Главная / Начальные классы / Статья на тему: "Формирование навыков самоконтроля у младших школьников при обучении орфографии на уроках русского языка"

Статья на тему: "Формирование навыков самоконтроля у младших школьников при обучении орфографии на уроках русского языка"

Леманчикова Е. М.

Екатеринбург, 2011г.

Формирование навыков самоконтроля у младших школьников

при обучении орфографии на уроках русского языка

В настоящее время идёт переход на личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании, на превращение ученика в субъекта процесса обучения. Одним из ценностных ориентиров начального образования является развитие умения учиться, в него и входит формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке). Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Обучение осуществляется через содержание, значит, содержание учебного материала должно выполнять задачу формирования учебной деятельности, в частности, процесса контроля и оценки. Ещё Д. Б. Эльконин отмечал особую роль действий самоконтроля: «Если дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда» (Эльконин Д. Б. 1989: 53-54).

Линия развития умений самоконтроля такова, что сначала дети могут контролировать продукт своей деятельности по готовым образцам, которые им предъявляет учитель. Затем самоконтроль осуществляется на базе имеющихся у детей знаний. Это происходит, когда детьми накапливается опыт закреплённых приёмов и операций. На следующей стадии контроль с конечного результата постепенно распространяется на всё более ранние фазы деятельности, при этом он « везде совпадает с ней по основному содержанию и всё менее отделяется от неё по заметному для субъекта времени» (Гальперин П. Я. 1985). В дальнейшем эти этапы формирования умений самоконтроля будем называть: итоговый или контроль по результату, пошаговый или пооперационный и планирующий.

На уроках русского языка формирование орфографического самоконтроля может рассматриваться как самостоятельная задача, так как несформированность умений орфографического самоконтроля является одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников. Важно понимать, что ребёнку, выполняющему орфографическую задачу, необходимо знать все этапы орфографического действия: от постановки орфографической задачи до осуществления самоконтроля. Только тогда орфографическое действие считается осуществлённым. Полнота, правильность и скорость выполнения орфографического действия зависит от того, на какой стадии развития у ребёнка находится само действие самоконтроля.

В первом классе дети могут, в основном, контролировать действие по результату (простейшая форма самоконтроля - итоговый самоконтроль). Поэтому начинать обучение самоконтролю необходимо уже на уроках письма в первых классах, начиная со сверки по образцу, списыванию с образца, а самое главное, в этот период закладывается чёткая установка на осуществление самоконтроля и внимание к результатам своей работы. Это необходимое условие, так как у детей в этом возрасте слабо развита волевая сфера. Учеников необходимо побуждать к самоконтролю на всех этапах работы.

Основная работа по формированию орфографического самоконтроля, как компонента орфографического действия начинается позже, со второго класса. На уроках русского языка в этот период дети начинают изучение самых сложных, по мнению многих учителей, орфографических тем: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» и «Правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова». Именно на этом этапе необходимо начинать формирование пооперационного орфографического самоконтроля и его составляющих: осознанности и эффективности, а также начинать развитие элементов планирующего самоконтроля.

Проводить работу по формированию действий орфографического самоконтроля удобнее всего будет на предметном материале, то есть на упражнениях, которые необходимо разделить на группы в зависимости от того, какое умение самоконтроля необходимо формировать на данном этапе. И, если, таких упражнений не достаточно в учебниках, по которым ведётся обучение, то их можно вводить в урок учителю самостоятельно.

Орфографические приёмы и упражнения можно разделить на группы в соответствии с задачами формирования того или иного вида самоконтроля или его показателей.

Первую группу могут составлять упражнения и приёмы, направленные на формирование итогового самоконтроля и его показателей: осознанности и эффективности. В эту группу могут входить

  • Списывания (сплошное, выборочное, по вопросам и др.);

  • Какографические упражнения;

  • Упражнения, при выполнении которых требуется сверка с образцом;

  • Упражнения на орфографическое проговаривание;

  • Комментированное письмо;

  • Работа с орфографическим словарём;

  • Работа над ошибками;

  • Самодиктант;

  • Орфографический разбор.

Вторую группу могут составлять приёмы и упражнения, направленные

на формирование пооперационного самоконтроля. В эту группу могут входить

  • Упражнения, выполнение которых необходимо осуществлять по алгоритму; работа с алгоритмами;

  • Работа с памятками;

  • Упражнения, построенные с учётом всех компонентов орфографического действия;

  • Письмо с пропуском орфограмм;

  • Поиск орфограмм в чистом тексте.

Третью группу могут составлять приёмы и упражнения, направленные на формирование всех указанных выше умений самоконтроля.

При подборе упражнений обязательно учитывается структура орфографического действия. Предложенные приёмы и упражнения можно использовать при фронтальном, парном, групповом и индивидуальном способах организации обучения.

Целесообразно проводить диагностику сформированности действий контроля, с целью выявления уровня развития самоконтроля или определения актуального этапа развития действий самоконтроля. Это поможет скорректировать работу учителя и определить задачи на следующий период работы.

В первом классе проводится диагностика развития предпосылок формирования самоконтроля без использования орфографического материала. Необходимыми предпосылками для формирования самоконтроля являются параметры развития произвольности:

- умения действовать по правилу;

- умение ориентироваться на образец;

- степень развития произвольного внимания.

Для такой диагностики можно использовать методики: Н. И. Гуткиной «Домик», Л. И. Цеханской «Узор», Д. Б. Эльконина «Графический диктант».

Начиная с конца первого класса диагностику можно проводить на орфографическом материале. В качестве контрольных можно использовать какографические упражнения (тексты с орфографическими ошибками) на изученный материал с заданиями:

- Найти в тексте и исправить ошибки.

- Распределить слова в зависимости от ошибки в нужный столбик.

По данным работам можно выявить уровень осознанности и эффективности самоконтроля. Уровень эффективности зависит от количества найденных ошибок, а уровень осознанности – от правильности и полноты распределения слов по группам в зависимости от ошибки.

Проведённая нами работа была направлена на формирование действий орфографического самоконтроля с целью повышения орфографической грамотности. С целью проверить уровень грамотности были проведены письменные работы (списывание и диктант). Анализ результатов показал, что уровень орфографической грамотности повысился.

Наш опыт показывает, что работа над формированием орфографического самоконтроля даёт свои результаты, если она проводится целенаправленно, систематически, с применением системы приёмов по формированию умений орфографического самоконтроля, своевременно проведённой диагностикой и коррекцией по устранению выявленных проблем. Мы отметили повышение уровня орфографической грамотности. Иными словами, достижение более высокого уровня самоконтроля выступило средством и условием успешности выполнения учебной задачи на материале одного учебного предмета. А также такая работа усиливает у детей ответственность к результату своего труда; повышает познавательный интерес к изучению русского языка и других дисциплин; повышает познавательную активность учащихся.

Литература

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985.

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.



Статья на тему: "Формирование навыков самоконтроля у младших школьников при обучении орфографии на уроках русского языка"
  • Начальные классы
Описание:

В своей статье учитель начальных классов описывает проблемы, которые возникают у обучающихся при обучении орфографии. 

В статье идёт речь об этапах формирования такого учебного действия как орфографический самоконтроль. Учитель доказывает, что от уровня развития орфографического самоконтроля зависит осознанность письма и орфографическая грамотность обучающегося. Также в статье названы группы упражнений, которые направлены на формирование у обучающихся разных компонентов самоконтроля.

 

Автор Леманчикова Елена Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Тесты
Просмотров 1065
Номер материала 2656
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓