Главная / Директору-завучу / Статья: Лицейское научное общество учащихся

Статья: Лицейское научное общество учащихся

Шептицкая Н.М.,
заместитель директора по НМР
МБОУ лицей № 11 г. Челябинск

Лицейское научное общество учащихся: опыт функционирования, проблемы и перспективы развития


Все происходящие глубинные изменения общественного бытия предъявляют новые требования к образованию, которое может и должно играть важнейшую роль в этих процессах. Современный человек, по мнению российских ученых, педагогов, способный качественно жить в обществе перемен, сам должен обладать качествами и свойствами, определяющими жизнь в сверхдинамичном пространстве. Таким образом, творческие и исследовательские способности личности являются смысложизненными в новой реальности.

В Программе развития МБОУ лицея № 11 написано, что содержание образования на первой, второй и третей ступенях в общеобразовательном учреждении строится на основе исследовательской деятельности, предполагающей введение в школьную программу ряда специальных дисциплин, в рамках которых учащиеся выполняют и представляют исследовательские работы в различных предметных областях. Это возможно сделать в том числе, с помощью научного общества учащихся.

Исследовательскую деятельность мы, вслед за С.Л. Рубинштейным, А.И. Обуховым, определяем как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается вид познавательной деятельности, направленной на поиск и решение проблем посредством применения научных методов и различной информации через усвоение понятий и овладение исследовательскими умениями.

Исследовательская деятельность учащихся в лицее рассматривается как один из ведущих компонентов образовательного процесса.

Исследовательская деятельность в лицее ведется на основе дифференцированных и углубленных интегрированных программ, программ спецкурсов и семинаров, дополняющих и усложняющих предмет специализации, что позволяет использовать разнообразные виды исследовательского творчества учащихся с 1 по 11 класс. При этом обязательно следование нескольким принципам: последовательности, ступенчатости, преемственности, нарастания сложности и интенсивности, увеличения объема и расширения спектра научных и учебных исследований.

Отличительными особенностями организации исследовательской деятельности являются следующие моменты:

- практически каждый учащийся становится в позицию исследователя, экспериментатора, в зависимости от своих возможностей и направленности личности;

- начало исследовательской деятельности совпадает с началом учебной деятельности, т.е. организуется с первого класса;

- преемственность и последовательность, динамика роста объема и степени сложности исследовательской деятельности;

- исследовательская деятельность ведется с учетом избранной специализации в старших классах: гуманитарного, естественнонаучного или физико-математического профиля, которая приобретает черты научного поиска, отличается новизной и прикладным характером;

- научно-исследовательская или учебно-исследовательская деятельность оформляется в научную статью, которая публикуется, издается, тиражируется в научных сборниках, центральных или специализированных журналах и в качестве научной проблемы исследуется в дальнейшем в высшей школе;

- научно-исследовательская деятельность формирует личность глубокую, стойкую, целеустремленную, нравственно возвышенную, коммуникативную. Этому способствуют управленческие структуры: школы исследователя, НОУ, творческие лаборатории, студии, семинары, конференции.

Можно выделить несколько уровней или этапов прохождения учащегося лицея через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:

I уровень - репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров знаний;

II уровень - эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экспедиций, экскурсий, коллекционирования, экспонирования и т.д.;

III уровень - исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров, творческих и научных лабораторий;

IV уровень - творческий, продуктивно-деятельностный, включающий самый сложный элемент прохождения учащегося через систему НОУ, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием, выдвижением научных гипотез и защитой своих идей.

На начальном этапе учащиеся знакомятся с основами всех наук, изучающих мир, человека в нем, узнают о том, что каждая наука имеет свою логику, предмет и объект исследования, "белые пятна", которые еще предстоит исследовать и уже активно включаются на уроке в продуктивную деятельность.

Не запоминание и воспроизведение готовых добытых другими знаний, а обучение приемам исследовательской деятельности уже с первых лет пребывания ребенка в школе - отличительная особенность инновационного учреждения образования от традиционного. На уроках диалога, тренинга, драматургии, диспута дети сами становятся творцами: они составляют диктанты, словари, оформляют книги открытий по интересующей их проблеме, пишут учебники и выпускают сборники стихов, рисунков и т.д.

На II ступени обучения учащиеся начинают знакомиться с методами исследования, грамотной работе с библиографическим, научным и архивным материалом, учатся элементам классификации, описания, коллекционирования, композиционного оформления исследования (реферата), изучают стиль научных публикаций.

На III ступени осваиваются различные виды исследовательской работы, формируются умения оформить эмпирический материал в тезисы, таблицы, графики, провести анализ, сделать выводы, постигается методика публичных выступлений, делового общения, способность поставить и описать эксперимент. Формирование и развитие у учащихся умений творческой исследовательской деятельности на III ступени обучения условно можно развести по отраслям знаний в области гуманитарных, естественных и физико-математических наук, так как в принципе исследовательская деятельность в инновационных структурах образования направлена на то, чтобы будущий специалист принимал участие в научной деятельности, умел формировать концепцию, выдвигать гипотезы, строить систему тезисов и доказательств, правильно и логично мыслить как по форме, так и по содержанию, умел защищать свои идеи и отстаивать их в той социальной среде, где будет протекать его жизнедеятельность.

На IV этапе учащиеся овладевают умениями сопоставлять и критически оценивать полученные в ходе исследования данные, предвидеть дискуссионные ситуации, уметь высказать свою точку зрения по проблеме собственного исследования, иметь суждение по различным научным концепциям. Учащихся старших классов отличает умение публично защищать свои идеи, пользоваться приемами ораторского мастерства, письменного оформления научных идей (тезисы, статьи, выступления, рефераты, научное сообщение и т.д.). На этом этапе учащийся завершает свое научное исследование в рамках научной лаборатории, секции НОУ, принимает активное участие в совместной исследовательской работе с кафедрами ведущих вузов, на студенческих и других научных конференциях, публикует свои идеи в центральных специализированных журналах, научных сборниках высших учебных заведений, является членом ВНИК(ов) по разработке исследовательских проблем, подтверждая свои навыки исследователя, творца, мыслителя в конкурсах Международной познавательной игры "Одиссея разума", областных конкурсах "Шаг в будущее" и "Интеллектуалы XXI века", конкурсе Д. Сороса на звание "Ученик года" по естественным и точным наукам, при тестовом отборе для обучения за рубежом и в вузах страны.

Наполняемость каждого уровня конкретным содержанием дает возможность и ученику, и учителю самостоятельно соотнести свою исследовательскую деятельность и успехи с тем уровнем, на котором он находится и свободно передвигаться от уровня к уровню, достигая все более высоких вершин.

Спецсеминары, спецкурсы, научно-исследовательские и творческие лаборатории учащийся избирает с учетом своей специализации. На основе программ спецкурсов, спецсеминаров, творческих лабораторий формируются секции НОУ - научного общества учащихся. По гуманитарному профилю -филологическое , историческое и лингвистическое направления; по физико-математическому профилю - техническое, экономическое, математическое, информационное направления; по естественнонаучному профилю химическое, биологическое, экологическое направления.

Рассмотрим особенности организации деятельности Научного общества учащихся МБОУ лицея № 11 г. Челябинска

Научное общество учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 11 г. Челябинска как филиал городского научного общества учащихся создано в 1997 г.

Научное общество учащихся (НОУ) рассматривается нами как форма организации исследовательской деятельности во внеурочной деятельности, основанной на объединении и взаимодействии педагогов, ученых и учащихся, имеющих сходные интересы и познавательные потребности, занимающихся исследованиями по разным отраслям знаний.

На основе исследования и моделирования образовательной практики в образовательном учреждении разработана организационно-педагогическая модель научного общества учащихся, включающая целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты (рис.2).

Целевой компонент определяет назначение функционирования НОУ в образовательном процессе в соответствии с современными тенденциями развития общества, науки и образования, а также принципы и психолого-педагогические основания его организации. Основной целью НОУ является подготовка лицеистов к исследовательской деятельности и её реализация по разным отраслям знаний. При этом исходными положениями, обеспечивающими педагогическое понимание целенаправленной организации исследовательской деятельности, выступают следующие принципы НОУ:

  1. принцип целостности представляет объединение учащихся, педагогов и учёных как относительно автономную систему внеурочной деятельности, целенаправленно осуществляющей индивидуальную и групповую исследовательскую деятельность. Общность целей, познавательных интересов и потребностей лицеистов приводит к образованию предметных лабораторий (секций) и отделений, составляющих НОУ;

  2. принцип наставничества направляет исследовательский процесс НОУ на установление связей с наставниками (учеными) и субъект-субъектных отношений, поддерживающихся в двухкомпонентных системах «ученик – ученик», «ученик – учитель (тьютор)», «ученик – наставник (учёный)», трёхкомпонентной системе «ученик – учитель (тьютор) – наставник (ученый)» и других;

  3. принцип научности характеризует освоение лицеистами ценностей, идей и норм современного научного знания, общенаучных и специальных методов исследования. Приобретение опыта практического их применения основывается формированием понятия «исследование» и установление отношений с понятиями «наука» и «методология» через адаптированный для учащихся учебный материал. Это способствует развитию универсальных для любых видов деятельности общеучебных и исследовательских умений учащихся;

  4. принципы управляемости и результативности характеризуют получение обратной связи от подразделений НОУ, включающую информацию о возникших затруднениях учащихся, динамики освоения уровней исследовательской деятельности. На основе этих данных определяется управленческая схема НОУ, критерии и показатели эффективности исследовательского процесса на трёх уровнях – на уровне ученика, на уровне учителя и на уровне НОУ в целом.

Содержательный компонент модели отражает сущность подготовки учащихся к исследовательской деятельности и обеспечивает раскрытие системы понятий научной сферы знаний через формирование понятия «исследование». Для этого разработаны ряд спецкурсов, в том числе спецкурс «Исследовательская деятельность: личное мастерство», автором которого является М.В. Лебедев, к.п.н., учитель химии МАОУ лицея № 102 г. Челябинска.

В рамках модулей учащимися не только усваивается понятийная база исследовательской деятельности, но и осуществляется выполнение собственных учебных и научных исследований. Это обеспечивает выявление существенных признаков понятия «исследование» с опорой на личностный, субъектный опыт исследовательской деятельности.

Деятельностный компонент модели определяется согласованной деятельностью ученика-исследователя и педагога (учёного) по достижению цели исследования, а также формированию и освоению учебных и исследовательских умений и операций.

На основании выделенных принципов НОУ к формам организации и апробации ученических исследований следует отнести: спецкурс, элективный и факультативный курсы, семинар, научно-образовательная практика, итоговая конференция лицея, научно-практические конференции разного уровня. Некоторые результаты исследовательских работ учащихся также обсуждаются на уроках, учебный материал которых связан с тематикой ученических исследований.

Ведущими методами обучения в предметных лабораториях НОУ являются:

  • исследовательский метод, ориентирующий учащихся на самостоятельное осуществление научного, исследовательского поиска для решения познавательной и технологической проблем собственного исследования;


Формы: спецкурс, элективный и факультативный курсы, семинар, научно-образовательная практика, научно-практическая конференции школьников разного уровня

Средства: лабораторные комплексы, информационные ресурсы (учебные и научные источники, учебные модули, индивидуальные программы обучения, ИКТ, Интернет-ресурсы)

Предметные лаборатории (секции)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

МОДУЛЬ

Методологический

1. Система понятий и методов научного познания;

2. Структура исследования (методы работы с информацией).

3. Определение проблемы и выбор темы работы

МОДУЛЬ

Экспериментально-практический

1. Применение методов (общенаучных и специальных) в работе.

2. Сбор, систематизация, переработка, оценка разной информации

МОДУЛЬ

Интеллектуально-эвристический

1. Обработка результатов и оформление исследовательской работы;

2. Составление обобщающей схемы исследования, перспективы работы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

Деятельностный

компонент

Содержательный

компонент

Раскрытие

системы

понятий

Учебные и

исследовательские

умения и навыки

ЛИЦЕЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ (НОУ)

Цель: подготовка учащихся к исследовательской деятельности

и её реализация по разным отраслям знаний

Ведущие методы: исследовательский, проблемный, эвристический, проектный

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЛИЦЕЯ

Результат: сформирован комплекс понятий, категориальный аппарат научного исследования как основа метапредметных исследовательских умений и навыков учащихся; выполнены ученические исследовательские работы по разным отраслям знаний как продукты индивидуальной и групповой исследовательской деятельности

Принципы: целостности, открытости, наставничества, научности, субъектности, управляемости и результативности.



Основание: компетентностный, системно-деятельностный, деятельностно-аксиологический подходы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Рис. 2. Организационно-педагогическая модель

научного общества учащихся



  1. Открытость образовательной системы лицея, взаимодействие с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

  2. Организация внутренних и внешних научно-образовательных, учебно-исследовательских практик, стажировок учащихся.

  3. Организация системы тьютората и наставничества.

  4. Индивидуализация образовательного процесса, индивидуальные программы, маршруты, траектории.

  5. Внедрение современных образовательных технологий.





  • проблемный метод, обеспечивающий постановку учащимся познавательной и технологической проблем исследования, выдвижение гипотез и решение частных вопросов работы;

  • эвристический метод, направляющий учащихся на решение познавательной и технологической проблем исследования путём их разделения на подпроблемы, задачи, вопросы;

  • проектный метод, позволяющий учащимся представить решение познавательной и технологической проблем исследования в виде спроектированного продукта (схемы, прибора, модели и т.п.), имеющего практическое значение.

Организация НОУ также основывается на применении педагогом и учащимися в исследовательской деятельности различных средств (приборы и установки, учебные и научные источники информации и др.). Так в исследовательской работе научно-технического направления члены НОУ активно используют оборудование предметной лаборатории «Физика. Инженерная технология», которая была открыта в лицее в 2012-2013 учебном году.

Результативный компонент модели обеспечивается деятельностью педагога-руководителя и учащихся по оценке эффективности индивидуальной исследовательской деятельности в условиях предметной лаборатории НОУ. Обобщенный анализ эффективности исследовательской деятельности учащихся осуществляется куратором НОУ при научно-методической службе лицея. Основными результатами модели являются: сформированность понятия «исследование» как содержательно-процессуальной основы исследовательских умений и навыков обучающихся; ученические исследовательские работы по разным отраслям знаний как продукты индивидуальной и групповой исследовательской деятельности. В соответствии с целевым, содержательным и деятельностным компонентами модели оценка эффективности исследовательской деятельности учащихся осуществляется на уровне ученика (самооценка), на уровне учителя-наставника (оценка деятельности секции НОУ) и на уровне лицея (оценка эффективности куратором НОУ).

Для того чтобы проиллюстрировать содержательный компонент модели НОУ рассмотрим календарь образовательных событий научно-исследовательской направленности, например, 2012-2013 учебного года.

В сентябре обучающиеся лицея представили свои проекты на конкурсе научно-технических работ школьников старших классов СНГ «Ученые будущего». Это совместный проект МГУ и корпорации INTEL. Результат конкурса – диплом 2 степени.

Шесть обучающихся 7-10 классов в октябре прошли десятидневную стажировку во Всероссийской школе «Академия юных» программы «Шаг в будущее» в г. Гагры (Абхазия).

Ноябрь-декабрь были посвящены подготовке к рассылке более 40 работ для участия в отборочных этапах Всероссийской программы для молодежи и юношества «Шаг в будущее», Балтийской инженерной выставки, конкурса «Simens», областного конкурса «Старт в науку».

В конце января команда обучающихся 5-8 классов приняли участие в заключительном этапе Всероссийской программы для молодежи и юношества «Шаг в будущее» «Юниор» (г. Москва).

Февраль для команды старшеклассников лицея начался с поездки в С.-Петербург на заключительный этап Балтийской инженерной выставки (из 5 работ ребят, 4 были отмечены дипломами призеров). А на прошлой недели лицей гостеприимно принимал 130 обучающихся Челябинской области на конкурсе «Старт в науку». 15 проектов представили наши ребята, 8 из них отмечены дипломами призеров и победителей, 5 – дипломами лауреатов конкурса. Сейчас мы формируем команду обучающихся лицея для поездки в Москву на заключительный этап конкурса.

Март начался с городского конкурса реферативно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века» обучающихся 1-8 классы. В нашей копилке – 9 дипломов призеров и победителей. А 2 марта были подведены итоги лицейской «Недели науки». 85 научно-исследовательских работ лицеистов были заслушаны в рамках уроков, состоялся конкурс презентаций научно-исследовательских работ. Еще в марте нас ожидают Международный этап научно-технического конкурса «Старт в науку» (г. Долгопрудный, Московская область) и Всероссийский форум молодежи и юношества «Шаг в будущее» (г. Москва). 23 обучающихся 9-11 классов приняли участие в этих образовательных событиях.

Апрель ознаменован участием в региональной конференции «Интеллектуалы XXI века», где прошел отбор на Всероссийскую конференцию научно-исследовательских работ им. Вернадского и региональной этап Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Энергия будущих поколений- 2012».

В мае – комплектование НОУ на следующий учебный год, анализ и подведение итогов работы, торжественный прием учащихся, достигших в течение учебного года значительных образовательных , спортивных, творческих результатов - «День чести лицея».

Несколько слов об итогах деятельности Научного общества учащихся
МБОУ лицея № 11 г. Челябинска.

Патенты на изобретения

С 2000 по 2007 годы учащиеся 11 лицея под руководством Пожбелко Владимира Ивановича, доктора технических наук, профессора, Почетного работника высшего профессионального образования РФ зарегистрировали 8 патентов на изобретения среди которых:

  1. Патент на изобретение № 2154521 «Смеситель» - 20.08.2000 г.(Авторы: Пожбелко Владимир Иванович, Новокрещенов Виталий Владимирович, Нефёдов Евгений Александрович, Габбасов Тимур Наилевич, Семёнов Олег Николаевич, Имашев Станислав Ринатович).

  2. Патент на изобретение № 2196263 «Механизм шарнирного антипараллелограмма» - 10.01.2003 г.(Авторы: Пожбелко Владимир Иванович, Кузнецов Александр Владимирович, Рахчеев Максим Валерьевич).

  3. Патент на изобретение № 2253100 «Способ определения силы сопротивления жидкости» - 27.05.2005 г.(Авторы: Пожбелко Владимир Иванович, Чувилёв Константин Васильевич, Кудинов Дмитрий Владимирович).

  4. Патент на изобретение № 2265204 «Вискозиметр» - 27.11.2005 г.(Авторы: Пожбелко Владимир Иванович, Чувилёв Константин Васильевич, Кудинов Дмитрий Владимирович).

  5. Патент на изобретение № 2295718 «Способ определения вязкости» - 20.03.2007 г.(Авторы: Пожбелко Владимир Иванович, Кнельц Антон Николаевич, Юшков Евгений Сергеевич).

  6. Патент на изобретение № 2295729 «Способ определения скорости движения тела у поверхности жидкости» - 20.03.2007 г.(Авторы: Пожбелко Владимир Иванович, Кнельц Антон Николаевич, Юшков Евгений Сергеевич).


Координационный центр программы «Шаг в будущее»

С 2007 года лицей - территориальный Координационный центр научно-социальной программы «Шаг в будущее» в г. Челябинске. В 2009г. команда учащихся лицея завоевала Большой научный кубок программы «Шаг в будущее».

С 2011 года – лицей является организатором и площадкой проведения Федерального окружного соревнования молодых ученых по Уральскому Федеральному округу «Шаг в будущее».

Так, например, Федерально-окружное соревнование программы «Шаг в будущее» по УрФО-2013 в г. Челябинске состоялось 26-28 ноября 2013 года . В Соревновании приняли участие 138 обучающихся 8-11 классов образовательных учреждений субъектов УрФО РФ (Курганской. Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), представивших в соответствии с требованиями исследовательскую работу (творческий проект) и прошедшие конкурсный отбор.

Регионы – участники соревнования: 26 городов и поселков от Курганской области до Ямало-Ненецкого автономного округа (в том числе города Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Радужный, Нефтеюганск, Урай, Белый Яр, Лянтор, Нягань, Надым, Екатеринбург, Курган, Сатка, Верхний Уфалей, Миасс, Троицк, Челябинск).

Научно-методическую и организационную поддержку соревнования осуществляли: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Южно-Уральский государственный университет, Челябинский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Центр Международной торговли г. Челябинска.

В составе Экспертного совета работали 25 докторов и кандидатов технических, физико-математических, биологических, исторических, филологических, юридических, социологических, психологических, сельскохозяйственных, педагогических наук.

Представители московских вузов провели для участников соревнования научные семинары и консультации по темам «Современные тенденции развития энергетики», «Процессы преобразования энергии», «Актуальные вопрос обществознания».

В рамках соревнования были организованы экскурсии в Информационный центр атомной отрасли в Челябинске, в Южноуральский государственный университет, в музей «Танкоград».

Результат соревнований: 48 участников соревнования получили дипломы призеров и победителей, среди которых – 4 диплома абсолютных победителей в каждом из направлений соревнования, 10 дипломов победителей в профессиональных номинациях, 10 академических медалей за научные достижения и эрудицию, 24 диплома 1, 2 и 3 степеней, 24 сертификата на участие в конкурсном отборе на Всероссийский форум «Шаг в будущее» в марте 2014 года.

НОУ МБОУ лицея № 11 г. Челябинска на этом Соревновании представляла команда из 19 человек, 15 из которых получили призы и дипломы Соревнования. А ученик 11 м класса Леонид Арапов стал абсолютным победителем Соревнования в номинации «Математика. Информационные технологии» и получил один из главных призов - «Хрустальный глобус».


Базовая площадка областного конкурса «Старт в науку»

В течение пяти лет лицей является базовой площадкой проведения областного научно-технического конкурса «Старт в науку».

Представим аналитическую информацию о конкурсе этого года.

25 февраля 2014 года состоялся областной конкурс среди обучающихся образовательных учреждений «Старт в науку» (далее Конкурс). Конкурсу предшествовал заочный этап, проведенный с 15 января 2014 г. по 18 февраля 2014 г. Конкурс является научно-образовательной программой, реализующей защиту исследовательских работ и творческих проектов обучающихся образовательных учреждений Челябинской области.

В Конкурсе принимали участие 135 обучающихся 8-11 классов образовательных учреждений, было представлено 124 научно-исследовательские работы из 17 муниципальных образований Челябинской области (в 2013 г. – 129 обучающихся из 12 муниципальных образований области).

Научно-методическое сопровождение Конкурса обеспечивали ФГБОУВПО «Челябинский государственный университет», ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ФГБОУВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет). Экспертный совет конкурса включает 15 докторов и кандидатов технических, физико-математических, биологических, педагогических наук.

На конкурсе НОУ лицея представляли 13 учащихся в 7 научных направлениях. Семь ребят награждены дипломами Конкурса.

В целом, за 17 лет в научном обществе учащихся МБОУ лицея № 11 подготовлено 2200 участников научно-практических конференций международного, федерального, регионального, муниципального уровней. Из них 1500 призеров, лауреатов и дипломантов. 13 обучающихся удостоены малых научных медалей в области инженерных наук в рамках национальной научно-образовательной программы «Шаг в будущее». Получены восемь патентов на изобретения в области инженерных наук.

Руководителями и организаторами научного общества учащихся лицея с 1995 года по настоящее время являлись: доктор педагогических наук, профессор Татьяна Григорьевна Калугина, доктор педагогических наук Елена Владимировна Киприянова, Отличник народного просвещения Лариса Владимировна Пестерникова, Лауреат гранта Президента Наталья Михайловна Шептицкая.

Сегодня члены Научного общества учащихся МБОУ лицея № 11 – участники городской и Уральской региональной НПК «Интеллектуалы XXI века», Всероссийского научного форума «Шаг в будущее», регионального и международного научно-технического конкурса «Старт в науку», Балтийской научно-инженерной выставки (Санкт-Петербург), Международного конкурса школьников «Ученые будущего» (корпорация Intel, МГУ им. Ломоносова), Международной научной и инженерной выставки Intel ISEF (США, Хьюстон) и др.

Ежегодно в рамках «Недели науки» лицея проходит ежегодная научно-практическая конференция учащихся «Ассамблея наук и искусств». В 2014 г. в рамках Недели науки принята декларация Научного общества учащихся лицея.

Человек новой формации – это человек творческий, способный генерировать новое, обладающий навыками коммуникации и исследования реальности, гибкий и адаптивный. И именно научно-исследовательская деятельность способна развивать и совершенствовать эти качества личости.


Список литературы


  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько // М.: Педагогика. – 1989. – 192 с.

  2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе [Текст] / Авт.-сост. Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренков, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, Л. В. Зуева / Под ред. Б. А. Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. («Электив»).

  3. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие [Текст] / А. И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

  4. Шептицкая, Н.М. Информационно-коммуникативные методы и приемы развития познавательной активности и творческих способностей учащихся / Н. М. Шептицкая // Инновационные технологии в образовании и науке: Междунар. сб. науч. тр. [Текст] / науч. ред. А.А. Саламатова. – Челябинск : Изд-во «Симарс», 2009. – С. 364-373.

Статья: Лицейское научное общество учащихся
  • Директору-завучу
Описание:

Все происходящие глубинные изменения общественного бытия предъявляют новые требования к образованию, которое может и должноиграть важнейшую роль в этих процессах. Современный человек, по мнению российских ученых, педагогов, способный качественно жить в обществе перемен, сам должен обладать качествами и свойствами, определяющими жизнь в сверхдинамичном пространстве. Таким образом, творческие и исследовательские способности личности являются смысложизненными в новой реальности.

 

В Программе развития МБОУ лицея № 11 написано, что содержание образования на первой, второй и третей ступенях в общеобразовательном учреждении строится на основе исследовательской деятельности, предполагающей введение в школьную программу ряда специальных дисциплин, в рамках которых учащиеся выполняют и представляют исследовательские работы в различных предметных областях. Это возможно сделать в том числе, с помощью научного общества учащихся. 

Автор Шептицкая Наталья Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 550
Номер материала 31725
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓