Главная / Музыка / Статья на тему: Методы формирования у подростков гуманистических качеств личности средствами музыки

Статья на тему: Методы формирования у подростков гуманистических качеств личности средствами музыки

Методы формирования у подростков гуманистических качеств личности средствами музыки.

Формирование гуманистических качеств у подростков – достаточно сложный элемент воспитания культуры личности, который не возникает сам по себе, а требует педагогического руководства со стороны учителя. Процесс формирования гуманистических качеств предполагает взаимодействие перцептивной, эмоциональной и интеллектуальной сфер школьника. Сложный он и потому, что объект восприятия – музыкальное произведение – является специфической моделью эмоциональной, интеллектуальной и гуманной сферой мира человека. Для осознания, какие чувства, эмоции несет в себе музыкальное произведение, необходимо его услышать, эмоционально пережить его драматургию, оценить его содержание и форму на идейно-эстетическом, гуманистическом уровне. Такая разнообразная деятельность старших подростков, направленная, с одной стороны, на звуковое восприятие произведения, с другой – на его эмоционально-образную структуру, предусматривает в процессе формирования гуманистических качеств личности использования соответствующих методов в ходе анализа музыки.

Педагогическое руководство процессом формирования гуманистических качеств личности старших школьников посредствам музыки обеспечивает последовательность формирования у них навыков восприятия музыки, ее анализа-оценки.

Эффективность педагогического руководства этим процессом обусловлена:

- целенаправленным, последовательным, систематическим использованием на уроках музыки методов анализа музыкальных произведений, восприятие учащимися и способствует формированию гуманистических качеств личности;

- создание условий. Которые способствуют творческой атмосфере на уроке музыки, вызывают у подростков заинтересованность, открытость в общении;

- способствуют реализации цели нашего исследования;

- разработкой содержания фрагментов урока для учащихся старших классов по восприятию музыки и нахождение наиболее эффективных форм и методов их реализации с учащимися с целью формирования гуманистических качеств личности.

Процесс формирования у подростков гуманистических качеств личности средствами музыкального искусства необходимо строить в соответствии с общепринятыми дидактическими требованиями: движением от простого к сложному, от понятного непонятному и др.

Методика формирования у подростков гуманистических качеств предусматривает условное разделение этапов данного процесса. Поскольку формирование гуманистических качеств личности средствами музыкального искусства предусмотрено с начала обучения в общеобразовательной школе, в нашем исследовании, учитывая специфические особенности старшего подросткового возраста, формирование их должно носить более локальный, сконцентрированный, а не на столько развернутый во времени характер.

Наиболее значительное место на уроке музыки в 7-8 классах должно занимать слушание музыкальных произведений разных эпох, жанров, стилей, выявление их индивидуальных черт, типовых особенностей, обусловленных жанром, стилевыми особенностями эпох и т.д. Именно такая деятельность закладывает основу формирования музыкальной культуры подростка, содействует расширению их слушательского, эмоционального опыта, формированию гуманистических качеств личности.

Программа общеобразовательной школы планирует знакомство подростков с такими музыкальными произведениями как:

Л.Бетховен Соната №14, Н.К.Римский-Корсаков опера «Садко», «Шахерезада», Э.Григ романс «Лебедь», «Смерть Озе» из драмы Ибсена «Пер Гюнт», песня «Сольвейг», опера «Золотой петушок», Ф.Шуберт «Лесной царь», П.И.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года», «Ромео и Джульетта», опера «Евгений Онегин» и т.д.

Подростки, знакомясь с вышеперечисленными произведениями, имеют возможность приобрести опыт перцептивных навыков восприятия музыки – целостного восприятия его композиционной (формальной, звуковой) и содержательной (эмоционально-образной) структур, на основе которых возможно воспитывать и личностные гуманистические качества, в частности такие, как: доброта, милосердие, уважение к человеческим достоинствам, порядочность, сочувствие, чуткость, сопереживание и т.д.

Так, с умения выделения мелодической линии или сопровождения, анализа развития драматургии произведения или какого-либо из музыкальных образов, у них развивается такая диференцированность музыкального восприятия, которая способствует развитию у подростков воображения, накоплению предоставлений об особенностях музыкального языка, его связи с речью человека и специфичностью «языка» музыкально искусства.

Слушание музыкальных произведений должно происходить на доступном подросткам эмоциональном уровне (а мы знаем, что они склонны к эмоциональному влиянию музыки).

Метод «наблюдения за развитием музыкального произведения», сформированный Б.В.Асафьевым как важный принципиальный подход к управлению музыкальным восприятием слушателей, предусматривает, прежде всего, практическое обоснование процессуального характера формирования музыкального произведения. Поскольку музыкальное произведение – это произведение процессуального, временного искусства, то его восприятие – анализ должны выходить из этого. «Наблюдение» за развитием мысли художника, которая нашла свое воплощение в эмоционально-образной структуре произведения составляет содержание методов «наблюдения».

При наблюдении за музыкальным развитием целесообразно использовать методы, которые способствуют его активизации, актуализации.

Метод ведения «дневника музыкальных наблюдений» - прекрасная возможность приобретения навыков внимательного анализа чувств, ассоциаций воображения и др., которые возникают во время общения (или после общения) с музыкальным произведением. Учитель должен стимулировать такой род деятельности учеников, подчеркивать, что наблюдение за эмоциями, которыми проникнута музыка, которые почувствуют в своей душе слушатель – это то, для чего следует слушать музыку. Ведь музыка своей главной целью имеет именно развитие эмоциональной культуры человека. И ведение тетради наблюдений позитивным образом отражается в последнем.

Метод обсуждения, дискуссии. Задание этого вида коллективной работы – всесторонне осмыслить и оценить произведение искусства. В отличии от беседы, где ведущая роль принадлежит вопросам учителя и отдельным индивидуальным отзывам и рецензиям, в обсуждении все учащиеся сотрудничают, идут единым путем в достижении истины – познании идейно-эстетической сущности музыки.

Высказывая, свое понимание музыкального произведения или отдельных его аспектов, обосновывая его, они стремятся убедить других в своей позиции, в отдельных вопросах возникают дискуссии.

Общие усилия учащихся дают возможность глубоко проанализировать музыкальное явление, разобраться в своих переживаниях, действиях, найти более-менее согласованные суждения. Обсуждение иногда возникает стихийно, без специальной подготовки. Однако большинство участников обсуждения предупреждают о будущем «суде» над каким-либо произведением. Если речь идет о музыкальном произведении, то необходимо, чтобы произведение прослушивалось неоднократно, поскольку при первом знакомстве с произведением внимание останавливается на общем его характере, а при повторном восприятии отмечаются детали, оттенки, художественные способы.

Имеет значение и время обсуждения. Не нужно проводить обсуждение сразу после восприятия произведения. Учащиеся должны остаться на некоторое время наедине с личными чувствами, разобраться в своих впечатлениях. Но не целесообразно и медлить с обсуждением, т.к. утратится эмоциональный заряд, полученный от музыки, который активизирует мысли, предшествующий жизненный и музыкальный опыт слушателя.

В начале суждения учитель во вступительном слове дает короткую справку об авторе, его творчестве, выбирает вопросы, по которым необходимо обменяться мыслями. Вопросы должны направлять учащихся на выявление эстетической ценности произведения посредством раскрытия его идейного содержания, места и значения в нем отдельных образов, через анализ художественных особенностей. В заключительном слове учитель подводит итоги основным прозвучавшим мыслям, исправляет ошибки или неточности, высказывает свои мысли по поводу возражающих оценок, если такие были.

Какие же произведения следует обсуждать?

Безусловно, для формирования высоких эстетических вкусов и гуманистической направленности качеств личности учащегося необходимо брать высокие образцы музыкального искусства. Однако заострить оценочно-аналитические способности учащихся, сделать стойкой систему их оценок не возможно, если не предлагать им для оценивания разные по художественным достоинствам музыкальные произведения. Учащиеся должны иметь реальную возможность не только высоко оценивать, но и критиковать, т.е. у них должно развиваться художественно-критическое чутье. Так, время от времени необходимо предлагать для обсуждения и произведения, которые не впечатляют слушателя богатством идей, не ведут к размышлению над смыслом человеческого бытия, противоречивые с художественной точки зрения или вообще художественно малозаметные.

В старших классах во время организации такого обсуждения можно предлагать для сравнения и более далекие, не похожие по содержанию произведения, ориентируя этим учащихся на оценку художественно-эстетических принципов их авторов, их вкусов, глубины и широты мировоззрения, новаторского подхода к отражению в своих произведениях жизни.

Дискуссия представляет собой коррекционный метод убеждения, обеспечивающий (путем вовлечения воспитанников в товарищеский обмен мнениями) поддержку и развитие верных научных, моральных и иных представлений, а также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов.

Дискуссионный метод способствует утверждению в сознании учащихся подлинно научных выводов и идей, формированию у подростков критического подхода к нравственным принципам взаимоотношений в обществе, гуманистических качеств спорящих субъектов.

«В спорах рождается истина» - гласит древнее изречение.

В спорах рождаются и оттачиваются важные качества людей: стремление докапываться до истины, умение отстаивает свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, и, наконец, мужество отказа от ошибок, товарищеская атмосфера борьбы мнений в коллективе способствует также формированию у подростков уважительного отношения к взглядам товарищей-единомышленников.

Нередко дискуссию понимают как противоборство взглядов, столкновение противоположных точек зрения. Такое понимание является односторонним.

Дискуссии состоит в поддержке тех или иных взглядов, взаимном обогащении концепций, как товарищеское обсуждение научных, моральных, эстетических, гуманистических и иных проблем с целью выработки и уточнения правильной позиции, развития и углубления верных взглядов, доказательства несостоятельности ошибочных представлений и их развенчивания.

Кроме методов, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, большое внимание необходимо уделить усовершенствованию перцептивной сферы подростков. Для этого необходимо на уроках музыки использовать метод музыкально-теоретического анализа музыкального произведения (мелодии, гармонии…), анализ его жанровых признаков, стилевых особенностей. Дифференцированное восприятие-анализ музыкального произведения предполагает (при необходимости) использование и других методов музыкально-теоретического анализа произведения, его компонентов (метроритмическая организация, ладовая структура, регистровые, тембральные и другие особенности музыки).

Осознанию эмоциональных состояний, которые возникают у слушателя под впечатлением воспринимаемой музыки, а также содержание ее самой помогает метод использования ориентированной таблицы эмоционально-эстетических обозначений. Используя словарь эстетических эмоций, слушатель двигается от интуитивного познания эмоций к их концентрации, актуализации.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, необходимо подчеркнуть – формирование у подростков навыков анализа музыкального произведения с целью выявления его гуманистической направленности возможно на основе последовательного и систематического использования соответствующей системы методов педагогического управлении, аналитико-синтетической деятельности учащихся. Формирование навыков анализа музыки, выявление ее гуманистической направленности предусматривает развитие у подростков эмоциональной, перцептивной культуры художественно-ассоциативного мышления, которые обуславливают сформированность целостного музыкального восприятия как главного критерия уровня музыкальной культуры личности в целом.

Приведем конкретный пример использования музыкального материала в формировании гуманистических качеств личности подростков.




























Статья на тему: Методы формирования у подростков гуманистических качеств личности средствами музыки
  • Музыка
Описание:

        Методы  формирования у подростков гуманистических качеств личности средствами  музыки.

Формирование гуманистических качеств у  подростков – достаточно сложный элемент воспитания культуры личности, который не возникает сам по себе, а требует педагогического руководства со стороны учителя. Процесс формирования гуманистических качеств предполагает взаимодействие перцептивной, эмоциональной и интеллектуальной сфер школьника. Сложный он и потому, что объект восприятия – музыкальное произведение – является специфической моделью эмоциональной, интеллектуальной и гуманной сферой мира человека. Для осознания, какие чувства, эмоции несет в себе музыкальное произведение, необходимо его услышать, эмоционально пережить его драматургию, оценить его содержание и форму на идейно-эстетическом, гуманистическом уровне. Такая разнообразная деятельность старших подростков, направленная, с одной стороны, на звуковое восприятие произведения, с другой – на его эмоционально-образную структуру, предусматривает  в процессе формирования гуманистических качеств личности использования соответствующих методов в ходе анализа музыки.

Педагогическое руководство процессом формирования гуманистических качеств личности старших школьников посредствам музыки обеспечивает последовательность формирования у них навыков восприятия музыки, ее анализа-оценки.

Эффективность педагогического руководства этим процессом обусловлена:

- целенаправленным, последовательным, систематическим использованием на уроках музыки методов анализа музыкальных произведений, восприятие учащимися и способствует формированию гуманистических качеств личности;

- создание условий. Которые способствуют творческой атмосфере на уроке музыки, вызывают у подростков заинтересованность, открытость в общении;

- способствуют реализации цели нашего исследования;

- разработкой содержания фрагментов урока для учащихся старших классов по восприятию музыки и нахождение наиболее эффективных форм и методов их реализации с учащимися с целью формирования гуманистических качеств личности.

Процесс формирования у  подростков гуманистических качеств личности средствами музыкального искусства необходимо строить в соответствии с общепринятыми дидактическими требованиями: движением от простого к сложному, от понятного непонятному и др.

Методика формирования у  подростков гуманистических качеств предусматривает условное разделение этапов данного процесса. Поскольку формирование гуманистических качеств личности средствами музыкального искусства предусмотрено с начала обучения в общеобразовательной школе, в нашем исследовании, учитывая специфические особенности старшего подросткового возраста, формирование их должно носить более локальный, сконцентрированный, а не на столько развернутый во времени характер.

Наиболее значительное место на уроке музыки в 7-8 классах должно занимать слушание музыкальных произведений разных эпох, жанров, стилей, выявление их индивидуальных черт, типовых особенностей, обусловленных жанром, стилевыми особенностями эпох и т.д. Именно такая деятельность закладывает основу формирования музыкальной культуры подростка, содействует расширению их слушательского, эмоционального опыта, формированию гуманистических качеств личности.

Программа общеобразовательной школы планирует знакомство  подростков с такими музыкальными произведениями как:

Л.Бетховен Соната №14, Н.К.Римский-Корсаков опера «Садко», «Шахерезада», Э.Григ романс «Лебедь», «Смерть Озе» из драмы Ибсена «Пер Гюнт», песня «Сольвейг», опера «Золотой петушок», Ф.Шуберт «Лесной царь», П.И.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года», «Ромео и Джульетта», опера «Евгений Онегин» и т.д.

 Подростки, знакомясь с вышеперечисленными произведениями, имеют возможность приобрести опыт перцептивных навыков восприятия  музыки – целостного восприятия его композиционной (формальной, звуковой) и содержательной (эмоционально-образной) структур, на основе которых возможно воспитывать и личностные гуманистические качества, в частности такие, как: доброта, милосердие, уважение к человеческим достоинствам, порядочность, сочувствие, чуткость, сопереживание и т.д.

 Так, с умения выделения мелодической линии или сопровождения, анализа развития драматургии произведения или какого-либо из музыкальных образов, у них развивается такая диференцированность музыкального восприятия, которая способствует развитию у подростков воображения, накоплению предоставлений об особенностях музыкального языка, его связи с речью человека и специфичностью «языка» музыкально искусства.

 Слушание музыкальных произведений должно происходить на доступном подросткам эмоциональном уровне (а мы знаем, что они склонны к эмоциональному влиянию музыки).

Метод «наблюдения за развитием музыкального произведения», сформированный Б.В.Асафьевым как важный принципиальный подход к управлению музыкальным восприятием слушателей, предусматривает, прежде всего, практическое обоснование процессуального характера формирования музыкального произведения. Поскольку музыкальное произведение – это произведение процессуального, временного искусства, то его восприятие – анализ должны выходить из этого. «Наблюдение» за развитием мысли художника, которая нашла свое воплощение в эмоционально-образной структуре произведения составляет содержание методов «наблюдения».

При наблюдении за музыкальным развитием целесообразно использовать методы, которые способствуют его активизации, актуализации.

  Метод ведения  «дневника музыкальных наблюдений» - прекрасная возможность приобретения навыков внимательного анализа чувств, ассоциаций воображения и др., которые возникают во время общения (или после общения) с музыкальным произведением. Учитель должен стимулировать такой род деятельности учеников, подчеркивать, что наблюдение за эмоциями, которыми проникнута музыка, которые почувствуют в своей душе слушатель – это то, для чего следует слушать музыку. Ведь музыка своей главной целью имеет именно развитие эмоциональной культуры человека. И ведение тетради наблюдений позитивным образом отражается в последнем.

Метод обсуждения, дискуссии. Задание этого вида коллективной работы – всесторонне осмыслить и оценить произведение искусства. В отличии от беседы, где ведущая роль принадлежит вопросам учителя и отдельным индивидуальным отзывам и рецензиям, в обсуждении все учащиеся сотрудничают, идут единым путем в достижении истины – познании идейно-эстетической сущности музыки.

Высказывая, свое понимание музыкального произведения или  отдельных его аспектов, обосновывая его, они стремятся убедить  других в своей позиции, в отдельных вопросах возникают дискуссии.

Общие усилия учащихся дают возможность глубоко проанализировать музыкальное явление, разобраться в своих переживаниях, действиях, найти более-менее согласованные суждения. Обсуждение иногда возникает стихийно, без специальной подготовки. Однако большинство участников обсуждения предупреждают о будущем «суде» над каким-либо произведением. Если речь идет о музыкальном произведении, то необходимо, чтобы произведение прослушивалось неоднократно, поскольку при первом знакомстве с произведением внимание останавливается на общем его характере, а при повторном восприятии отмечаются детали, оттенки, художественные способы.

Имеет значение и время обсуждения. Не нужно проводить обсуждение сразу после восприятия произведения. Учащиеся должны остаться на некоторое время наедине с личными чувствами, разобраться в своих впечатлениях. Но не целесообразно и медлить с обсуждением, т.к. утратится эмоциональный заряд, полученный от музыки, который активизирует мысли, предшествующий жизненный и музыкальный опыт слушателя.

В начале суждения учитель во вступительном слове дает короткую справку об авторе, его творчестве, выбирает вопросы, по которым необходимо обменяться мыслями. Вопросы должны направлять учащихся на выявление эстетической ценности произведения посредством раскрытия его идейного содержания, места и значения в нем отдельных образов, через анализ художественных особенностей. В заключительном слове учитель подводит итоги основным прозвучавшим мыслям, исправляет ошибки или неточности, высказывает свои мысли по поводу возражающих оценок, если такие были.

Какие же произведения следует обсуждать?

Безусловно, для формирования высоких эстетических вкусов и гуманистической направленности качеств личности учащегося необходимо брать высокие образцы музыкального искусства. Однако заострить оценочно-аналитические способности учащихся, сделать стойкой систему их оценок не возможно, если не предлагать им для оценивания разные по художественным достоинствам музыкальные произведения. Учащиеся должны иметь реальную возможность не только высоко оценивать, но и критиковать, т.е. у них должно развиваться художественно-критическое чутье. Так, время от времени необходимо предлагать для обсуждения и произведения, которые не впечатляют слушателя богатством идей, не ведут к размышлению над смыслом человеческого бытия, противоречивые с художественной точки зрения или вообще художественно малозаметные.

В старших классах во время организации такого обсуждения можно предлагать для сравнения и более далекие, не похожие по содержанию произведения, ориентируя этим учащихся на оценку художественно-эстетических принципов их авторов, их вкусов, глубины и широты мировоззрения, новаторского подхода к отражению в своих произведениях жизни.

Дискуссия представляет собой коррекционный метод убеждения, обеспечивающий (путем вовлечения воспитанников в товарищеский обмен мнениями) поддержку и развитие верных научных, моральных и иных представлений, а также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов.

Дискуссионный метод способствует утверждению в сознании учащихся подлинно научных выводов и идей, формированию у подростков критического подхода к нравственным принципам взаимоотношений в обществе, гуманистических качеств спорящих субъектов.

«В спорах рождается истина» - гласит древнее изречение.

В спорах рождаются и оттачиваются важные качества людей: стремление докапываться до истины, умение отстаивает свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, и, наконец, мужество отказа от ошибок, товарищеская атмосфера борьбы мнений в коллективе способствует также формированию у подростков уважительного отношения к взглядам товарищей-единомышленников.

  Нередко дискуссию понимают как противоборство взглядов, столкновение противоположных точек зрения. Такое понимание является односторонним.

Дискуссии состоит в поддержке тех или иных взглядов, взаимном обогащении концепций, как товарищеское обсуждение научных, моральных, эстетических, гуманистических и иных проблем с целью выработки и уточнения правильной позиции, развития и углубления верных взглядов, доказательства несостоятельности ошибочных представлений и их развенчивания.

Кроме методов, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, большое внимание необходимо уделить усовершенствованию перцептивной сферы подростков. Для этого необходимо на уроках музыки использовать метод музыкально-теоретического анализа музыкального произведения (мелодии, гармонии…), анализ его жанровых признаков, стилевых особенностей. Дифференцированное восприятие-анализ музыкального произведения предполагает (при необходимости) использование и других методов музыкально-теоретического анализа произведения, его компонентов (метроритмическая организация, ладовая структура, регистровые, тембральные и другие особенности музыки).

Осознанию эмоциональных состояний, которые возникают у слушателя под впечатлением воспринимаемой музыки, а также содержание ее самой помогает метод использования ориентированной таблицы эмоционально-эстетических обозначений.Используя словарь эстетических эмоций, слушатель двигается от интуитивного познания эмоций к их концентрации, актуализации.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, необходимо подчеркнуть – формирование у  подростков навыков анализа музыкального произведения с целью выявления его гуманистической направленности возможно на основе последовательного и систематического использования соответствующей системы методов педагогического управлении, аналитико-синтетической деятельности учащихся. Формирование навыков анализа музыки, выявление ее гуманистической направленности предусматривает развитие у подростков эмоциональной, перцептивной культуры художественно-ассоциативного мышления, которые обуславливают сформированность целостного музыкального восприятия как главного критерия уровня музыкальной культуры личности в целом.

Приведем конкретный пример использования музыкального материала  в формировании гуманистических качеств личности  подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Дорош Анна Юрьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 9079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓