Использование
ЦОРов на уроках русского языка и риторики
Второй год я работаю над темой по формированию
языковых компетенций как основного фактора качества знаний учащихся в начальной
школе. Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической
направленности образования. Особую ценность приобретают те знания, которые
востребованы в реальной жизни. Большое значение сегодня имеет коммуникативная
компетенция, которая определяет успешность человека в любом виде деятельности.
И при приеме на работу отдается предпочтение человеку, владеющему навыками
общения. Ведь наша жизнь — непрерывное общение. В этом учебном году я продолжаю
работать по этой теме.
Целью моей работы в этом году является применение
ЦОРов на уроках русского языка и риторики и создание своих ЦОРов.
Задачи моей работы:
— показать возможности Образовательной системы
«Школа-2100» в формировании коммуникативной и языковой компетенции;
— представить опыт работы по использованию и созданию
ЦОРов на уроках русского языка и риторики.
Предполагаемый результат:
— повышенный интерес к учебной деятельности;
— ученики, умеющие выразить себя в слове, в успешном
речевом общении со сверстниками и взрослыми, представителями разных культур и
эпох;
— повышение качества освоения предметных знаний,
умений, навыков, формирование предметных компетенций;
— удовлетворенность учителя процессом педагогической
деятельности, основанной на постоянном общении и применением ЦОРов на уроках.
Для того чтобы достигнуть данного результата,
необходимо применить исследованные способы формирования языковых компетенций на
практике. Здесь нужен какой-то действенный механизм. Таким действенным
механизмом для формирования языковых компетенций на практике, на мой взгляд, является
риторизация учебного процесса. Риторизация заключается не только в ведении
специального дополнительного курса «Детская риторика» в рамках Образовательной
системы «Школа-2100», но и включение в диалог на других уроках различных
риторических текстов. «Быть — значит общаться диалогически» (М. М. Бахтин).
«Учение — это общение. Общение само по себе уже есть способ социального развития
личности. В ходе общения люди обмениваются мыслями. Мысль находит свое речевое
выражение в тексте, письменном или устном».
Но только один школьный предмет учит жанровому
общению. Риторика — универсальный предмет, дающий учащимся возможность для
самореализации в авторском тексте, в диалоге со сверстниками и взрослыми,
создающий условия для формирования и развития коммуникативной компетенции. В рамках
данной учебной дисциплины в первом и во втором классе предполагается начальное
освоение риторической деятельности, которая определяется как система
последовательных и связанных действий по созданию, исполнению, рефлексии и
реконструкции авторско-адресного текста-жанра. Риторический текст — это всегда
диалог автора и адресата.
В прошлом и в этом учебном году я попробовала на
уроках русского языка и риторики применять ИКТ. Для того чтобы применять,
использовать, создавать ЦОРы, я должна сама четко представлять, что такое
цифровые образовательные ресурсы, для чего их надо создавать, где использовать.
Прежде, чем начать создавать, я решила ответить на поставленные мною вопросы. Главной
целью современного образования является обеспечение качественного образования
для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие
и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном
процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование
современного мышления школьников, их познавательных способностей, учебной
самостоятельности.
Проблема информатизации начального образования все еще
не получила системного решения в последние годы, несмотря на проведение
комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ. В
связи с этим наблюдается возрастающее ощутимое несоответствие между невысоким
уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе, и
востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности
учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для
активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с
использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Следует отметить, что ИКТ обновляются значительно
быстрее образовательных методик в школе, что влечет снижение общеучебной
активности детей в информационной среде школы.
Однако использование информационных технологий в
процессе обучения младших школьников способствует интенсификации и оптимизации
учебного процесса, осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода
к учащимся, снижению негативных факторов интенсивной учебной нагрузки,
повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного
извлечения знаний. Дидактически продуманное использование информационных
технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует
формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших
школьников.
Реализация относительно новой методологии
деятельностного подхода порождает потребность в цифровых образовательных
ресурсах, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего
преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую
деятельность, на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать
обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей
приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое
знание, но и генерировать новое.
Под цифровым образовательным ресурсом понимается
информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую,
музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию
целей и задач современного образования. Важно отметить, что в современной
психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых
ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления,
а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных
решений. В ряде психологических исследований указывается на создание
возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного
стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.
Цифровые образовательные ресурсы созданы
для:
— обеспечения нового качества образования,
направленного на современные формы обучения, высокую интерактивность за счет
использования более широкого спектра средств наглядности и новых видов заданий
для самостоятельной работы учащихся;
— ориентирования учителя на достижение новых
образовательных результатов — компетентностей, выражающихся в способности
учащихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности
(коммуникативные, познавательные, оценочные, практические);
— обеспечения возможности уровневой дифференциации и
индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных
умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);
— учета возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся и существующих различий в культурном опыте учащихся;
— ориентирования на работу с информацией,
представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные
тексты различных жанров), и на работу, требующую преимущественно нестандартных
способов решения;
— организации учебной деятельности, предполагающей
широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной
исследовательской деятельности, форм и методов проектной организации
образовательного процесса;
— приобретения учащимися опыта выполнения заданий,
требующих выбора стратегии собственных действий (в первую очередь — тестовых).
Изучив вопросы, касающиеся теоретических аспектов
применения ЦОРов, я попробовала начать применять и создавать свои ЦОРы по своей
теме. Это очень трудоемкая, но увлекательная работа по подбору, а особенно , по
созданию своих ЦОРов.
Я хочу отметить, что один из самых востребованных
способов использования ЦОРов — при объяснении нового материала или закреплении
уже пройденного. Здесь ЦОРы помогают учителю наглядно и доходчиво изложить
материал. Уроки, подготовленные с презентациями, повышают интерес учеников к
предмету, активизируют учебную деятельность.
В заключение хочу отметить, что полноценное внедрение
ЦОРов с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и
сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими
информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по
предмету.
Сегодня современные информационные технологии становятся
важнейшим инструментом модернизации школы в целом — от управления до воспитания
и обеспечения доступности образования. Использование ЦОР в начальной школе
позволяет не только модернизировать учебный процесс, повысить эффективность,
мотивировать учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника.
В следующем учебном году я буду продолжать осваивать
компьютерные технологии в области применения и создания ЦОРов.
Тема интегрированного урока русского языка
и риторики:
«Использование риторического жанра
"благодарность" в процессе работы над обозначением мягкости согласных
звуков при помощи гласных букв»
Цели:
1. Создать условия для формирования умения обозначать
мягкость согласных звуков на письме гласными буквами.
2. Создать условия для формирования умения составлять
риторический текст в жанре «благодарность».
На первом этапе обсуждения текста-благодарности
используется слайд № 1. Дети доказывают, к какому риторическому жанру относится
данный текст.
На втором этапе обсуждения слова «лублу» и выбора
буквы используется слайд № 1. Дети находят неправильно записанное слово,
доказывают, какую букву надо писать, опираясь на знания о работе гласных букв.
Далее используется слайд № 2, где показывается
двойная работа гласной буквы.
На третьем этапе используется слайд № 3, где дети
помогают Иа-Иа исправить ошибку и объясняют, почему они выбрали именно букву
«Ю».
На четвертом этапе дети вспоминают, какие еще гласные
буквы обозначают мягкость согласных звуков. Дети составляют модель обозначения
мягкости согласных звуков на письме гласными буквами
. Проверяют слайдом № 4
. На следующем этапе каждый ребенок получает
текст-благодарность, где ребенку предлагается найти слова, в которых гласные
буквы обозначают мягкость предыдущего согласного звука. В своих текстах дети
подчеркивают эти слова, гласные буквы «мягкие командиры» выделяют красным
цветом, а предыдущие согласные – зеленым цветом. Дети проверяют свою работу
слайдом № 5.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Мышление и речь / М.: Лабиринт,
1999. С. 335.
2. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы образования / Народное образование, 2003, №
2.
3. Лобок А. Главная сложность компетентностного
подхода / Первое сентября, №18, 15.03.2005.
4. Фурмин И. Д. За что в ответе? Компетентностный
подход как естественный этап обновления содержания образования / Учительская
газета, № 36, 5.09.2002.
5. Минеева С. А. Риторика диалога: в моделях и
обобщениях. Пермь, 2005.
6. Цукерман Г. А. Виды обучения в обучении.
7. Минеева С. А. Риторический текст как диалог
/Риторический текст как инструмент диалогичности предметных значений и
личностного развития учащихся. По материалам проблемно-целевого семинара 21–22
марта 2000 года в Перми: ЗУУПЦ, 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.