Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья на тему: Использование ЦОРов на уроках русского языка и риторики

Статья на тему: Использование ЦОРов на уроках русского языка и риторики

Скачать материал

Использование ЦОРов на уроках русского языка и риторики

Второй год я работаю над темой по формированию языковых компетенций как основного фактора качества знаний учащихся в начальной школе. Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Особую ценность приобретают те знания, которые востребованы в реальной жизни. Большое значение сегодня имеет коммуникативная компетенция, которая определяет успешность человека в любом виде деятельности. И при приеме на работу отдается предпочтение человеку, владеющему навыками общения. Ведь наша жизнь — непрерывное общение. В этом учебном году я продолжаю работать по этой теме.

Целью моей работы в этом году является применение ЦОРов на уроках русского языка и риторики и создание своих ЦОРов.

Задачи моей работы:

— показать возможности Образовательной системы «Школа-2100» в формировании коммуникативной и языковой компетенции;

— представить опыт работы по использованию и созданию ЦОРов на уроках русского языка и риторики.

Предполагаемый результат:

— повышенный интерес к учебной деятельности;

— ученики, умеющие выразить себя в слове, в успешном речевом общении со сверстниками и взрослыми, представителями разных культур и эпох;

— повышение качества освоения предметных знаний, умений, навыков, формирование предметных компетенций;

— удовлетворенность учителя процессом педагогической деятельности, основанной на постоянном общении и применением ЦОРов на уроках.

Для того чтобы достигнуть данного результата, необходимо применить исследованные способы формирования языковых компетенций на практике. Здесь нужен какой-то действенный механизм. Таким действенным механизмом для формирования языковых компетенций на практике, на мой взгляд, является риторизация учебного процесса. Риторизация заключается не только в ведении специального дополнительного курса «Детская риторика» в рамках Образовательной системы «Школа-2100», но и включение в диалог на других уроках различных риторических текстов. «Быть — значит общаться диалогически» (М. М. Бахтин). «Учение — это общение. Общение само по себе уже есть способ социального развития личности. В ходе общения люди обмениваются мыслями. Мысль находит свое речевое выражение в тексте, письменном или устном».

Но только один школьный предмет учит жанровому общению. Риторика — универсальный предмет, дающий учащимся возможность для самореализации в авторском тексте, в диалоге со сверстниками и взрослыми, создающий условия для формирования и развития коммуникативной компетенции. В рамках данной учебной дисциплины в первом и во втором классе предполагается начальное освоение риторической деятельности, которая определяется как система последовательных и связанных действий по созданию, исполнению, рефлексии и реконструкции авторско-адресного текста-жанра. Риторический текст — это всегда диалог автора и адресата.

В прошлом и в этом учебном году я попробовала на уроках русского языка и риторики применять ИКТ.  Для того чтобы применять, использовать, создавать ЦОРы, я должна сама четко представлять, что такое цифровые образовательные ресурсы, для чего их надо создавать, где использовать. Прежде, чем начать создавать, я решила ответить на поставленные мною вопросы. Главной целью современного образования является обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления школьников, их познавательных способностей, учебной самостоятельности.

Проблема информатизации начального образования все еще не получила системного решения в последние годы, несмотря на проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ. В связи с этим наблюдается возрастающее ощутимое несоответствие между невысоким уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.

Следует отметить, что ИКТ обновляются значительно быстрее образовательных методик в школе, что влечет снижение общеучебной активности детей в информационной среде школы.

Однако использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации и оптимизации учебного процесса, осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, снижению негативных факторов интенсивной учебной нагрузки, повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний. Дидактически продуманное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.

Реализация относительно новой методологии деятельностного подхода порождает потребность в цифровых образовательных ресурсах, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Под цифровым образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Важно отметить, что в современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы созданы для:

— обеспечения нового качества образования, направленного на современные формы обучения, высокую интерактивность за счет использования более широкого спектра средств наглядности и новых видов заданий для самостоятельной работы учащихся;

— ориентирования учителя на достижение новых образовательных результатов — компетентностей, выражающихся в способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности (коммуникативные, познавательные, оценочные, практические);

— обеспечения возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

— учета возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся и существующих различий в культурном опыте учащихся;

— ориентирования на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров), и на работу, требующую преимущественно нестандартных способов решения;

— организации учебной деятельности, предполагающей широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, форм и методов проектной организации образовательного процесса;

— приобретения учащимися опыта выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий (в первую очередь — тестовых).

Изучив вопросы, касающиеся теоретических аспектов применения ЦОРов, я попробовала начать применять и создавать свои ЦОРы по своей теме. Это очень трудоемкая, но увлекательная работа по подбору, а особенно , по созданию своих ЦОРов.

Я хочу отметить, что один из самых востребованных способов использования ЦОРов — при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Здесь ЦОРы помогают учителю наглядно и доходчиво изложить материал. Уроки, подготовленные с презентациями, повышают интерес учеников к предмету, активизируют учебную деятельность.

В заключение хочу отметить, что полноценное внедрение ЦОРов с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.

Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом — от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. Использование ЦОР в начальной школе позволяет не только модернизировать учебный процесс, повысить эффективность, мотивировать учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника.

В следующем учебном году я буду продолжать осваивать компьютерные технологии в области применения и создания ЦОРов.

 

 

Тема интегрированного урока русского языка и риторики:

«Использование риторического жанра "благодарность" в процессе работы над обозначением мягкости согласных звуков при помощи гласных букв»

Цели:

1. Создать условия для формирования умения обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными буквами.

2. Создать условия для формирования умения составлять риторический текст в жанре «благодарность».

На первом этапе обсуждения текста-благодарности используется слайд № 1. Дети доказывают, к какому риторическому жанру относится данный текст.

 На втором этапе обсуждения слова «лублу» и выбора буквы используется слайд № 1. Дети находят неправильно записанное слово, доказывают, какую букву надо писать, опираясь на знания о работе гласных букв.

 Далее используется слайд № 2, где показывается двойная работа гласной буквы.

 На третьем этапе используется слайд № 3, где дети помогают Иа-Иа исправить ошибку и объясняют, почему они выбрали именно букву «Ю».

 На четвертом этапе дети вспоминают, какие еще гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков. Дети составляют модель обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами

. Проверяют слайдом № 4

. На следующем этапе каждый ребенок получает текст-благодарность, где ребенку предлагается найти слова, в которых гласные буквы обозначают мягкость предыдущего согласного звука. В своих текстах дети подчеркивают эти слова, гласные буквы «мягкие командиры» выделяют красным цветом, а предыдущие согласные – зеленым цветом. Дети проверяют свою работу слайдом № 5.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / М.: Лабиринт, 1999. С. 335.

2. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Народное образование, 2003, № 2.

3. Лобок А. Главная сложность компетентностного подхода / Первое сентября, №18, 15.03.2005.

4. Фурмин И. Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / Учительская газета, № 36, 5.09.2002.

5. Минеева С. А. Риторика диалога: в моделях и обобщениях. Пермь, 2005.

6. Цукерман Г. А. Виды обучения в обучении.

7. Минеева С. А. Риторический текст как диалог /Риторический текст как инструмент диалогичности предметных значений и личностного развития учащихся. По материалам проблемно-целевого семинара 21–22 марта 2000 года в Перми: ЗУУПЦ, 2001.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему: Использование ЦОРов на уроках русского языка и риторики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Особую ценность приобретают те знания, которые востребованы в реальной жизни. Большое значение сегодня имеет коммуникативная компетенция, которая определяет успешность человека в любом виде деятельности. И при приеме на работу отдается предпочтение человеку, владеющему навыками общения. Ведь наша жизнь — непрерывное общение. 

Целью данной работы  является применение ЦОРов на уроках русского языка и риторики и создание своих ЦОРов.

Задачи работы:

— показать возможности Образовательной системы «Школа-2100» в формировании коммуникативной и языковой компетенции;

 

— представить опыт работы по использованию и созданию ЦОРов на уроках русского языка и риторики.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 321
    • DOCX 139.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белева Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белева Анна Юрьевна
    Белева Анна Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 146728
    • Всего материалов: 60

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1116 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 270 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 569 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 472 человека

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 366 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 72 человека