Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтатья "Методические аспекты изучения обращений в средней школе" ( 5; 8 кл)

Статья "Методические аспекты изучения обращений в средней школе" ( 5; 8 кл)

Скачать материал

Статья  «Методические  аспекты  изучения  обращений   в средней  школе. (5;  8 класс) »

С обращением учащиеся знакомятся в 5 классе при изучении вводного курса синтаксиса.

Главные положения темы:

- Что называется обращением.

- Чем обычно выражается обращение.

- С какой интонацией произносятся предложения с обращением.

- Является ли обращение членом предложения.

- Отличие обращения от подлежащего.

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращением.

- В какой речи чаще всего используются предложения с обращением.

В школьных учебниках дается следующее определение синтаксического понятия обращение: Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Учащиеся знакомятся со звательной интонацией. Особое внимание необходимо обратить на правильное произношение предложений, осложненных обращением, на эмоциональную нагрузку, которое несет обращение.

Первоначальные упражнения – нахождение обращений в предложениях, правильное их интонирование с соблюдением звательной интонации:

1.     Ты царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее.

2.     Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

3.     Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло!

4.     Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? (А.С. Пушкин).

Должное внимание необходимо уделить структурным особенностям обращений – обращения могут быть нераспространенными и распространенными. Целесообразны упражнения с таким заданием:

Распространите обращения в следующих предложениях:

1.                 Ребята, давайте чаще встречаться.

2.                 Друзья! Как радостно видеть вас снова.

3.                 Руки, сколько вы сделали полезных дел!

 

Полезны упражнения по нахождению предложений с обращением. Например: из басен И.А. Крылова выпишите несколько предложений с обращениями. Понаблюдайте за расстановкой знаков препинания.

 

Работу по конструированию предложений можно сочетать с работой по речевому этикету.

- Составьте предложения с обращениями, называя того, к кому вы обращаетесь, именами собственными. Используйте следующие речевые ситуации: попросите своего товарища дать вам книгу; спросите у учителя разрешения войти в класс; позовите свою собаку гулять; узнайте у сестры, когда она приедет; посоветуйте другу не есть в зимнее время мороженое. Запишите составленные предложения, выделяя обращения запятыми.

 

Чтобы выяснить функционирование предложений с обращением, эффективно понаблюдать за живой речью.

- Как к вам обращаются ваши друзья, учителя, родные, незнакомые люди? Всегда ли они называют вас по имени? Запишите несколько предложений с обращениями, которые вы услышали. Как вы думаете, почему они разные?

- Попробуйте начать телефонный разговор в соответствии со следующими речевыми ситуациями. Вы звоните другу: трубку телефона поднял кто-то из его родителей; трубку телефона поднял младший брат друга; вы не уверены, что набрали правильный номер. Следите за тем, какое обращение и какие этикетные слова вы используете в каждом случае.

 

При изучении данной темы можно дать следующую историческую справку:

Вы уже знаете, что в современном русском языке в роли обращения выступают существительные в форме именительного падежа. А в глубокой древности существовал звательный падеж. Имена существительные в этой форме и использовались в роли обращения.

Что тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин).

Звательный падеж, который использовался в древнерусском языке при обращении, давно утрачен. Осталось несколько слов, которые напоминают о старинной форме. Например, восклицательные междометия о боже! о господи!, существительное дружище, которое сейчас употребляется только в качестве обращения. Однако в живой разговорной речи широко используются новые звательные формы. Они напоминают форму именительного падежа, но в усеченном виде:

Надь, пойдем домой!       Ты, Петь, не прав.

Тань! Лиз Вы где?         Мам, это моя дискета?

 

Уже в 5 классе учащиеся знакомятся с одной из функций обращения – с помощью обращения можно не только назвать собеседника, но и выразить определенное отношение к нему:

- Из «Сказки о мертвой царевне…» А.С. Пушкина выпишите несколько предложений с обращениями. Объясните, как по обращениям можно узнать о характере и взаимоотношениях героев.

- Выясните, как обращаются друг к другу герои сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (действие первое). Сделайте вывод. Два предложения с обращениями запишите.

 

Достаточное количество упражнений в школьных учебниках на конструирование предложений.

- Придумайте и запишите предложения, в которых приведенные ниже словосочетания были бы обращениями.

Дорогая мама. Мороз косматый. Скромная ромашка. Белоствольная красавица. Родина моя.

 

Через наблюдение над языковым материалом, можно учащихся подвести к выводу о том, что существительные в форме именительного падежа могут выполнять роль подлежащего и роль обращения в предложении. Важно выявить отличия.

- Прочитайте. Какова роль в предложении выделенных слов?

- Саблин стал великаном, - трещала Надя Смолина. – Я обнаружила это первая!..

- Саблин, покажись! Володя, встань! – кричали ребята, тесно окружив парту. (О. Берггольц).

- Причитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких – подлежащими?

Уж как я ль мою коровушку люблю.

Уж как я ль то ей крапивушки нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя;

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью:

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

 

- Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением.

- Каждое предложение разобрать по членам и переделать его так, чтобы подлежащее стало обращением.

1. Пограничники охраняют рубежи нашей родины.

2. Как прекрасно ясное летнее утро!

3. Петя должен научиться решать задачи.

4. Куда Юра положил книгу?

 

В 8 классе при изучении простого осложненного предложения сведения об обращении систематизируются и углубляются. Учащиеся знакомятся с несколькими функциями обращений в речи:

1.     Обращение привлекает собеседника, побуждает его к тому, чтобы выслушать говорящего (пишущего).

Дитя мое, ты нездорова. (А.С. Пушкин).

Выглянь, милая соседка, в окна комнаты своей. (А. Майков).

В качестве обращения очень часто используются имена, фамилии, названия лиц по родству. Большую роль в речи играют этикетные слова, употребляемые в разных речевых ситуациях, когда требуется обратиться к собеседнику: уважаемые коллеги, многоуважаемый Иван Матвеевич, господа, товарищи, молодой человек и т.п.

2.     С помощью обращения можно не только назвать собеседника, но и выразить определенное отношение к нему.

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. (А.С. Пушкин).

Хищница  милая, не смотрите на меня так, я старый воробей. (А.П. Чехов).

3.     Обращение в поэтической речи используется для усиления выразительности. В таком случае используется риторическое обращение, обращение – олицетворение. Оно называет неодушевленный предмет или лицо, которое не может быть непосредственным участником общения.

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу. (С. Есенин).

Клен мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? (С. Есенин).

 

В 8 классе сведения о роли существительного в именительном падеже расширяются.

- Подберите примеры, показывающие, что имя существительное в форме именительного падежа может выполнять роль:

1. подлежащего в двусоставном предложении;

2. главного члена односоставного назывного предложения;

3. именной части составного именного сказуемого;

4. обращения.

 

- Определите синтаксическую роль выделенных слов.

1. Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый. (А. Апухтин).

2. Луна! Ты житель горных стран,

    Ты беспредельный океан,

    Без утомленья протекаешь. (А. Кольцов).

3. Деревья! Их не с чем сравнить,

Они огромны, как облака. (К. Симонов).

4.     Ярмарка! В Симбирске ярмарка! (Е. Евкушенко).

5.     Где отец мой? Болезнь. Старость. Смерть. (Р. Казакова).

6.     Родной мой батя! Шлем тебе поклон. (М. Исаковский).

Учащиеся узнают новую информацию: в поэтических текстах для придания торжественности перед обращением нередко используется усилительная частица «о», а для разговорной речи характерны повторяющиеся обращения с частицей «а»:

Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава! (А.С. Пушкин).

Смерть, а смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (А. Твардовский).

Запятая между частицами о, а и обращением не ставится.

 

Достаточное в учебниках количество упражнений по пунктуации при обращениях. Определение слов как обращений – достаточное условие для выделения или отделения их знаками препинания. Трудности пунктуации при обращениях в основном связаны с умением их обнаруживать. Труднее обнаруживается обращение, если оно указывает наименование лица по роду занятий, семейным отношениям или выражается неуправляемой предложно – падежной формой или субстантивированной частью речи, а также если в качестве обращения выступает неодушевленное существительное.

Не всегда помогает обнаружить обращение звательная интонация. Интонационно слабо выделяется обращение, стоящее в середине предложения, особенно восклицательного. Без особого интонационного выделения  произносится обращение в конце предложения, если оно не имеет особой смысловой нагрузки.

Труднее обнаруживается распространенное обращение. В этом случае появляются ошибки в постановке лишней запятой между обращением и поясняющим его определением. Трудны для пунктуации построения, в которых между обращением и поясняющим его определением стоит местоимение ты или вы: Милый друг ты мой, не вешай голову, а также предложения, в которых распространенное обращение разрывается словами: шагай, страна, быстрей, моя.

При анализе предложений с обращениями наблюдается смешение грамматических фактов. Обращение может приниматься за подлежащее, например, если оно стоит после сказуемого. Такое смешение чаще наблюдается в односоставных предложениях: Ну что ж, прости, родной приют. Обращение, стоящее после переходного глагола, может смешиваться с дополнением: Славьте, молот и стих, землю молодости. Совпадение форм сказуемого и обращения в числе или в числе и роде: Зачем ты, о поле, смолкло и поросло травой забвенья – учащиеся могут принять за согласование и допустить ошибку в квалификации грамматических фактов.

Применение правил может осложняться сочетанием обращений с другими пунктограммами. Часты ошибки в пропуске запятой для выделения обращений, находящихся между собой в сочинительной связи: Пойте, люди, города и реки, а также в предложениях, в состав которых входит несколько обращений, соотносящихся с членами или частями предложения, находящимися в сочинительной связи: Ветер, пой, ветер, вой на просторе.

 

Предлагаем свой дидактический материал для отработки пунктуации в предложениях с обращением.

1.Предложения с обращениями, указывающими наименования лица по роду занятий, семейным и родственным отношениям и др.

1. Сердечный друг, ты не здорова. (А.С. Пушкин). 2. В разведку меня, дяденька, будете брать? (В. Катаев). 3. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.С. Пушкин) 4. Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой. (А.С. Пушкин). 5. О чем ты думаешь, казак? (А.С. Пушкин).

2.Предложения с обращениями, обозначающими неодушевленные предметы.

1.Множатся твои, весна, желанные предметы. (П. Бровка). 2. Ой ты, стежка, погоди, протянись немножко! (М. Исаковский). 3. Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. (М. Лермонтов). 4. И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слез. (Л. Татьяничева).

3. Предложения, с обращениями, выраженными субстантивированными словами.

1. Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись. (С. Есенин). 2. Услышь меня, хорошая, услышь мены, красивая. (М. Исаковский). 3. Чего же, сероглазая, ты смеешься? (Я. Скляров). 4. Повидайся со мной, родимая, появись легкой тенью на миг. (Н. Некрасов). 5. Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н. Некрасов).

4. Предложения с обращениями, выраженными неуправляемыми предложно – падежными формами.

1. Эй, в гимнастерке, подойди сюда. 2. Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. (И. Грудов). 3. Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, словно яркие лучи. (Л. Татьяничева).

5. Предложения с разной позицией обращения в предложении.

1. Друзья мои, я молод был. (М. Лермонтов). 2. Мой сын родной! Прильни к земле скорей, услышь слезами залитое слово. (М. Исаковский). 3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. (И. Никитин). 4. Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва. (М. Брюсов). 5. Журчи, журчи, звени, родник певучий. (А. Блок).

6. Предложения с обращениями, стоящими в ряду однородных членов.

1. Благословлю вас, леса, сады и рощи. (М. Пришвин). 2. Мне нынче хорошо и вольно с вами, охотники, крестьяне, рыбаки. (С. Куняев). 3. Здравствуй, солнце да утро веселое. (И. Никитин).

7. Предложения с распространенными обращениями, включающими в свой состав другие пунктограммы.

1. Тебе, Кавказ, о страж востока, принес я, странник, свой поклон. (М. Лермонтов). 2. Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин). 3. Край ты мой, сторонушка родная, можно ли тебя забыть? (С. Есенин). 4. Природа – мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни. (Н. Некрасов).

8. Предложения с обращениями, соотносящимися с членами и частями предложения, находящимися в сочинительной связи.

1. Шумите, сосны, гуди, стальная полоса. (А. Блок). 2. Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса! (А. Пушкин). 3. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин). 4. Сыпь ты, черемуха, снегом, пой те вы, птахи, в лесу.(С. Есенин). 5. Расступитесь, леса темные, разойдитесь, реки быстрые. (Н. Кольцов).

9. Предложения с обращениями, перед которыми есть частица о или междометие.

1. О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя. (Жуковский). 2. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. (И. Тургенев). 3. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! (С. Есенин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. Пушкин). 5. Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша. (А. Твардовский).

10. Предложения с обращениями, разрываемыми членами предложения.

1. Ветер соленый, неси голоса! Ветер, ты, вольный, раздуй паруса. (А. Блок). 2. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (А. Пушкин). 3. Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг. (Багрицкий). 4. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов.)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Методические аспекты изучения обращений в средней школе" ( 5; 8 кл)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В статье излагается лингвометодическая основа изучения синтаксического понятия обращение в вводном курсе синтаксиса (5 класс) и в систематическом курсе синтаксиса (8 класс). Выделены и описаны главные, узловые проблемы темы (определение понятия, способы выражения обращений, структурные особенности, интонация предложений с обращениями, отличие обращений от подлежащего). Внимание уделено функциональному аспекту - особенностям употребления обращений в речи. Проанализированы важные упражнения школьных учебников, отрабатывающие умение нахождения обращений в тексте,  правильное интонирование предложений с обращением, конструирование предложений с обращением и правильнле и уместное их использование в устной и письменной речи. Рассмотрены трудные случаи пунктуации, представлены дидактические материалы для отработки знаков препинания в предложениях с обращением.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 849 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.12.2014 932
    • DOCX 29.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мелькумянц Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мелькумянц Наталья Васильевна
    Мелькумянц Наталья Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 127995
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 131 человек