Власова
Вера Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 88
МЕТОДИКА
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ТЕМУ «ПУНКТУАЦИЯ В
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Повторительно-обобщающие
уроки русского языка в старших классах нуждаются в особом методическом подходе
и строятся на более сложном дидактическом материале.
Опыт
показывает, что прежде чем приступить к разработке конкретной методики повторения
и обобщения сведений по тому или иному изучаемому материалу, учитель должен
ясно представить себе, какие именно умения и навыки следует совершенствовать,
чтобы достичь поставленной перед уроком цели.
Тема
«Пунктуация в сложноподчиненном предложении» требует, на наш взгляд, отработки
следующих умений и навыков:
1)
навыка различения синтаксических конструкций. Названный навык предполагает
целенаправленное совершенствование умения видеть «костяк», «скелет»
анализируемого предложения. Одной из эффективных форм достижения желаемого
результата является формирование у учащихся способности воспринимать предлагаемый
им дидактический материал в его устном предъявлении. Как свидетельствует
практика, восприятие синтаксических конструкций на слух предельно мобилизует
внимание обучающихся, активизируя их аналитическую деятельность.
В качестве дидактического материала
целесообразно использовать усложненные варианты предложений. Приводим образцы
такого материала к заданию: среди предложенных синтаксических структур вычленить
СПП.
1. Он (Ленский) из Германии туманной
Привез учености плоды: вольнолюбивые
мечты,
Дух
пылкий и довольно странный,
Всегда
восторженную речь
И
кудри черные до плеч.
(А.С.
Пушкин)
2.
Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь,
блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река.
(М.
Горький)
3.
Но Малышка крикнула, чтоб он ехал, тем громким, не допускавшим возражения
голосом, который появлялся у нее тогда, когда дело касалось раненых и когда
окружающие не понимали, что она, Малышка, лучше кого бы то ни было знает, что
нужно делать, чтобы раненым было лучше.
Упрочнению
навыка безошибочно определять синтаксическую структуру способствует также
составление схем предложений. Составляя, в частности, схему многочленного
сложноподчиненного предложения, ученики мысленно расчленяют эту конструкцию на
составляющие ее предикативные части, учатся видеть границы простых предложений,
входящих в СПП, и связывающие их формально-грамматические средства
(подчинительные союзы и союзные слова), что создает благодатную почву для
осознанной, адресной расстановки знаков препинания и правильного применения
пунктуационных правил.
2)
навыка обнаружения в анализируемом предложении сложных случаев постановки
пунктуационных знаков. Применительно к СПП это: а) соседство сочинительной и
подчинительной либо двух подчинительных скреп (и когда, что если и т.п.); б)
объединение двух однородных придаточных одиночным
сочинительным
союзом (что... и... что; как... и... как и т.п.); в том числе объединение сочинительным
союзом «и» двух однородных придаточных, обслуживаемых одной скрепой, например:
Смотришь вниз, и кажется, что на тебя несутся прибрежные скалы и волны вот-вот
докатятся до самолета.
Навык
отрабатывается на многочленных предложениях типа «Когда я прохожу мимо
крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит
молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей
власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду
виноват и я.» (А.П. Чехов).
Учащиеся
самостоятельно анализируют воспринятое на слух, а затем записанное в тетради
предложение, расставляют знаки препинания, находят и подчеркивают «опасные»
места, формулируют соответствующие пунктуационные правила.
Закрепляется
указанный выше навык и на предложениях, скрепы-соседи в которых представлены
различными их конфигурациями (что когда, которые хотя, которая чтобы, и хотя и
др.). Цель учителя – ознакомить и закрепить в памяти учеников различные
варианты стечения союзов, обеспечивая тем самым оперативность и безошибочность
их опознания;
3)
навыка самостоятельного выведения пунктуационного правила на основе
предложенного учителем дидактического материала. В качестве последнего считаем
целесообразным использовать для отработки упомянутого навыка СПП, придаточная
часть которых начинается с отрицательной частицы «не» либо с одного из
повторяющихся сочинительных союзов (или, либо, и, ни...ни и т.д.).
Ниже
даются примеры СПП описываемого типа: 1) Важно теперь выяснить не что он уже
сделал, а что он собирается делать дальше; 2) Ученик не мог вспомнить ни как
называется это произведение, ни кто его автор; 3) Шум стоял на улице и когда
проезжали машины с оружием, и когда опасный груз был уже вывезен за черту города;
4) Ты обязательно должен мне сказать или куда ты едешь, или когда планируется
твое возвращение. В беседе, предшествующей выведению правила, ученикам следует
сообщить о наличии в русском языке СПП, придаточная часть в которых не
отделяется от главной запятой. Задача обучающихся – установить отличительные
особенности придаточных в таких СПП, сосредоточив внимание на служебных
словах, стоящих перед подчинительными союзами и союзными словами придаточных,
следующих непосредственно за главной частью. Эти особенности и должны лечь в
основу выводимого правила.
Процесс
самостоятельного формулирования правила эффективен тем, что он учит каждого ученика
вдумываться в сущность анализируемого языкового явления, а значит – постигать
его глубинный смысл.
И
последнее. Речь пойдет о совершенствовании навыка соотнесения интонационного
рисунка фразы со смыслом, смысловыми оттенками высказывания и пунктуационной
нормой.
Совершенствование
названного навыка способствует развитию речевого слуха, что, как неопровержимо
установлено наукой, положительно влияет на повышение уровня пунктуационной
грамотности. Материалом для отработки этого навыка при обобщении и
систематизации знаний но теме «Пунктуация в СПП» могут служить предложения,
придаточная часть которых присоединяется к главной при помощи сложных
подчинительных союзов: потому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу
того что, оттого что, вместо того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то
время как, с тех пор как и др., способных в зависимости от смысловых оттенков
предложения (намерений говорящего) расщепляться, в результате чего запятая
может ставиться либо перед союзом, т.е. на своем обычном месте, либо перед её
второй частью. Безусловно, при этом меняется и интонационный рисунок фразы.
Задача учителя – научить «слышать» предложение в единстве с ее смысловыми
оттенками и пунктуацией. Положительные результаты работы в этом направлении
дает сопоставление одной и той же фразы, но с разным местом в ней постановки
знака препинания. Имеются в виду предложения типа: «Мне грустно, потому что
весело тебе» и «Мне грустно потому, что весело тебе». Осмысление наводящих
вопросов учителя приводит класс к верным умозаключениям: во втором варианте
предложения, где фразовое ударение падает на указательное слово потому,
причина грусти выражена гораздо четче, нежели в первом.
Этот
навык «чувствовать» интонацию можно вырабатывать и на СПП – периодах. Учитель с
предъявления на слух предлагает обучающимся предложение типа: «Когда бы жизнь
домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть отцом, супругом приятный
жребий повелел, когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, –
то, верно б, кроме Вас одной невесты не искал иной» (А С. Пушкин),
предварительно дав ученикам задание – определить, опираясь на интонацию и смысл,
место постановки двойного знака.
Многолетняя
практика показывает, что совершенствование описанных выше умений и навыков
положительно влияет на рост пунктуационной грамотности учеников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.