Главная / Директору-завучу / Статья: Модель и сопровождения одаренных детей

Статья: Модель и сопровождения одаренных детей

Н.М. Шептийкая

Модель поддержки и сопровождения перспективных и одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении


Аннотация. В статье представлена модель поддержки и сопровождения перспективных и одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении с точки зрения образовательно-профессиональной среды. Особое внимание уделено формам урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: образовательно-профессиональная среда, событийно- образовательное пространство, образовательные практики, результат.


3 апреля 2012 года была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Основной тезис общего положения Концепции: «Каждый человек талантлив».

Сопровождение одаренных детей в нашем лицее осуществляется на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, принципов дифференциации и индивидуализации. Это предполагает организацию проблемно-познавательных программ, научно-познавательных практик, эвристического образования.

Педагогическим условием, позволяющим эффективно функционировать этой модели, является инновационная образовательная профессиональная среда, созданная в лицее.

Образовательная профессиональная среда лицея состоит из следующих элементов:

  • Содержание образования (гармонизация инвариантного и вариативного компонентов содержания образования)

  • Формы, методы, технологии обучения (деятельностные, активные и интерактивные образовательные технологии)


hello_html_m5f01df58.gif

  • Организация урочной и внеурочной деятельности (индивидуальное образование, развитие системы дополнительного образования до профессионального уровня, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса)

  • Формы и методы воспитания (гуманистически ориентированная воспитательная система, направленная на развитие патриотической, творческой личности с высоким уровнем организации и самодисциплины, глубокое взаимодействие «семья-школа»)

  • Формы и методы развития компетентности педагогов (система непрерывного развития компетентности педагогов, развитие корпоративной культуры)

Каждый элемент нашей модели – самостоятельная подсистема, активно взаимодействующая с остальными элементами. Сегодня мы уделим внимание одной из этих подсистем – организации урочной и внеурочной деятельности.

Деятельность учебного заведения направлена на создание условий для формирования самостоятельной личности, способной ответственно решать собственные проблемы, проблемы микро- и макросоциумов. Это предполагает создание в лицее событийного образовательного пространства – пространства свободы школьника, требующего от него принятия решений, активной деятельности и позволяющего реализовать свои возможности и амбиции. Такое образовательное пространство наполнено различными событиями:

  • выпуск газет и Интернет-новостей;

  • выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;

  • детские общественные организации и ассоциации, волонтерское движение школьников;

  • деятельность научных обществ учащихся;

  • исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские;

  • конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;

  • научно-практические конференции школьников;

  • олимпиадное движение;

  • организация праздников;

  • социально-образовательные программы и проекты;

  • спортивные соревнования, состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры; физкультурно-спортивные клубы;

  • учебные предметные практики;

  • фестивали детского художественного творчества;

  • форумы, слеты и т.п.

Разнообразие и количество таких образовательных событий должно быть достаточным для вовлечения в деятельность и самореализации каждого лицеиста. На контрасте с привычными форматами обучения, событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знаний.

Образовательное событие - это способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы коммуникации, создание и презентацию продуктов учебной деятельности. Например, в прошлом учебном году 27 учащихся политехнического факультета представили свои научно-исследовательские проекты во Всероссийской программе «Шаг в будущее», региональном и заключительном этапах международного конкурса «Старт в науку», Международной конференции «МГУ-Интел», региональных конференциях «Интеллектуалы XXI века», «Атомная наука и техника». Результат нового учебного года - победа в Международном конкурсе «Ученые будущего» совместном проекте МГУ и корпорации Интел.

Основным элементом насыщенной, событийной среды является интенсивная образовательная практика, позволяющая массовое дополнительное образование по учебным предметам и внеурочной деятельности с целью углубленной интенсивной подготовки школьников.

Учебные предметные практики учащихся 8, 10 классов стали традицией внеурочной деятельности, настоящей школой для одаренных учащихся и творчески работающих педагогов. Например, журналистская практика учащихся факультета межкультурных коммуникаций – информационная поддержка крупных образовательных событий: Федерально-окружное соревнование, родительский форум, торжественный прием ветеранов ВОВ, городской фото-кросс, конкурсов профессионального мастерства. Результатом такой работы становится конкретный продукт – статья в газету, журнал, создание сайта «Проба пера».

Создание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и их сопровождение в насыщенном образовательном пространстве, включающем внутренние и внешние относительно лицея образовательные события, вовлечение обучающихся в практическую результативную деятельность обеспечит формирование готовности и способности обучающихся к самоопределению и самореализации, развитие их социально и личностно значимых установок и продуктивного стиля мышления.

Создание в лицее насыщенной образовательной профессиональной среды способствует созданию нового личностного и социально-значимого продукта. Например, виртуальный музей семьи является современным образовательным продуктом деятельности всех учащихся лицея, причем опыт изучения эгоистории в данном случае является не только практической работой, но и современным средством воспитания.

Проектирование открытой образовательной  среды предполагает отношение к ученику как к самостоятельному и активному субъекту образовательного и социального действия, обеспеченного соответствующими технологиями. Важным фактором выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб – действий, имеющих реальный социальный эффект. Особое место в открытой образовательной среде должны занимать проектные формы и методы образования:

  • социальные проекты - осуществляются на основе волонтерства 

  • образовательные проекты - освоение предметного материала через подключение к социальным проблемам 

  • социально-образовательные проекты - выход на собственное действие через включение в реальный социальный контекст 

  • социально-трудовая практика - в основе, кроме приобретения социального опыта, лежит формирование определенного трудового навыка в сфере какой-либо профессии.

Опыт социальных практик широко внедрен в деятельности социально-экономического факультета лицея: Аллея славы и Фестиваль песни и строя «Весна Победы», встреча поколений, организация тематических выездов старшеклассников с реконструкцией исторических событий, играми на взаимодействие и другие мероприятия.

Результатом является формирование у обучающихся таких компетенций, как умение анализировать, моделировать и прогнозировать свою деятельность, выбирать главное, формулировать цель деятельности, ориентироваться в информационном пространстве, и таких качеств, как самостоятельность, способность к творчеству и исследованию, к социальному взаимодействию, гражданственность, патриотизм, толерантность, потребность в самовоспитании, самообучении.

hello_html_6c751eb8.gif

Таким образом, деятельность лицея направлена на формирование современной насыщенной образовательной профессиональной среды, включающей новые механизмы взаимодействия всех участников образовательного процесса, предполагающие активную роль каждого, приоритетное направление на выявление и работу с талантливыми и одаренными детьми, на личностное развитие обучающихся.





Статья: Модель и сопровождения одаренных детей
  • Директору-завучу
Описание:

3 апреля 2012 года была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Основной тезис  общего положения Концепции:  «Каждый человек талантлив».

Сопровождение одаренных детей в нашем лицее осуществляется на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, принципов дифференциации и индивидуализации. Это предполагает организацию проблемно-познавательных программ, научно-познавательных практик, эвристического образования.

 

Педагогическим условием, позволяющим эффективно функционировать этой модели, является инновационная образовательная профессиональная среда, созданная в лицее.

Автор Шептицкая Наталья Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 677
Номер материала 31738
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓