Н.М. Шептийкая
Модель поддержки и сопровождения перспективных и
одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении
Аннотация. В статье представлена модель поддержки и
сопровождения перспективных и одаренных детей в муниципальном
образовательном учреждении с точки зрения образовательно-профессиональной
среды. Особое внимание уделено формам урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова:
образовательно-профессиональная среда, событийно- образовательное пространство,
образовательные практики, результат.
3 апреля 2012 года была утверждена
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Основной
тезис общего положения Концепции: «Каждый
человек талантлив».
Сопровождение одаренных детей в нашем
лицее осуществляется на основе принципов развивающего и воспитывающего
обучения, принципов дифференциации и индивидуализации. Это предполагает
организацию проблемно-познавательных программ, научно-познавательных практик,
эвристического образования.
Педагогическим условием, позволяющим
эффективно функционировать этой модели, является инновационная образовательная профессиональная
среда, созданная в лицее.
Образовательная
профессиональная среда лицея состоит из следующих элементов:
·
Содержание образования (гармонизация
инвариантного и вариативного компонентов содержания
образования)
·
Формы, методы, технологии обучения (деятельностные,
активные и интерактивные образовательные технологии)
·Организация
урочной и внеурочной деятельности (индивидуальное
образование, развитие системы дополнительного
образования до профессионального уровня, психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса)
·
Формы и методы воспитания (гуманистически
ориентированная воспитательная система, направленная на
развитие патриотической, творческой личности с высоким уровнем организации и
самодисциплины, глубокое взаимодействие «семья-школа»)
·
Формы и методы развития компетентности педагогов (система непрерывного
развития компетентности педагогов, развитие корпоративной культуры)
Каждый
элемент нашей модели – самостоятельная подсистема, активно взаимодействующая с
остальными элементами. Сегодня мы уделим внимание одной из этих подсистем – организации
урочной и внеурочной деятельности.
Деятельность
учебного заведения направлена
на создание условий для формирования самостоятельной личности, способной
ответственно решать собственные проблемы, проблемы микро- и макросоциумов. Это
предполагает создание в лицее событийного образовательного пространства
– пространства свободы школьника,
требующего от него принятия решений, активной деятельности и позволяющего
реализовать свои возможности и амбиции. Такое образовательное пространство
наполнено различными событиями:
§выпуск газет и
Интернет-новостей;
§выставки
изобразительного искусства, научно-технического творчества;
§детские общественные
организации и ассоциации, волонтерское движение школьников;
§ деятельность
научных обществ учащихся;
§ исследовательские
центры, творческие лаборатории и мастерские;
§ конкурсы
интеллектуального, творческого и спортивного направления;
§ научно-практические
конференции школьников;
§ олимпиадное
движение;
§ организация
праздников;
§ социально-образовательные
программы и проекты;
§спортивные соревнования,
состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры;
физкультурно-спортивные клубы;
§ учебные
предметные практики;
§ фестивали
детского художественного творчества;
§ форумы,
слеты и т.п.
Разнообразие и количество таких
образовательных событий должно быть достаточным для вовлечения в деятельность и
самореализации каждого лицеиста. На контрасте с привычными форматами обучения,
событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы
порождения и оформления знаний.
Образовательное событие - это способ
инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в
разные формы коммуникации, создание и презентацию продуктов учебной
деятельности. Например, в прошлом учебном
году 27 учащихся политехнического факультета представили свои
научно-исследовательские проекты во Всероссийской программе «Шаг в будущее»,
региональном и заключительном этапах международного конкурса «Старт в науку», Международной
конференции «МГУ-Интел», региональных конференциях «Интеллектуалы XXI
века», «Атомная наука и техника». Результат нового учебного года - победа в
Международном конкурсе «Ученые будущего» совместном проекте МГУ и корпорации Интел.
Основным элементом насыщенной,
событийной среды является интенсивная образовательная практика,
позволяющая массовое дополнительное образование по учебным предметам и
внеурочной деятельности с целью углубленной интенсивной подготовки школьников.
Учебные предметные практики учащихся
8, 10 классов стали традицией внеурочной деятельности, настоящей школой для
одаренных учащихся и творчески работающих педагогов. Например, журналистская
практика учащихся факультета межкультурных коммуникаций – информационная
поддержка крупных образовательных событий: Федерально-окружное соревнование,
родительский форум, торжественный прием ветеранов ВОВ, городской фото-кросс, конкурсов
профессионального мастерства. Результатом такой работы становится конкретный
продукт – статья в газету, журнал, создание сайта «Проба пера».
Создание индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся и их сопровождение в насыщенном
образовательном пространстве, включающем внутренние и внешние относительно
лицея образовательные события, вовлечение обучающихся в практическую
результативную деятельность обеспечит формирование готовности и способности
обучающихся к самоопределению и самореализации, развитие их социально и
личностно значимых установок и продуктивного стиля мышления.
Создание в лицее
насыщенной образовательной профессиональной среды способствует созданию нового
личностного и социально-значимого продукта. Например, виртуальный
музей семьи является современным образовательным продуктом деятельности всех
учащихся лицея, причем опыт изучения эгоистории в данном случае является не
только практической работой, но и современным средством воспитания.
Проектирование открытой
образовательной среды предполагает отношение к ученику как к
самостоятельному и активному субъекту образовательного и социального действия,
обеспеченного соответствующими технологиями. Важным
фактором выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей
функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб – действий,
имеющих реальный социальный эффект. Особое место в открытой образовательной среде должны
занимать проектные формы и методы образования:
§ социальные проекты
- осуществляются на основе волонтерства
§ образовательные проекты - освоение
предметного материала через подключение к социальным проблемам
§социально-образовательные проекты - выход
на собственное действие через включение в реальный социальный контекст
§социально-трудовая
практика - в основе, кроме приобретения социального опыта, лежит формирование
определенного трудового навыка в сфере какой-либо профессии.
Опыт социальных практик широко внедрен в
деятельности социально-экономического факультета лицея: Аллея славы и Фестиваль
песни и строя «Весна Победы», встреча
поколений, организация тематических выездов старшеклассников с реконструкцией
исторических событий, играми на взаимодействие и другие мероприятия.
Результатом является формирование у
обучающихся таких компетенций, как умение анализировать, моделировать и
прогнозировать свою деятельность, выбирать главное, формулировать цель
деятельности, ориентироваться в информационном пространстве, и таких качеств,
как самостоятельность, способность к творчеству и исследованию, к социальному
взаимодействию, гражданственность, патриотизм, толерантность, потребность в
самовоспитании, самообучении.
Таким образом, деятельность лицея направлена на
формирование современной насыщенной образовательной профессиональной среды,
включающей новые механизмы взаимодействия всех участников образовательного
процесса, предполагающие активную роль каждого, приоритетное направление на выявление
и работу с талантливыми и одаренными детьми, на личностное развитие
обучающихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.