Главная / Музыка / Статья на тему: "Актерско-режиссерская и учительская деятельность: сходства и различия

Статья на тему: "Актерско-режиссерская и учительская деятельность: сходства и различия

АКТЕРСКО-РЕЖИССЕРСКАЯ И УЧИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ



Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством. Представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд - яркое искусство самовыражения.

Основные точки соприкосновения педагогической "техники" с "техникой" актерского искусства и режиссуры - это:

- во-первых, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С. Станиславского состоит из следующих компонентов: принципы эстетики театра, учение об этике актера и актерская техника как владение выразительностью действий. В деятельности учителя также органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его нравственностью и поведением, с его бережным отношением к своей душе и душам детей и с его постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием;

- во-вторых, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл "экспозиции", "завязки", "кульминации", "интриги".

- в-третьих, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого общения.

Главная опасность обучения педагогов элементам актерско-режиссерского искусства заключается в возможном культивировании наигранного и неискреннего поведения учителя. Актеров учат играть роли, воспитывают умение выражать себя в образе. Учителю же в основном следует научиться "читать" и понимать свое и ученическое поведение и уметь использовать эту "грамоту" для создания условий, раскрывающих, раскрепощающих, окрыляющих ученика на уроке.

В работе учителя также большое внимание уделяется выбору, определению цели урока или отдельного его этапа. Но при этом часто отсутствует ориентация на синтез планируемых целей с объективными мелочами поведения, на их диалектическую взаимосвязь, на возможные сюрпризы в соотношении целей учителя с интересами учеников.

Сотворчество

По своим основным характеристикам (существование в нескольких лицах, необходимость активного действия, публичность творчества, его заданность) педагогическая и актерская деятельности совпадают, однако в педагогической деятельности сотворчество - взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве.

Ш.А. Амонашвили сравнение профессии педагога с профессией актера привело к мысли-заповеди "Дари себя детям!" Разумеется, педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. На сцене артист забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителей забыть, кто он есть на самом деле, и поэтому спектакль, поставленный на сцене, превращается для них в окно в совсем другой мир. Артист на сцене принадлежит не себе, а своему герою... Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя "зритель", а детям, которые для него обозначены конкретными характерами.

Актер может приготовить и сыграть спектакль, лишь гипотетически предполагая реакцию зрителя. Хотя она, безусловно, важна. Урок же невозможно "показать", "сыграть" без совместной "игры" учителя с учениками, на уроке нет зрителей, все - участники действия.

Рамки творчества

Театральное искусство носит вторичный характер (актер исполняет чужой замысел, стеснен рамками режиссерского и драматургического решений). Учитель, вероятно, обладает большей свободой на уроке, хотя тоже стеснен темой, программой, лимитом времени, целями и задачами урока, определенным уровнем развития учащихся. Учитель способен (и даже обязан) в нужный момент изменить ход, темп урока, наполнить его иным содержанием, если того требует ситуация урока, реакция учеников. Актер лишен такой возможности. Значит, можно сказать, что рамки педагогического творчества шире.

Перевоплощение

Искусство самовыражения в учительской профессии не совпадает полностью с актерским самовыражением, перевоплощением. Специфика актерских проявлений в деятельности педагога состоит в том, что он не перевоплощается каждый раз в новую личность, а остается самим собой, и именно его личностные качества, его духовное богатство - основная сила его труда.

Педагогическое перевоплощение осуществляется во внутреннем плане: учитель давно известный учебный материал представляет как бы впервые и заражает учеников этим впечатлением новизны и неожиданности; перевоплощается в ученика, вместе с ним проходит путь от незнания к знанию и делает это так достоверно, что ребенок активно включается в совместную деятельность. Артистизм педагога проявляется в том, что он занимает позицию ученика, смотрит на мир его глазами и возвышает его до освоенных им мыслей, чувств, отношений, оценок.

Вхождение в роль

Говоря о механизме приготовления к роли или к уроку, отметим следующее. Когда возникает установка на перевоплощение (для актера - "если бы", для учителя - необходимость проектирования урока), человек ставит себя в предполагаемые обстоятельства (в театральном искусстве они называются предлагаемыми). Актер представляет себя в ситуации роли, учитель - в качестве ведущего урок (явного или скрытого). Ассоциативно воскрешаются в памяти какие-то картины, идеи, определенные переживания: педагог, например, определяет, представляет уровень знаний учеников к моменту урока, отношения, чувства, интересы, характер реагирования и т. д. Происходит как бы идентификация с учеником (или сценическим персонажем - у актера), возможная благодаря эмпатии - способности мысленно принять мотивы и обстоятельства других людей.

Наряду с идентификацией необходима проекция - способность наделить другого своими мыслями, мотивами, переживаниями. Для этого требуются способность к внутренним перестройкам и выразительные способности. Педагогическая деятельность добавляет к этому и необходимость свободно оперировать определенным кругом знаний по предмету и содержанию деятельности, сформированное мировоззрение, развитое педагогическое мышление, владение методикой педагогического воздействия.

Общепринято бережное отношение к самочувствию актера перед спектаклем, ибо он должен настроиться, "войти в роль". Учителю тоже необходимо перед уроком время, чтобы вызвать у себя "творческое самочувствие", настроиться.

Словесное оформление урока

Чувство ритма урока и соответствующие ему слова составляют одну из граней педагогического мастерства. Учитель, актер (по К.С. Станиславскому), призваны не произносить слова, а действовать словом, думать через слово, вскрывать и скрывать свои мысли через слово.

О.С. Булатова считает, что слово педагога должно не просто повлиять на ученика, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызывать ответное сопереживание. Для учителя наиболее важным в этом процессе является не столько сам акт передачи информации, сколько ее оценка слушателями, то есть степень воздействия речевого высказывания учителя.

Темпоритм

Интересно такое явление в работе артистичных педагогов, как начальная пауза. Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не начинает сразу свою речь, а делает небольшую "психологическую" паузу, если применять актерскую терминологию, такая пауза называется «оценка». В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад. Эта пауза имеет большое значение и для самого учителя: он осваивается со своим новым положением и преодолевает волнение.

В педагогике временный отказ от действия может быть и положительным, и отрицательным. У артистов высоко ценится умение "держать паузу", красноречиво молчать. Целесообразное, осмысленное воздержание от активности можно смело отнести к вершинам педагогического артистизма. Полагаем, что в современной школе очень много шуму, все постоянно что-то говорят, или учитель, или дети. Это мешает ребенку сосредоточиться, «услышать» то, что он думает, понять и осмыслить ту информацию, которая обрушивается на него.

Подобные паузы для созерцания, раздумья или переживания чувства необходимы.

Темпоритм работы не стимулируется искусственно, только указаниями учителя, а вытекает из естественных условий, когда дети увлечены деятельностью.

Пристройки

Виды человеческой деятельности роднит и такое понятие, как "приспособление, или пристройка, к объекту". Это система приемов, избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Педагогический процесс - движущаяся коммуникативная система, и эффективность управления ею во многом зависит от умения педагога находить и искусно "прилаживать" приспособления для общения.

Группировки и мизансцены

В театральном искусстве под группировками и мизансценами понимают взаимное расположение лиц на площадке, перемещение лиц в пространстве сцены. В педагогике тоже необходимо помнить о правильной организации учебного пространства, чтобы урок состоялся. Трудно переоценить значимость таких невербальных средств общения, как взаимное расположение педагога и ученика (учеников), включая расстояние между ними, положение тела говорящего, мимику и жестикуляцию, направление взгляда.

Учителю необходимо выработать в себе чувство сценического равновесия, сбалансированности, пространственное чувство. Само расположение педагога лицом к ученикам (анфас) или в повороте (труакар) тоже обладает соответствующим воздействием. По законам психофизиологии восприятия, прямолинейный выход (анфас) на аудиторию настораживает учащихся, ибо композиционно "наращивает" фигуру учителя, придает ей решительность, многозначительность. Полуфас - одна из ценных мизансценических возможностей, дающих красноречивый и выгодный для прямого и косвенного общения ракурс корпуса в три четверти.

Итак, выделим основные признаки, черты, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность.



Основные черты, характеризующие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность:

Общие черты

1. Содержательный признак - коммуникативность, т.к. общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и учащегося).

2. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

3. Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актёра и зрителя, актёра и режиссера, педагога и ученика; творчество носит коллективный характер.

5. Структурный признак - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла разрешающего противоречия; воплощение, анализ результата, корректировка. При этом работа над уроком и ролью происходит в трёх периодах:

- репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: образ героя - у актера; образ урока - у учителя;

- технический период, когда разумно, расчетливо вверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера; у учителя - "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план;

- период воплощения творческого замысла. Работа актёра на спектакле, учителя - в классе.

6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, неподдающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").

Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.



Различные черты

1. Границы сферы деятельности.

Актерская деятельность: деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью

Педагогическая деятельность: Деятельность происходит в границах реально существующего времени.

2. Особенности чувственной сферы деятеля

Актерская деятельность: чувство деятеля не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть "настроен" на эмоциональную волну героя.

Педагогическая деятельность: чувство деятеля рождается реальными обстоятельствами, Деятель более "открыт" в выявлении чувств.

3. Специфика общения в деятельности

Актерская деятельность: если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски, маскировки. Общение тяготеет к монологу.

Педагогическая деятельность: ожидается реальный человек с реальными чувствами. Общение тяготеет к диалогу.

4. Зависимость от "черного зала" (зрителей, учеников).

Актерская деятельность: чем меньше присутствует в воображении деятеля, тем лучше, правдивее, органичнее результат деятельности. Хорошие актеры во время игры "забывают" о зрителе, сосредоточиваются на общении с партнером по сцене.

Педагогическая деятельность: чем больше присутствует в воображении деятеля, тем лучше результат деятельности, ибо важна организация сотрудничества

5. Наличие помощников в деятельности.

Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы

Отсутствуют. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия и др.

Можно прийти к выводу, что деятельность педагога и актера близки, но не тождественны.

Будущим учителям необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, а педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.



Статья на тему: "Актерско-режиссерская и учительская деятельность: сходства и различия
  • Музыка
Описание:

Педагогический артистизм является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога, ибо важна равнозначная представленность в содержании образования трех взаимосвязанных блоков, в которых отражены знания, эмоции и вера.

Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание личностных качеств, которые, в свою очередь, становятся показателями профессионализма. Среди них характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации.


 

Автор Лукьянович Ольга Викторовна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1334
Номер материала 6080
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓