Главная / Начальные классы / Статья на тему "Проектные технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников"

Статья на тему "Проектные технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников"

Сознательный и любящий свое дело учитель может, особенно в раннем детском 
возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания». 
(Д. И. Менделеев) 
Ранний детский возраст – это годы начальной школы. И именно учителю начальных 
классов предоставляется почётное право открыть для детей Страну Знаний, помочь 
маленькому человеку обрести интерес к учению, привить желание быть инициативным, 
самостоятельным. Открытое сопереживание и поддержка родителями и учителем во всем поможет ребёнку вовремя обрести уверенность в своих силах. Он захочет заниматься творчеством и переживёт радость – великое чудо, дающее право быть счастливым. Всё это сделает его школьное детство живым и запоминающимся. 
Я считаю, что учитель начальных классов должен стать одной из ключевых фигур в обновлении современной школы, поскольку именно на наших уроках подрастающий человек начинает учиться и осознавать себя членом общества, гражданином. 
Согласно содержанию Основной образовательной программы начального общего 
образования МБОУ « Школа №9» г. Владивостока, основными показателями развития 
учащихся, выпускников начальной школы, являются: 
- сформированность способности и склонности к преобразованию изученных способов 
действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи, учебных действий 
самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей; 
- сформированность основ умения учить себя самостоятельно, способности к рефлексии как основы теоретического мышления, самостоятельности суждений, критичности по отношению к своим и чужим действиям. 
Применение учителем метода проекта во внеурочной деятельности увеличивает 
возможность достижения планируемых результатов. 
Образовательные стандарты предлагают разные модели внеурочной деятельности. Модель №2 основана на использовании метода проекта с учётом реализации образовательного процесса и традиций школы. Эту модель я взяла за основу при разработке программы внеурочной деятельности. Программа предназначена для работы с детьми 1-2 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является добровольной и предусматривает участие в познавательной деятельности по желанию. 
Идея создания программы началась с обсуждения в ходе классного часа важного события в жизни первоклассников – поступления в школу. 
Возник вопрос: для чего все дети обязательно должны учиться? Что они хотят узнать, для чего им нужны знания? Какие знания можно получить, обучаясь в школе? Какие вообще бывают знания? 
Часть ответов на вопросы была получена во время экскурсий по школе. Ребята осознали, что школа – это особый дом, где хранятся знания и передаются учащимся во время уроков физики, химии, географии и т.д. Школьных наук – много. Поэтому ребята получают самые разные знания. 
А что уже знают сами первоклассники, только поступив в школу? Об этом с удовольствием они рассказывали на информационных минутках «Я знаю, я умею», на заседаниях клуба Интересных встреч. 
Результат: знакомство с коллективом класса, индивидуальными способностями друг друга в ходе самопрезентации; пробуждение интереса к одноклассникам, к новой роли школьника. 
По желанию самостоятельно или с помощью взрослых, «Копилки вопросов» ребята открыли» классу такие науки как ботаника, астрономия, геометрия, зоология, микология, когда прошло первое проектное мероприятие «Неделя науки». 
Результатом работы стало проявление устойчивого интереса к учению, приобретению знаний. 
Появились условия для формирования положительного отношения к классному коллективу, коммуникативных и исследовательских навыков, реализации творческих способностей. 
Закономерно у школьников возник следующий вопрос: где и как люди хранят такое количество знаний, чтобы передать их потомкам? Для хранения знаний построены специальные дома. Какие? 
Ответ на вопрос был получен после организованного семейного выезда на 5 –й фестиваль наук в ДВОРАН. На основе ярких впечатлений ребята смогли сделать вывод: чтобы знания сохранились надолго, для них построили специальные дома - институты, научные центры, специальные приборы и технику. Посещение школьной и городской библиотеки помогло понять: знания хранятся и в книгах, а сами книги – в библиотеках. Существуют профессии, с помощью которых люди делятся своими знаниями. Погружение в мир таких профессий организовали родители моих первоклассников. 
Знания, приобретенные в ходе школьных занятий, внеклассных мероприятий тоже нужно где-то хранить. Лучше всего построить прочный дом из кирпичей. Каждый ученик может сам построить себе Дом Знаний, накопив достаточное количество «кирпичиков» за год обучения. Тогда, собрав все дома на одной улице, получим целый Город Знаний. Чем больше знаний, тем больше «кирпичиков», тем больше и красивее будет дом, длиннее и шире улицы города Знаний. 
появилась название программы внеурочной деятельности «Хочу всё знать!», её 
основная цель, значимая лично для каждого первоклассника. 
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов, явлений окружающего мира и научного знания. 
Задачи программы: 
-формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся; 
-формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве; 
-формирование способности к организации деятельности и управлении ею; 
-развитие основ творческого потенциала учащихся; 
-развитие личности младшего школьника; 
-воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости; 
-создание дружного коллектива детей и родителей; 
-формирование положительной репутации класса, традиций класса; 
-достижение высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей жизнедеятельностью класса и школы. 
Внеурочная деятельность по направлению «проектная деятельность» «Хочу всё знать! » организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. Работа над проектом предполагает применение личного опыта, способностей, навыков, полученных через различные формы внеурочной деятельности младших школьников при активном вовлечении в процесс воспитания родителей учащихся. 
Формы организации: занятия проводятся 1раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города. Работа над проектом включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 
Проектным продуктом могут быть: 
- рисунок, плакат, поделка, скульптура, макет; 
- загадка, стихотворение, рассказ; 
- песня, танец, пантомима; 
- костюм, модель; 
- доклад (сообщение); 
- электронная презентация и др. 
Работа над проектной деятельностью предполагает достижение первого и второго уровня 
результатов: приобретение новых знаний, первичного опыта решения проектных задач по 
различным направлениям; получение опыта переживания и позитивного отношения к 
базовым ценностям общества. 
Реализация программы 
Первоклассники – ещё неопытные школьники. Помимо общеучебных навыков, им предстоит учиться проживать школьный день в детском коллективе, терпимо и с пониманием принимать мнение других ребят, осознавать свои умения и научиться быть полезным. 
«Переход к системе школьного обучения – это переход к усвоению научных понятий. Ребёнок должен научиться различать разные стороны действительности, уметь видеть в предмете, в вещи, явлении какие – то отдельные параметры, составляющие содержание отдельного предмета науки. Для усвоения научного мышления ребёнку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной» (Л.С.Выготский) 
«Грамотно организованный игровой процесс способствует формированию организаторских способностей, мобилизует развитие умственных способностей, а также прививает навыки самодисциплины, в то же время, принося радость от совместной деятельности» 
(взято с http://veselajashkola.ru/igry-onlajn/rol-igry-v-obuchenii-mladshix-shkolnikov-trudno-pereocenit/) 
При подборе тем занятий мною использован документ Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» г. Томска «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников. 1-4 классы 2011 г.» 
Для разработки содержания занятий программы внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» я использовала содержание сказки Г. Остера «Бабушка удава». Это сказка о комичных и весёлых приключениях Удава, Слонёнка, Попугая и Мартышки. Герои сказки ведут себя и рассуждают как дети 6-8 лет. Персонажи немного наивны и очень любознательны, сопереживают и помогают друг другу во всём. Решают задачи и парадоксы, связанные с различными значениями привычных понятий и обычных явлений. Они спорят и договариваются. Экспериментируют, учатся доводить начатое дело до конца. ( rutracker.org; Г. Остер. Книги для детей ). Совершенно разные по темпераменту, эти сказочные герои показывают школьникам замечательный пример взаимодействия в паре, в группе. 
Содержание сказки Г. Остера и мультфильмов по этой сказке вполне соответствует ситуации перехода к школьной жизни, знакомству со школьными науками, и к осуществлению вовлечения в проектную деятельность. 
Учащиеся начальной школы только начинают освоение определенных закономерностей проектной работы. Задача учителя - разбудить и поддержать детскую любознательность и инициативу на всех этапах работы. Индивидуальная деятельность вне урока осуществляется 
при помощи и с участием родителей. Поэтому освоению проектной деятельности необходимо обучить и взрослых, окружающих школьника через родительское собрание, индивидуальные консультации. Мамы, папы, сёстры могут выступать в роли консультантов, экспертов, участников проекта, координаторов в поиске информации. 
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным школьником. И готов помочь учителю в организации внеурочной деятельности и принять активное участие. Для этого двери класса всегда должны быть открыты и для взрослых. Конечно, это доставляет определенные хлопоты учителю. Но другого способа формирования коллектива я не нашла. 
Содержание программы. 
Программа состоит из четырех модулей. 
Занятия по Модулю №1. «Учусь учиться» способствуют формированию системы 
интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся. 
Занятия Модуля №2. «Учусь исследовать» формируют способности к организации 
деятельности и управлению этой деятельностью. 
Ребята учатся слышать, слушать, говорить, думать, запоминать. Именно на занятиях 1 и 
2 модулей в качестве равноправных участников выступают герои сказки Г. Остера. В 
первом классе на занятиях обязательно присутствуют взрослые помощники. Они 
участвуют в организации работы в паре, группе. На родительском собрании помогают 
объективно представить информацию об учащихся и результатах их работы. 
Задачи занятий Модуля №3 «Учусь действовать» - формирование коммуникативной 
компетенции в сотрудничестве; развитие основ творческого потенциала учащихся. 
Навыкам и умению презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности предполагают занятии Модуля №4 «Мой проект». 
Здесь ребята представляют свои первые успехи, «пробуют силы», учатся оценивать их и результаты товарищей, ставить цель, искать средства и способы достижения цели. 
Рабочая программа может строиться по усмотрению педагога - в зависимости от особенностей класса, потребностей, сложившейся ситуации и т.д. 
Сроки реализации программы «Хочу всё знать!» составляют 2 года по 1часу в неделю в рамках кружка или деятельности классного руководителя. 
Оценивание результатов. 
В связи с отсутствием в 1 классе балльной системы оценивания согласно нормативным документам, рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» предусматривает: 
1.Самооценку и взаимооценку, включающие понятия «положительное и отрицательное», «согласен», «не согласен», обозначение символами «+» и « -». 
2..Систему «портфолио» по принципу накопления знаний «Я строю Дом Знаний»: 
средний уровень - коричневый «кирпич», 
выше среднего – красный «кирпич», 
высокий уровень, творческий – золотой «кирпич». 
3. Цветовое обозначение результата кружками красного, зелёного и синего цвета, которые соответствуют 3. 2 и 1 баллу . 
4. Шкалу оценивания. Может включать следующие критерии оценивания: правильность, трудность, интерес, красота, аккуратность и др. ( Г.А Цукерман, Н.К. Поливанов. - «Введение в школьную жизнь»; 1996). 
Уже в конце первого и во втором классе переходим на оценивание результатов в баллах. Каждый критерий оценивания имеет «вес» в 3, 2 или 1 балл. Несомненно, что оценка не может быть до конца объективной. Первоклассник, да и второклассник, не имея достаточного опыта, иногда оценивает по принципу «он мой друг», «мы поссорились», «не хочу обидеть». Поэтому обязательно при обучении оцениванию на первое место выносится позиция «что удалось», а затем «мои пожелания». 
Результаты работы по программе внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» 
Использование проектной деятельности позволило в течение 1-2 года обучения получить позитивные результаты. 
Уровень социальной адаптированности, социальной активности и нравственности учащихся 2 А класса – высокий ( 82 %). 
Уровень автономности (толерантности) – средний (72 %). В результате диагностики межличностных отношений в конце 2 класса были выявлены лидеры класса, устойчивые взаимные дружеские отношения. В целом класс практически осознаёт себя частью «мы». Ребят беспокоит отношение к ним со стороны сверстников, личный иальный статус. Повысилась ответственность за результат общего дела. В связи с этим общественная и познавательная активность, умение преодолевать трудности значительно выросли. Хотя на данном этапе в классе наблюдалось деление на группы, но межгрупповые отношения не враждебные. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. 
Наблюдается % роста школьных мотивов учения в сравнении с другими мотивами от 7% до 26% . Только за 2012-2013 учебный год ребята участвовали в 28 конкурсах, олимпиадах проектах и соревнованиях разного уровня. Ведь воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя. 18 учащихся (72 hello_html_6ac26c76.png учатся на «4» и «5». По итогам 1-2 обучения года удалось решить поставленные задачи воспитательной работы: 
-создание дружного коллектива детей и родителей; 
-формирование положительной репутации класса, традиций класса; 
-достижение высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов жизнедеятельностью класса и школы. 
Мир детства ещё не так искалечен, как мир взрослых, где множество людей страдают, так и не сумев отыскать себя, найти в себе те зёрнышки, из которых впоследствии складывается простое человеческое счастье. 
Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела. И уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, может быть жил в тебе когда-то…» 
Счастливый и самодостаточный человек – здоровый человек, любознательный, 
терпеливый, понимающий и понимаемый, нужный. Здоровье детей начинается с 
ежедневно переживаемых в процессе общения и учения положительных эмоций к себе, 
сверстникам, учителю, ко всем окружающим. 
Задача учителя – создать ситуацию переживания таких эмоций вовлечением в активную познавательную и творческую деятельность. Хотите, чтобы ваш ребёнок рисовал – беритесь вместе с ним за краски и сами рисуйте! Хотите, чтобы пел – пойте! Мечтаете, чтобы в ребенке рос поэт – пишите стихи вместе с ним! 
Применение метода проекта в организации внеурочной деятельности раскрывает, формирует и реализует личностные особенности учащихся – будущих граждан России. 

Статья на тему "Проектные технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Применение учителем метода проекта во внеурочной деятельности увеличивает 
возможность достижения планируемых результатов. 
Образовательные стандарты  предлагают разные модели внеурочной деятельности.

Модель №2 основана на использовании метода проекта с учётом реализации образовательного процесса и традиций школы. Именно эта модель стала основой для разработки программы для 1-2 классов. Для разработки содержания занятий программы внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» я использовала содержание сказки Г. Остера «Бабушка удава»

Автор Филькова Татьяна Яковлевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 327
Номер материала 20338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓