Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыСтатья: Модель и сопровождения одаренных детей

Статья: Модель и сопровождения одаренных детей

Скачать материал

Н.М. Шептийкая

Модель поддержки и сопровождения  перспективных и одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении

 

Аннотация. В статье представлена модель поддержки и сопровождения  перспективных и одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении с точки зрения образовательно-профессиональной среды. Особое внимание уделено формам урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: образовательно-профессиональная среда, событийно- образовательное пространство, образовательные практики, результат.

 

3 апреля 2012 года была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Основной тезис  общего положения Концепции:  «Каждый человек талантлив».

Сопровождение одаренных детей в нашем лицее осуществляется на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, принципов дифференциации и индивидуализации. Это предполагает организацию проблемно-познавательных программ, научно-познавательных практик, эвристического образования.

Педагогическим условием, позволяющим эффективно функционировать этой модели, является инновационная образовательная профессиональная среда, созданная в лицее.

Образовательная профессиональная среда лицея состоит из следующих элементов:

· Содержание образования (гармонизация инвариантного и вариативного компонентов содержания образования)

· Формы, методы, технологии обучения (деятельностные, активные и интерактивные образовательные технологии)

 

·Организация урочной и внеурочной деятельности (индивидуальное образование, развитие системы дополнительного образования до профессионального уровня, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса)

· Формы и методы воспитания (гуманистически ориентированная воспитательная система, направленная на развитие патриотической, творческой личности с высоким уровнем организации и  самодисциплины,  глубокое взаимодействие «семья-школа»)

· Формы и методы развития компетентности педагогов (система непрерывного развития компетентности педагогов, развитие корпоративной культуры)

 Каждый элемент нашей модели – самостоятельная подсистема, активно взаимодействующая с остальными элементами. Сегодня мы уделим внимание одной из этих подсистем – организации урочной и внеурочной деятельности.

Деятельность учебного заведения направлена на создание условий для формирования самостоятельной личности, способной ответственно решать собственные проблемы, проблемы микро- и макросоциумов. Это предполагает создание в лицее событийного образовательного пространства – пространства свободы школьника, требующего от него принятия решений, активной деятельности и позволяющего реализовать свои возможности и амбиции. Такое образовательное пространство наполнено различными событиями:

§выпуск газет и Интернет-новостей;

§выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;

§детские общественные организации и ассоциации, волонтерское движение школьников;

§ деятельность научных обществ учащихся;

§ исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские;

§ конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;

§ научно-практические конференции школьников;

§ олимпиадное движение;

§ организация праздников;

§ социально-образовательные программы и проекты;

§спортивные соревнования, состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры; физкультурно-спортивные клубы;

§ учебные предметные практики;

§ фестивали детского художественного творчества;

§ форумы, слеты и т.п.

Разнообразие и количество таких образовательных событий должно быть достаточным для вовлечения в деятельность и самореализации каждого лицеиста. На контрасте с привычными форматами обучения, событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знаний.

Образовательное событие - это способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы коммуникации, создание и презентацию продуктов учебной деятельности. Например, в прошлом учебном году 27 учащихся политехнического факультета представили свои научно-исследовательские проекты во Всероссийской программе «Шаг в будущее», региональном и заключительном этапах международного конкурса  «Старт в науку», Международной конференции «МГУ-Интел», региональных конференциях «Интеллектуалы XXI века», «Атомная наука и техника». Результат нового учебного года  - победа   в  Международном конкурсе  «Ученые будущего»  совместном проекте МГУ и корпорации Интел.

Основным элементом насыщенной, событийной среды является интенсивная образовательная практика, позволяющая массовое дополнительное образование по учебным предметам и внеурочной деятельности с целью углубленной интенсивной подготовки школьников.

Учебные предметные практики учащихся 8, 10 классов стали традицией внеурочной деятельности, настоящей школой для одаренных учащихся и творчески работающих педагогов. Например, журналистская практика учащихся факультета межкультурных коммуникаций – информационная поддержка крупных образовательных событий: Федерально-окружное соревнование, родительский форум, торжественный прием ветеранов ВОВ, городской фото-кросс, конкурсов профессионального мастерства. Результатом такой работы становится конкретный продукт – статья в газету, журнал, создание сайта «Проба пера».

Создание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и их сопровождение в насыщенном образовательном пространстве, включающем внутренние и внешние относительно лицея образовательные события, вовлечение обучающихся в практическую результативную деятельность обеспечит формирование готовности и способности обучающихся к самоопределению и самореализации, развитие их социально и личностно значимых установок и продуктивного стиля мышления.

Создание в лицее насыщенной образовательной профессиональной среды способствует созданию нового личностного и социально-значимого продукта. Например, виртуальный музей семьи является современным образовательным продуктом деятельности всех учащихся лицея, причем опыт изучения эгоистории в данном случае является не только практической работой, но и современным средством воспитания.

Проектирование открытой образовательной  среды предполагает отношение к ученику как к самостоятельному и активному субъекту образовательного и социального действия, обеспеченного соответствующими технологиями. Важным фактором выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб – действий, имеющих реальный социальный эффект. Особое место в открытой образовательной среде должны занимать проектные формы и методы образования:

§ социальные проекты - осуществляются на основе волонтерства 

§ образовательные проекты - освоение предметного материала через подключение к социальным проблемам 

§социально-образовательные проекты -  выход на собственное действие через включение в реальный социальный контекст 

§социально-трудовая практика - в  основе, кроме приобретения социального опыта, лежит формирование определенного трудового навыка в сфере какой-либо профессии.

Опыт социальных практик широко внедрен в деятельности социально-экономического факультета лицея: Аллея славы и Фестиваль песни и строя «Весна Победы», встреча поколений, организация тематических выездов старшеклассников с реконструкцией исторических событий, играми на взаимодействие и другие мероприятия.

Результатом является формирование у обучающихся таких компетенций, как умение анализировать, моделировать и прогнозировать свою деятельность, выбирать главное, формулировать цель деятельности, ориентироваться в информационном пространстве, и таких качеств, как самостоятельность, способность к творчеству и исследованию, к социальному взаимодействию, гражданственность, патриотизм, толерантность, потребность в самовоспитании, самообучении.

Таким образом, деятельность лицея направлена на формирование современной насыщенной образовательной профессиональной среды, включающей новые механизмы взаимодействия всех участников образовательного процесса, предполагающие активную роль каждого, приоритетное направление на выявление и работу с талантливыми и одаренными детьми, на личностное развитие обучающихся.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья: Модель и сопровождения одаренных детей"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

3 апреля 2012 года была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Основной тезис  общего положения Концепции:  «Каждый человек талантлив».

Сопровождение одаренных детей в нашем лицее осуществляется на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, принципов дифференциации и индивидуализации. Это предполагает организацию проблемно-познавательных программ, научно-познавательных практик, эвристического образования.

 

Педагогическим условием, позволяющим эффективно функционировать этой модели, является инновационная образовательная профессиональная среда, созданная в лицее.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 322 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 385
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шептицкая Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шептицкая Наталья Михайловна
    Шептицкая Наталья Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2134
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деятельность слесаря ремонтника 4-го разряда

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Экология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель экологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 295 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 832 человека из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 358 человек

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе