской армии - 225  тысяч,  в американской -  450-500  тысяч,  в  германской -  500 тысяч... В Советской  армии  воевало  около миллиона  женщин. Они овладели всеми военными  специальностями,  в  том числе и самыми  «мужскими». Даже возникла языковая  проблема: у  слов  «танкист»,  «пехотинец», «автоматчик» до  того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще  никогда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне...

            Необходимо отметить, что «женское видение» войны направлено изнутри женского сознания, пропускающего каждый взрыв и человеческий крик через традиционное женщине бытовое окружение. Ряд писательниц, синтезирующих в своем творческом осмыслении войны документальное и художественное, можно продолжить именами Ирины Антанасиевич, Ирины Турчиной, Лилии Баимбетовой, Веры Пановой, Ольги Берггольц, Юлии Друниной и многих других, выбравших в качестве темы своих произведений недавние войны рубежа ХХ — XXI веков.

            Вспомним, например, повесть Веры Пановой «Спутники». Война показана здесь с гуманной и нравственной точки зрения, с чувством искреннего сострадания к человеческим несчастьям, умноженным всеобщей национальной бедой. Живой язык, полнокровные характеры, безупречная точность деталей, интонация, соединяющая патетику и юмор, насмешливость и серьезность отличают художественный стиль «Спутников». Повесть «Спутники» - это не только вершина творчества В. Пановой, но и одно из лучших в отечественной литературе произведение о войне.

            Кроме того, особо важной становится поэзия О. Берггольц и Ю. Друниной. Сквозь грохот орудий дорогами Великой Отечественной войны шла муза Юлии Друниной - женственной и мужественной, верной солдатскому братству. Поэт-фронтовик, поэт-лирик, она любима все новыми и новыми читателями. Страницы этой книги возвращают в далекие «сороковые-роковые», в героические, полные лишений и страданий, но, вопреки всему, романтичные годы вчерашней школьницы, санинструктора Юлии Друниной. Тема войны стала ведущей во всем творчестве Ю.В. Друниной, а годы войны - органической частью и точкой отсчета, меркою во всей последующей жизни. «Я только раз видала рукопашный, Лишь только раз - и тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне» [Друнина Ю.В., 2010, с.27].

            Во второй том собрания сочинений Ольги Берггольц вошли произведения, созданные ей в блокадном Ленинграде и в трудные послевоенные годы. В их числе – поэмы «Февральский дневник», «Памяти защитников», «Твой путь», «Ленинградская поэма», стихотворения, книга очерков «Говорит Ленинград».

 

 

            Когда мы говорим о женском восприятии войны, нельзя не упомянуть имя удивительной чешской писательницы – Мирославы Томановой. В своих произведениях М.Томанова пишет о незабытых  тех годах и днях борьбы за свободу, о чехословацких солдатах и офицерах, воевавших вместе с Советской Армией, о потерях и обретениях, о страданиях и мужестве.

            В романе «Серебряная равнина» писательнице удалось связать воедино два разных тематических ракурса: солдаты в бою и солдаты в дни затишья, отдыха. Данные ракурсы взаимно дополняют друг друга, они в равной степени важны для изображения человеческого характера.

            Мирослава Томанова отмечает: «Серебряная равнина» – это роман о большой и прекрасной любви,  история которой разворачивается на фоне подлинных событий…Характеры и судьбы некоторых героев подсказаны судьбами участников описываемых событий. У главной героини романа – Яны Панушковой – есть прообраз. Это связистка Маруся, которой тоже не суждено было вернуться домой» [Томанова, 1977, с.9].

            Писательнице удалось показать в своем романе внутренний мир солдат, их переживания и чувства, их мечты и стремления. Мечты о том, какой станет жизнь после войны, - для солдат движущая сила, определяющая их поведение в бою. Война обостряет чувства солдат. Попытаемся это доказать примерами из романа.

            Так, например, надпоручик Станек мечтал после гимназии поступить в консерваторию. Однако война отняла у него эту мечту. Раньше для Станека превыше всего была музыка, но военная служба как-то незаметно влезла в его жизнь и захватила большую часть его души. Каждый божий день вместо игры на фортепьяно он совершенствует свою военную специальность. Вспомним разговор Станека и Рабаса: «Музыка – это мир мелодий и ритмов, он очаровывает вступившего в его пределы человека и влечет к неведомым вершинам, в то время как война – это мир безумия, жестокой реальности. Война превращает людей в животных, физически уничтожает их. Сегодня ты жив, молод, полон сил, а завтра тебя убьют, сровняют с землей» [Томанова, 1977, с.133-134].

            Станек глубже понимал войну, острее чувствовал ее. В письме для матери он объясняет, почему так сильно тянет его музыка: «Ты помнишь, мама, однажды я прибежал домой взволнованный и поведал тебе о своем открытии: кроме рек, текущих по земле, существуют реки звуков – невидимые реки. И где бы и когда бы я ни прислушался, я всюду слышу их струение. Для того чтобы превратиться в таинственную силу, заполняющую все мое существо, эти невидимые реки должны брать  начало и в моем сердце. Ты потом часто корила меня, что я недостаточно усердно разучиваю сонатины Клементи. А ведь ждал появления «своих рек», льющихся из моей души» [Томанова, 1977, с.23].

            Мечты героев рушатся с моментом вторжения войны в мирную жизнь. Если Станек мечтал поступить в консерваторию и связать свою жизнь с музыкой, то Рабас, например, оказался несостоявшимся художником. Руки Рабаса затвердели, отяжелели. Он постепенно осознает, что стремление к искусству ушло на второй план, потому что впереди негуманная, беспощадная война, гибель невинных людей. В откровенном разговоре со Станеком Рабас выражает свои переживания и мысли: «Поди-ка сюда, посмотри! Этот огромный кусище неба, а под ним земля, раскинувшаяся так широко, так безбрежно, что кажешься себе на ней ничтожным червем. Это Украина!.. А это сумасшедшее солнце! Пурпурный хрусталик, будто только что выплавленный в печи. Потрясающее цветовое сочетание, которое можно перенести из природы прямо на полотно. А ты этого не можешь! Кажется, все застыло в безмятежном покое, но природа отнюдь не безмятежна. В ней идет война, И я вижу эту войну. Говорят, пейзаж – это состояние души…» [Томанова, 1977, с.135-136]. Исходя из этих слов, можем сказать, что художника сменил воин, оглядывающий перед битвой свои позиции.

            В романе «Серебряная равнина» важным приемом, отображающим мировоззрение героев, становится антитеза. Жестокой войне противостоят нравственные ценности, в первую очередь, любовь и семья. Так, например, почти все солдаты влюблены в Яну. Вспомним искренний разговор Яны и Махата: «Любовь на войне очень часто спасает людям жизнь. Лювовь, Яна,- это сама жизнь. А кто на нее имеет наибольшее право? Мы, рискующие жизнью ради того, чтобы другие могли жить, мы-то, получается, как раз на нее и не имеем права?» [Томанова, 1977, с.49]. Все герои мечтают о безмерном счастье, с трудом умещавшееся в человеческое сердце. Зачем желать немедленно мира? Для Станека Яна – его мир.

            Обратим внимание на символический план романа. В качестве символических образов выступает в романе сама природа: «Гремели победные залпы орудий. Казалось, небо раскалывается на куски, словно взорванная динамитом скала. Над освобожденным городом кружили самолеты, олицетворяя победу и надежную защиту. Свобода! Тот, кто не терял ее, не может себе представить состояние, когда в человеке воскрешает надежда, что вот-вот он обретет ее снова» [Томанова, 1977, с.99-100].

            Природа передает внутренние переживания героев, их чувства и стремления, их мечты и желания. Будто природа сочувствует солдатам, словно она понимает их. Жизнь многих на войне обрывается, то же самое происходит и с природой. Она носит окровавленный отпечаток.

            Образ «серебряной равнины» и образ самого серебра становятся лейтмотивными. В конце романа мы понимаем, как мечта Станека увидеть консерваторию вот-вот сбудется, но что же ждет Яну? Параллелизм человека и природы глубоко раскрывает трагизм романа. Сравним: «Какая красота, Джонни. Посмотри! Эта серебряная равнина пред нами! Словно сияет весь мир!» [Томанова, 1977, с.298]. «В зале сияют хрустальные люстры. Их мерцание отражают венецианские зеркала. Блестит натертый паркет. На серебряных подносах хрустальные бокалы, в них пенится вино, стекло нежно звенит» [Томанова, 1977, с.298].

            Серебряная равнина показывает жертвенность Яны, она готова отдать свою жизнь ради Станека, ради друзей: «Яна слышит свист снаряда, ложится, снова встает, ноги отказываются слушаться, но она идет. Рукой держит кабель, словно спасительную ниточку. Бескрайняя равнина. Яна глотает слезы: «Я должна дойти» [Томанова, 1977, с.301]. Яна идет сквозь сияние и град снарядов. Последний из снарядов упал вблизи от Яны. Солдат дотрагивается до безжизненно висящей руки Яны, смотрит на белое лицо с открытыми глазами: «Тело Яны так тяжелеет, что он больше не в силах ее держать. Он опускает Яну себе на колени и осторожно кладет под сосну… Тут под сосной время остановилось. Солдат засунул воинскую книжку Яны в свой нагрудный карман. Посмотрел на выкопанную яму и пошел к Яне. Нагнулся, чтобы снять валенки. Не удалось. Руки не слушались. Он взглянул на белое лицо Яны. Маленькая, нежная, почти еще ребенок. «Нет. На эту девушку я не смогу бросить ни кома глины» [Томанова, 1977, с.303-304].

            Таким образом, через роман Мирославы Томановой «Серебряная равнина» мы задумываемся о том, что всякая война антигуманна. Люди на войне хотят остаться не только живыми, у них должна сохраниться вера в людей. Подвиг и самопожертвование немыслимы без человеколюбия, только при условии человеколюбия жертва не напрасна, а подвиг велик.

Список использованных источников и литературы:

1. М.Томанова. Серебряная равнина.- М.: «Прогресс», 1977.- 304 с.

2. Берггольц О.Ф. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. Стихотворения и поэмы, 1941-1945; Проза, 1941-1945 / Ольга Берггольц; сост. М.Ф. Берггольц; примеч. Т. Головановой. – Л.: Худож. лит., 1989. – 431 с.

3. Друнина Ю. В. Я только раз видала рукопашный: стихи / Ю. В. Друнина; сост. и вступ. ст. Б. Леонова. - М.: Дружба народов, 2000. - 319 с.

4. Панова В. Ф. Спутники: повесть / Вера Панова. – М.: Терра-Книж. клуб, 2005. - 272 с. - (Великая Отечественная). Повесть «Спутники», - одна из лучших в отечественной литературе о войне.

5. С.Алексеивич. У войны не женское лицо. М., 2008.- 142 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему "Мирослава Томанова // «Серебряная равнина» («женское видение войны»)""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья посвящается рассмотрению проблемы отношения человека к войне как к жестокой реальности. "Женское видение" войны исходит именно изнутри женского сознания. Это становится ключевым моментом в романе чешской писательницы Мирославы Томановой "Серебряная равнина". Писательнице удалось показать в своем романе внутренний мир солдат, их чувства и переживания, их мечты и стремления, их взлеты и падения, их обретения и утраты... Мирослава Томанова показывает, как война обостряет чувства солдат.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2020 152
    • DOCX 50.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Приставко Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Приставко Светлана Михайловна
    Приставко Светлана Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85224
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе