Программа Microsoft
PowerPoint в формировании пространственных представлений учащихся на уроках
математики
МОУ ООШ № 14 с.Кочкарь
учитель математики
Наумова Надежда Ивановна
2014 год
Microsoft PowerPoint в
формировании пространственных представлений учащихся на уроках математики
Каждый год видим такую картину: от
класса к классу интерес к изучению предмета математики у учащихся не
возрастает, как хотелось бы, а наоборот, уменьшается, что влечет за собой и
ухудшение успеваемости.
Рассмотрев
сущность и роль проблемы методов в современном обучении математике, понятие
метода обучения, изучив и применив различные методы преподавания и методы
обучения, я выяснила условия успешного применения различных методов обучения.
Методы
обучения, выделяемые по источнику знаний
- Словесные методы обучения
- Наглядные методы обучения
- Практические методы обучения
Методы обучения, определяемые
уровнем познавательной деятельности
учащихся (репродуктивные,
проблемно-поисковые и самостоятельная работа учащихся).
- Методы проблемного обучения
- Исследовательский метод
- Метод проблемного изложения
4.
Эвристический метод обучения
математике
- Метод
программированного обучения в преподавании математики
Методы
научного познания в обучении математике
- Эмпирические методы познания.
- Логические методы познания.
- Математические методы познания.
Задача современной школы – стимулировать появление новых учебных практик и попытаться
выйти на достижение учащимися новых, бывших ранее не востребованными жизнью
(социумом) образовательных результатов. То есть, образно говоря, «перевести»
отечественную школу из индустриального общества, в котором она находится, — к
информационному.
Новыми же результатами образования могут и должны в этом случае стать сформированные
умения выпускника школы, востребованные информационным обществом. Перечислим
их:
—
способность учиться;
—
коммуникабельность, умение работать в коллективе;
—
способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;
—
способность самостоятельно мыслить и действовать;
—
способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные
предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки.
Методы информатики в обучении математике:
ü логико-алгоритмический метод;
ü программированное обучение (линейный и разветвленный способы
программирования учебного материала);
ü компьютеризация обучения математике;
ü технологический подход к построению обучения математике.
Одним из самых популярных программных
средств, применяемых на уроках с использованием информационных технологий,
является программа компании Microsoft – PowerPoint.
В современном мире компьютер
используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности
обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих
уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными
знаниями компьютера. Под минимальными знаниями я понимаю то, что учитель должен
свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и
редактировать слайды презентации.
Microsoft PowerPoint — это инструмент
подготовки и проведения презентаций, позволяющий четко структурировать, хорошо
иллюстрировать и профессионально представлять идеи и достижения. Став частью
интегрированного пакета Microsoft Office, этот модуль получил сегодня очень
широкое распространение. Именно с новыми информационными технологиями сегодня
связывают реальные возможности построения открытой образовательной системы,
позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.
Технологии обучения напрямую связываются с такими важнейшими дидактическими
возможностями компьютера, как индивидуализация учебного процесса при
сохранении его целостности за счет программируемости и динамической
адаптированное учебных программ.
Программа PowerPoint проста в
использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того,
какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является
проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю,
что это одна из тех программ, с которой учителю необходимо начать изучение
компьютера.
Программа PowerPoint
позволяет создавать презентации. Достоинства этой программы заключаются в том,
что на создание презентационных материалов не требуется много времени, а также
она позволяет сэкономить время на уроке.
Академик Александров А. Д. говорил о
том, что задача геометрии – развить у учащихся 3 качества: пространственное
воображение, практическое понимание и логическое мышление. Он ставил
пространственное воображение на первое место не только в изучении геометрии, но
и в большинстве видов человеческой деятельности. Важность ясного наглядного
пространственного представления и, на основе этого, точного понимания изучаемых
понятий нельзя переоценивать.
Рассмотрим изучение
пространственных фигур учащимися с 4 по 11 класс.
В 4-5 классах на уроках рисования
учащиеся изображают предметы сложной формы, сочетающие в себе элементы конуса,
шара, цилиндра и других фигур.
В 5 классе они рисуют с натуры куб и
шестиугольную призму, предварительно рассматривая каркасные модели этих тел.
В 6 классе изучаются такие фигуры,
как куб, прямоугольный параллелепипед, шар и другие.
В 7-9 классах на уроках алгебры
фигуры не рассматриваются вообще, а на уроках геометрии все внимание
сосредотачивается на двумерных объектах, и учащимся не представляется
возможности работать с пространственными объектами, развивая свое воображение.
.5-6 классы средней школы –
благоприятное время для развития пространственных представлений. На уроках математики
в этих классах проводят специальные упражнения, направленные на развитие
пространственных представлений. Затем в 7-9 классах эта проблема забывается и
всплывает в 10 классе.
Из вышесказанного следует, что одной
из самых острых проблем математики является проблема формирования
пространственных представлений у учащихся 7-9 классов. Следует признать, что
данной проблеме не уделяется должного внимания.
Проблема может быть решена, если
учитель математики на своих уроках будет использовать задачи, формирующие
пространственные представления. К ним относятся: задачи на распознавание фигур,
задачи на взаимное расположение фигур и их элементов, задачи на представление
тела по его развертке, изготовление разверток тел и многие другие задачи.
Важное место занимают задачи на связь
с жизнью.
6-й класс. Тема “Диаграммы”.
В диаграммах отражаем работу нашей школы: “Успеваемость. Процесс питания.
Количественный состав. Возраст школьников”.
9-й класс. Тема
“Последовательности”. В урок включаю исторический материал.
6-й класс. Тема “Координатная
плоскость”. Строим рисунки, накопленные из газеты “Математика”, часть
придумываем сами.
6-й класс. Практическая
работа “Определение высоты дерева” в теме “Пропорция”
8-й класс. Практическая
работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”.
Программа PowerPoint
неоспоримо помогает при
использовании в обучении модульной технологии (модульно-блочного обучения).
Методическая сущность
модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального
места в системе «учитель-ученик». При систематическом использовании данной
технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение,
самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
Средство
модульного обучения — модуль — это целевой
функциональ-ный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной
деятельности по овладению этим содержанием.
Модульные
уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой
урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение
эпиграфа к уроку, использование входного теста самопроверкой, небольшого
математического диктанта и т.п.
При
использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой
дифференциации, что дает возможность обучающимся усваивать не только стандарт
образования, но и продвигаться на более высокий уровень обучения.
Среди
целей преподавания математики в школе можно выделить одну - формирование у
учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Учителя математики часто считают ее не главной и не уделяют должного внимания
соответствующей работе на уроке. Практика работы с историей
математики показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически
правильно включена в урок, достигается вышеуказанная цель.
История науки дает возможность
показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика
как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира
возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека.
В практике многих учителей широко используется самостоятельная
работа учащихся. Она проводится почти на каждом уроке в пределах 7-15 мин.
Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и
корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь
в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях учащихся и своевременно
устраняет их. От занесения в классный журнал оценок "2" и
"3" можно пока воздержаться (выставляя их в тетради или дневнике
учащегося). Если самостоятельная работа носит контролирующий характер, то в
журнал выставляются все оценки. Такая система оценивания является достаточно
гуманной, хорошо мобилизует учащихся, помогает им лучше осмысливать свои
затруднения и преодолевать их, способствует повышению качества знаний. Учащиеся
оказываются лучше подготовленными к контрольной работе, у них исчезает страх
перед такой работой, боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных
оценок, как правило, резко сокращается. У учащихся вырабатывается положительное
отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени
урока.
Виды самостоятельных работ:
ü Математический
диктант.
ü «Солнышко»
(диаграмма для заполнения недостающих цифр).
ü Игра
«Дешифровщик».
ü Тесты.
ü Восстановить
недостающее число.
ü Игра
«Биржа знаний».
ü «Математические
гонки».
ü И
др.
Проект
«Информатизация системы образования» разрабатывает широкий спектр цифровых
образовательных ресурсов для общего образования, объединенных в наборы и
коллекции.
Все
эти ресурсы включаются в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов,
доступную через сеть Интернет. Подключение всех школ России к сети Интернет в
рамках приоритетного национального проекта «Образование» делает Коллекцию
доступной для всех российских школ. Теперь каждый учитель и ученик может
посмотреть как разработанные наборы ЦОР к учебникам, так и предметные и
тематические коллекции. Однако для каждодневного использования ресурсов в
учебном процессе скорость доступа по Интернет зачастую все же недостаточна.
Решить
проблему помогает специально разработанная в проекте система организации и
поддержки образовательного процесса «1С: Образование 4. Школа». Эта система в
полной мере реализует подход к разработке ресурсов, принятый в проекте
«Информатизация системы образования». Преимущества данного подхода в том, что с
одной стороны разрабатываются не отдельные ресурсы, а продуманные и снабженные
методическими рекомендациями наборы, а с другой стороны, каждый набор легко
разбирается на отдельные элементы, из которых учитель и ученик имеют
возможность формировать собственные наборы и коллекции. Система помогает
находить нужные материалы и формировать из них собственные подборки.
Одно из важнейших достоинств
системы — универсальность. В нее можно включить ресурсы любых, привычных для
пользователей современных компьютеров, типов: тексты, иллюстрации, аудио и
видео записи, анимации, тесты и т.д. Школьную коллекцию можно пополнять не
только готовыми ресурсами Единой коллекции, но и создавать свои собственные
ресурсы и их подборки. Система «1С: Образование 4.0 Школа»
содержит простую и удобную в использовании интегрированную инструментальную
среду разработки и редактирования авторских учебных материалов, доступную как
учителям, так и ученикам, а также средства импорта/экспорта ЦОР и другие
возможности.
С помощью системы
можно организовать индивидуальную и групповую работу, в том числе, с
использованием различных программ. Реализована возможность тестирования знаний
учащихся с фиксацией в журнале результатов автоматического тестирования.
Исходя из реальной
наполняемости классов в 20-25 человек, можно предложить несколько вариантов
организации учебного процесса.
Вариант 1.
Фронтальная работа с классом + групповая работа (по 2-3 человека за одним
компьютером).
Вариант 2.
Фронтальная работа с классом + индивидуальная работа. Класс делится на
половины, при этом с одной половиной класса работает в обычном режиме учитель -
предметник, а с другой — лаборант компьютерного класса, обеспечивающий
организационную и техническую поддержку на занятиях в компьютерном классе. На
следующем уроке «половины» класса меняются местами.
Вариант 3.
Использование домашних компьютеров, как для индивидуальной работы, так и для творческой,
исследовательской и проектной деятельности. При этом получающийся в результате
эксплуатации домашнего компьютера материал может оставаться либо только личным
достоянием, либо становиться материалом общим, приносимым в школу и
используемым на уроках.
Следует заметить, что
практически все материалы наборов ЦОР могут использоваться учениками при
подготовке разноплановых домашних заданий; и это направление, скорее всего,
будет играть со временем все большую роль.
Почти все
потребности традиционного урока, который чаще всего — урок комбинированного
типа, можно условно свести к следующим:
1) предъявление
информации;
2) закрепление и
отработка навыков путем различного рода практических занятий;
3) контроль или
аттестация учебных достижений.
Цифровые образовательные
ресурсы, включенные в набор к конкретному учебнику, как минимум, способны
обеспечить все три группы потребностей, так как авторы и разработчики уделили
большее внимание и различным демонстрационным материалам, и практическим
заданиям, и тестовым заданиям, проверяемым автоматически.
Новая форма проведения
урока – урок с использованием Интернета.
Принципы проведения
урока:
•
Равенство всех участников.
•
Все способны, все могут всё.
•
Нет готовых ответов.
•
Полная свобода мнений.
•
Доброжелательность.
•
Знания одного должны быть обогащены
знаниями других.
Конечной
целью может быть:
•
формирование представления о компьютере
как о средстве обучения;
•
воспитание коммуникативной культуры.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что использование новых средств «учения —
обучения» уже само по себе меняет ситуацию в классе, «выравнивая неравенство»,
определенное лишь тем, что учитель большее время получал знания «из физики или
литературы». Избыточность информации, адресованной и учителю, и ученику, создает
предпосылки для активного, самостоятельного учебного действия. Именно это и может
привести к достижению им новых образовательных результатов. Впрочем, произойдет
это лишь в том случае, если средство обучения действительно является
инновационным.
|
Традиционный урок
|
Урок
с использованием ИКТ
(новых средств
обучения)
|
1. Идентифи−
кация
проблемы
|
Описание
ситуации и
способ
ее анализа чаще всего задается учителем. Учебная книга, обладая конечностью
объема и адресованная учителю, задает единственно верный (что самое страшное)
способ работы.
|
«Источник
информации»
столь
обширен, что не может быть освоен полностью не только учеником, но и
учителем. Они оба изучают его.
Преимущество
учителя −
наличие
большего опыта в
работе
с источником, а не
информированность.
У
ученика появляется возможность обнаружить и начать обсуждать те проблемы,
которые учитель не увидел − урок
«распредмечивается».
|
2. Преобразо−
вание
ее в учебную задачу
|
Этапа не существует.
|
Учитель
должен вместе с учениками обнаружить те средства в учебном предмете, которые
помогают проблему разрешить. Готовое решение не предлагается.
|
3. Анализ
полу−
ченного
результата
относительно
проблемы
|
Этапа не существует.
|
Учитель
обсуждает различные последствия разрешения проблемы.
Возможно
также обсуждение
эффективности
способа разрешения данной проблемы
средствами, которые освоены на данном
предмете.
|
Вообще, цифровые образовательные ресурсы:
—
иллюстрируют какую-либо проблему, явление, а не направлены на обеспечение
работы учителя и/или заменяют его;
—
предоставляют совокупность взглядов (информацию) на проблему, а не обозначают
единственно верную точку зрения;
—
содержат критерии оценивания уровня достижений учащихся, то есть лишают учителя
положения судьи, то у урока появляется шанс стать полноценным учебным занятием,
на котором ученики при помощи учителя познают мир во всем его многообразии,
ищут способы (приобретают ресурсы) своей собственной жизни в нем. Образно
говоря, разрушают линейность, предсказуемость традиционного урока.
Краткие выводы
Все
изложенное выше определяет педагогическое качество цифровых образовательных
ресурсов. Новые средства «учения — обучения» будут адекватны задачам
современной школы. Это означает, что работающий по ним учитель будет создавать
ситуации, в которых ученик научится не только и не столько:
—
отвечать на вопросы в знакомом контексте, имея соответствующую информацию;
—
выполнять обычные (привычные) процедуры согласно соответствующим инструкциям в
ясных (чаще всего учебных ситуациях);
а проявит способность:
—
мыслить концептуально, обобщать и использовать информацию на основе изучения и
моделирования сложных проблем;
—
связывать разные источники информации и формулировки и гибко их
интерпретировать;
—
демонстрировать мышление и логику;
—
формулировать и ясно излагать свои выводы, доводы, а также мысли об их
применимости в реальной ситуации.
Именно этого мы ожидаем в первую очередь от прихода цифровых образовательных
ресурсов (новых средств обучения) в школу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.