Главная / История / СТАТЬЯ НА КОНФЕРЕНЦИЮ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"

СТАТЬЯ НА КОНФЕРЕНЦИЮ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"

Вишнякова Н.Н.

Алтайский краевой педагогический лицей


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

«Личность – единственная реальность,

которую мы познаем и одновременно создаем изнутри»

Эм Мунье


На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие личности. Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляет инновационные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными возможностями и способностями, но и развитие, создание на уроках творческой обстановки, направленную на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности ученика и учета его духовного потенциала реализуется на уроках истории путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта.

Использование личностно - ориентированного урока в дистантном образовании детей – инвалидов дает возможность не выступать источником информации, а являться организатором и координатором творческого учебного процесса, направлять деятельность учеников, при этом учитывая индивидуальные особенности и способности каждого. Личностное развитие ребенка-инвалида зависит от его индивидуальных особенностей (диагноз, характер деятельности, особенности мышления, круг интересов, поведение в социуме), что важно учитывать при обучении данной категории детей. Я в первую очередь опираюсь на субъективный опыт ребенка, а также учитываю индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.

Важным является ещё один фактор – оценка знаний, оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Это особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки детей-инвалидов с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Использование личностно-ориентированного урока в работе позволяет предлагать детям на выбор различные задания и формы работы, поощрять к самостоятельному поиску путей решений этих заданий, побуждать к обсуждению, выявить реальные интересы детей, самостоятельно оценивать результаты работы и исправлять допущенные ошибки.

Один из главных недостатков сегодняшнего преподавания истории – это приверженность учителя к окончательным оценкам исторических событий. Возникает иллюзия законченности познания, утрачивается ощущение движения мысли, забывается, что никто и никогда не сумеет написать «завершенную» историю и поставить последнюю точку в изучении прошедших событий. В этой связи в процессе изучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, точками зрения на исторические процессы, фактами, формирования умения отстаивать свою позицию. Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества, что особенно важно, при обучении данной категории детей.

В данном аспекте особое значение приобретает организация диалога на уроке с целью активизации деятельности учащихся: учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников, разыгрывание оценок, деловые игры, сопоставление различных точек зрения на события, изучение дополнительной литературы и др.

Работу с учеником на уроке следует организовать так, чтобы прием информации был бы меньшим по времени, чем этап, состоящий из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учеником и их обоснования. Делать это довольно трудно. Но из урока в урок, от темы к теме, из года в год они овладевают этими умениями. Главное внимание при ответах необходимо уделять не «правильности» позиции ученика, а ее аргументированности. Главное – научить мыслить самостоятельно, критически свободно.

Учитывая специфику дистанционного обучения детей-инвалидов, важно при использовании групповых форм работы сформировать умение рецензировать ответ сотоварища. Это еще одна возможность лучше узнать предмет. Кроме этого, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь немаловажно для становления личности. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.

Дистанционное образование позволяет в полной мере использовать разнообразные средства обучения.

Важнейшим источников исторических знаний является школьный учебник. Уже в средней школе учащиеся должны изучать небольшие разделы параграфа учебника без предварительного рассказал учителя. При этом у учащихся должны развиваться навыки отыскания внутренних связей между различными частями текста учебника. Основные задачи работы с учебником на уроке и дома заключаются в том, чтобы развить необходимые умения и навыки самостоятельной работы с книгой, тетрадью, активизировать познавательную деятельность, вовлечь их в самостоятельное приобретение новых знаний.

Словесно-практические средства обучения выступают в процессе изучения истории в форме рассказа, познавательной задачи, исторического документа. Исторические документы (источники) словесно заключают в себе реальную историческую действительность, для их изучения необходима серьезная мыслительная работа. Поэтому использование документов эффективно только под руководством учителя.

Аналитические средства наглядности включают те, которые способствуют созданию образа-представления между субъектами истории в историческом явлении, и представлены историческими картами, схемами, историческими аппликациями и рисунками, которые регулярно должны использоваться на уроках. Особое значение в дистанционном образовании имеет использование наглядно-практических средств, к которым относятся все виды наглядности исторического действия: слайды, видеофильмы, мелодии, сюжетно-событийные видеофильмы. Подобные средства обучения имеют эффект значительного приближения учащихся к исторической реальности, к возможности вжиться в историю.

Опыт работы в личностно-ориентированной технологии позволяет говорить об обращении к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, что позволяет выделить в работе следующие типы уроков:

1. Урок-образ - это первый этап каждой новой темы. Главная его цель – создать у учащегося впечатление-образ тех знаний, которые ему необходимо будет усвоить.

2. Урок логического мышления, где пробуждается эвристический интерес, приводящий сознание ребенка в устойчивое состояние «понимания».

3. Урок настроения имеет своей целью создание условий для пробуждения некоторой совокупности переживаний – это, прежде всего, особая атмосфера эпох, литературных произведений, культуры.

Личностно-ориентированная технология носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества. Несмотря на трудности, это позволяет учителю формировать у учащихся целостную систему знаний об истории Отечества и мира, а также о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации.





Библиографический список

  1. Бондаревская Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания // Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью – Ростов на Дону, 2006. – 236 с.

  2. Лаврентьев В. В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно - ориентированного обучения // «Завуч», 2005. №1. – 214 с.

  3. Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока // Ростов на Дону, 2010. – 238 с.


СТАТЬЯ НА КОНФЕРЕНЦИЮ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"
  • История
Описание:

Вишнякова Н.Н.

Алтайский краевой педагогический лицей  

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ  В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

«Личность – единственная реальность,

которую мы познаем и одновременно создаем изнутри»

Эм Мунье

На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие личности. Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляет инновационные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными возможностями и способностями, но и развитие, создание на уроках творческой обстановки, направленную на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности ученика и учета его духовного потенциала реализуется на уроках истории путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта.

Использование личностно - ориентированного урока в дистантном образовании детей – инвалидов дает возможность не выступать источником информации, а являться организатором и координатором творческого учебного процесса, направлять деятельность учеников, при этом учитывая индивидуальные особенности и способности каждого. Личностное развитие ребенка-инвалида зависит от его индивидуальных особенностей (диагноз, характер деятельности, особенности мышления, круг интересов, поведение в социуме), что важно учитывать при обучении данной категории детей. Я в первую очередь опираюсь на субъективный опыт ребенка, а также учитываю индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.

Важным является ещё один фактор – оценка знаний, оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Это особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки детей-инвалидов с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей. 

Дистанционное образование позволяет в полной мере использовать разнообразные средства обучения.

 

 

 

Автор Вишнякова Наталья Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 434
Номер материала 24855
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓