Методические основы сетевого взаимодействия при
обучении иностранному языку
О.М.Черевкова
учитель
английского языка
высшей
квалификационной категории
МОУ
Новгородская СОШ им.В.Н.Лесина
Свободненского
района
В
настоящее время использование информационных технологий в преподавании
иностранного языка становится всё более и более популярной тенденцией.
Необходимость разработки иных форм и методов обучения иностранному языку
вызвана интенсивным процессом перехода к информационному обществу, связанным с
широким внедрением новых информационных технологий и компьютерных средств
телекоммуникации. Обилие сервисов и инструментов, предоставляемых пользователям
в сети Интернет, позволяет считать Интернет своеобразной платформой,
объединяющей людей со всего мира.
Для
учебного процесса особенно целесообразным стало использование системы Skype при организации
дистанционного обучения. Данная форма обучения призвана решить проблему
кадров, особенно, в сельской местности и служит непрерывному процессу обучения
детей, доступа к качественному образованию, обеспечивает возможность изучать
предметы в условиях отсутствия учителя по данному предмету.
МОУ Новгородская
СОШ успешно прошло защиту проекта ресурсного центра по дистанционному обучению и
в 2011г. началось обучение детей с ограниченными физическими возможностями. А в
2012 году стартовало on-line
обучение иностранному языку учащихся одной из школ Свободненского района.
«Дистанционное
обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии,
отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы,
организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствми
Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность»
[2; с.200]
Данный вид
обучения не является простым с точки зрения методики, так как невозможно
использовать те методы, которые пригодны в классе. Поэтому была поставлена
цель: изучить возможности разных электронных форм и методов обучения для внедрения
с целью оптимизации учебного процесса.
То есть, можно
предположить: если методически верно использовать электронные образовательные
ресурсы и телекоммуникационные технологии, то можно таким образом сформировать
систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые
компетенции.
В ФЗ «Об
образовании в РФ» законодательно закреплена сетевая форма реализации
образовательных программ [3; с.30] А в статье 16 прописан механизм реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, которые «реализуются в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Для этого «должны быть
созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, включающей в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся» [4; с.31]
Значимым фактором
для достижения качественных результатов является уровень организации
педагогического процесса сетевым преподавателем, чья роль значительно отличается
от позиции учителя традиционной школы. Можно обозначить некоторые принципы педагогической
деятельности учителя в системе Интернет-обучения:
- опора на самостоятельность учащегося в
обучении, перерастающем в учение;
- создание условий для проявления
активности, творчества и ответственности учащегося в обучении;
- формирование мотивации к непрерывному
учению.
Специфика Интернет-обучения,
основывающаяся на телекоммуникационных технологиях, Интернет-ресурсах, влияет
на способы отбора и структуризации содержания, способы реализации тех или иных
методов и организационных форм обучения, что оказывает заметное воздействие на
функционирование всей системы. В дистанционном обучении школьников используются
такие формы, как парные, групповые в зависимости от уровня подготовки учащихся,
индивидуальные (домашние) задания, учебные исследовательские работы,
тестирование, зачеты и др. При этом объём самостоятельной работы увеличивается.
Самостоятельная индивидуальная деятельность, так или иначе, преобладает в
дистанционной форме, но она должна гармонично сочетаться с парными, групповыми
видами деятельности.
Для формирования
коммуникативной компетентности используется как устная коммуникация, так и
письменная. В Интернет-обучении важно знать каждого, его особенности: интроверт
ваш ученик или экстраверт, мыслит ли он больше логично, рационально или очень
эмоционален, опирается больше на чувства, эмоции, следовательно, стоит
организовать ситуацию для активного участия в дискуссиях, интроверту –
индивидуальное письменное задание, в котором он проявится больше. То есть
личностно-ориентированная парадигма образования предусматривает создание
условий, включая деятельность учителя, для самореализации, самоактуализации
учащихся. Поэтому одни учащиеся могут работать с диалогами, монологами в рамках
тематики, определённой программой или представляют свою точку зрения в виде
доклада, презентации. Другие учащиеся оформляют свою мысль в письменной форме
(в зависимости от возраста это может быть письмо, открытка, реферат, эссе),
учащиеся широко используют для получения нужной информации электронные
средства.
Средства Интернета
позволяют широко использовать готовые электронные ресурсы – учебные фильмы,
видеоклипы, слайды, презентации по разной тематике, использование
аудиовизуальных средств положительно влияет на развитие навыков аудирования,
чтения и произношения.
Существуют
конкретные конструктивные пути учета индивидуальных особенностей учащихся при
реализации дифференциации обучения с использованием Интернет-технологий. Так,
например, при проведении самостоятельных и контрольных работ обучаемым
предлагаются индивидуальные задания различной степени трудности. Преподаватель
заранее подготавливает набор заданий, учитывающий уровни индивидуальных
особенностей школьников. При таком подходе налицо типичная уровневая
дифференциация учащихся.
Важная
составляющая дистанционного обучения – это формирование информационной
компетентности. Учащиеся cамостоятельно находят источник информации по
заданному вопросу, извлекают информацию из разных источников, систематизируют
её, консультируясь с преподавателем. Данный вид работы необходим для
составления презентаций, устных комментариев для сопровождения презентации,
творческих работ.
Зная возможности
современных информационных технологий, владея современными педагогическими
технологиями, сетевой преподаватель может без труда организовать учебный
процесс, а также изменить задания и виды деятельности школьников в соответствии
с имеющимися условиями, возможностями и их целесообразностью.
Учащиеся
Устьпёрской школы, с которыми я работаю в течение двух лет, показывают хорошие
знания по английскому языку, ребята проявляют активность не только на уроках,
они участвуют в различных конкурсах по иностранному языку, учат стихи, песни,
сценки, готовят презентации. На уроках выполняют контрольные и самостоятельные
работы в компьютерном варианте с четвёртого класса.
Учебный курс с
использованием Интернета отличается от аналогичного курса в очном обучении, так
как он имеет особую структуру и предусматривает особую организацию учебного
процесса. Использование современных педагогических технологий позволяет
преподавателям дистанционного курса сделать процесс обучения более интересным и
качественным. Таким образом, через методически правильную организацию учебного
взаимодействия можно достичь положительных результатов в обучении.
Литература
Лазыкина Т.В.
Педагогам о дистанционном обучении. Методическое пособие под общей редакцией
заместителя директора Регионального центра оценки качества образования и
информационных технологий – М., ИНТ, 2005 - с.13
Полат Е.С.
Педагогические технологии дистанционного обучения – М., «Академия», 2006 –
с.200
ФЗ «Об образовании
в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 с.30) статья15 «Сетевая
форма реализации образовательных программ»
ФЗ «Об образовании в РФ» № 273
– ФЗ от 29.12.2012 с.31, статья 16
Хуторский А.В. Интернет в
школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.