Концепция биологического
образования в МАОУ «Гимназия №5» в свете нового ФГОС ООО
Методика обучения переживает в
данный момент сложный период. Изменились цели общего среднего образования,
разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания
посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные
образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в
которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения,
основанном на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний
определяется тем, что умеет с ним делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с
тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин,
сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том
числе и биологию. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических
исследований в области методики этих предметов, требуют иных подходов в
организации учебного процесса, а в частности: обновление методов, средств и
форм организации обучения. Данная проблема тесно связана с внедрением в
учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования
подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм
организации обучения. А наличие
коллектива единомышленников дает возможность совместных решений важных проблем
в обучении через внедрение интеграции и дифференциации. Коллектив учителей
естественных наук выстроили единую систему естественнонаучного образования в
гимназии на основе интеграции и дифференциации. Ведь только тот ученик, который
может переносить свои знания из одного предмета в другой, связывать их,
использовать свой опыт в объяснении тех или иных явлений в природе, может быть
компетентным.
В свете решения этих задач я предлагаю
рассмотреть модуль существующего естественнонаучного (в том числе
биологического) образования в гимназии №5.
Начальная школа (НШ) – интегрированный курс (ИК)
Вахрушева А.А., наука + спецкурс (СК) + творческий практикум, творческие проекты
(ТП).
5-6 кл. – ИК Суравегиной И.Т. + СК " Естествознание в
экспериментах (биология + химия)", творческие проекты в научном обществе
учащихся гимназии (НОУ)
7-9 кл. – дифференцированные курсы (ДК) + СК "Вокруг тебя
мир", "Живая геометрия", "Неизвестное об известном" +
ТП в НОУ.
10-11 кл. - ДК, углубление знаний на СК ,
НОУ.
Пропедевтический этап получения естественнонаучных знаний предшествует
изучению систематического курса биологии. В гимназии этот этап заключается в
изучении интегрированных курсов «Мир и человек» А.А.Вахрушева в 1-4 классах,
«Естествознание» (под редакцией И.Т. Суравегиной) в 5-6 классах ( этот курс был
адаптирован для преподавания в гимназии коллективом преподавателей с моим
участием и опыт апробации был представлен на семинарах и в статьях). Знания,
получаемые на этом этапе обучения, способствуют формированию у детей целостного
представления о природе, о человеке как важном компоненте, воздействующем на
природу, о гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. В результате
пропедевтической подготовки по биологии учащиеся должны получить краткие и
достаточно систематизированные сведения о царствах живой природы, строении и
функциональных особенностях живых организмов ( рост, развитие, обмен веществ,
размножение), о взаимосвязях организмов разных царств и круговороте веществ в
природных сообществах. Кроме того, в пропедевтическом курсе учащиеся должны
получить представления о телах и веществах, растворе, концентрации, диффузии,
без чего в систематическом курсе трудно раскрывать сущность закономерностей
живой природы, её процессов и явлений.
Знакомство
учащихся с этими вопросами на начальных этапах обучения позволит в курсе
биологии перейти к изучению структурно- функциональной организации живых
систем на основе системно-структурного и эколого-эволюционного подходов,
ознакомить учащихся с научными основами учения об экосистемах, биосфере, их
изменении под влиянием научно-технического прогресса и путях сохранения
равновесия в них. Ценность интегрированных курсов заключается в том, что
учащиеся познают сущность природных явлений с физической, химической,
географической стороны и тем самым глубже понимают природу биологических
процессов.
Основной этап биологического образования в
гимназии( 7-9 кл.).
Биологические знания на этом этапе
формируются на основе концентрической программы Сонина Н.И, где достойное
место занимают знания об уровнях организации живой природы (клеточном,
организменном, популяционно-видовом, биогеоценозном, биосферном), в свете
которых устанавливается иерархия, взаимосвязь всех её уровней, осуществляется
структурирование знаний.
В содержании гимназического курса
находят отражение вопросы прикладного характера, имеющие практическое значение:
микробиологический синтез, селекция, биотехнология, генная и клеточная
инженерия, рациональное природопользование и охрана природы.
С целью обновления образования содержания,
усиления воспитательного и развивающего потенциала биологического образования,
увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся, исходя из новых
стандартов образования, этот этап содержит:
·
расширенные знания прикладного
характера, в том числе по санитарии и гигиене, составляющие основу понимания
необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками,
распространением СПИДа;
·
экологическую
направленность содержания биологических знаний, обеспечивающих воспитание
экологической грамотности, осознание необходимости сохранения системы «Человек
– Природа – Общество»:
·
знания этического,
эстетического, гуманитарного характера, составляющие основу формирования
ценностной ориентации к объектам живой природы, к человеку как одному из
объектов живой природы.
Основной этап биологического
образования – дифференцированный (систематический) курс биологии позволяет
учащимся гимназии:
·
получить глубокие знания
по предмету в соответствии с государственным стандартом;
·
овладеть методами научного
познания;
·
представить окружающий мир
как единство различных систем, взаимосвязанных и взаимодействующих.
В рамках профилизации и с целью
расширения и углубления программного материала, развития познавательного
интереса разработаны и рецензированы авторские программы элективных курсов,
которые помогут учащимся в деятельностном режиме применять свои знания,
полученные на уроках.
1. «Неизвестное об известном». (Естествознание в
экспериментах)» для 6,7 классов
2. «Познай себя» для учащихся 8 классов
3. «Современные проблемы биологии» для учащихся 10
классов
4. «Закономерности в живой природе» или «За станицами
учебника биологии» 10-11 класс
Спецкурс «Неизвестное об
известном.Естествознание в экспериментах» (автор:Аспицкая А.Ф. доцент ПКИПКРО)
является продолжением интегрированного курса «Естествознание» в 5,6 классах.
Учащиеся, получив представления об окружающем мире в теории, подтверждают их
своими исследованиями. В данной программе особое внимание уделено лабораторному
эксперименту, который носит, в основном творческий характер и в значительной
мере служит не только для закрепления теоретического курса, но и для усвоения
нового материала.
Спецкурс «Познай самого себя», предлагается учащимся
8 классов. Цель этого спецкурса – смотивировать и развить интерес подростков к
своему здоровью, особенностям физиологии, как основы всех будущих успехов в
жизни. Необходимо подчеркнуть важность этого курса для данного возраста
учащихся с точки зрения их ориентации на здоровый образ жизни.
Авторские спецкурсы «Современные проблемы
биологии», «Закономерности в живой природе» являются завершающим звеном в
биологическом образовании учащихся гимназии: в формировании единой картины мира
ребенка, понимании материальной сущности и диалектического характера
биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, его
активной роли как социального существа.
В
летнем «интеллектуальном лагере» учащиеся, удовлетворяя свои интересы в области
биологии, учатся основам научно-исследовательской деятельности, постановке
эксперимента, умениям анализировать, делать выводы, оформлять рефераты.
Завершающий этап – дифференцированный курс И.Б.Агафоновой,
Е.Т.Захаровой «Общая биология 10-11»(базовый курс), П.М.Бородин,Л.В.Высоцкая,
Г.М.Дымшиц, А.О.Рувинский «Биология 10-11» (профильный курс), обобщают и
связывают воедино знания по биологии и других естественнонаучных дисциплин,
развивают у учащихся естественное восприятие природы, способы познания и
формируют «планетарное воззрение» на окружающий мир.
Существенным компонентом биологического образования в гимназии на всех этапах
являются интегрированные и дифференцированные спецкурсы, направленные на
удовлетворение образовательных потребностей и интересов учащихся, содержательно
превышающих нормы государственного стандарта, что позволяет сформировать
широкий кругозор учащихся в сочетании с достаточной глубиной изучения предмета
биологии, развить их специальные способности, интерес к практической и
исследовательской деятельности.Таким образом у учащихся формируются ключевые
компетенции.
В основе деятельностных способов обучения лежит личностное
включение обучающихся в процесс создания исследовательской работы
(обязательного компонента индивидуального учебного плана старшеклассника), когда
компоненты деятельности направляются и контролируются самими школьниками.
Учебный процесс протекает в условиях их мотивированного включения в
познавательную деятельность, когда она становится желаемой,
привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Обучающийся
сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается
осознанно и прочно, интенсифицируется процесс развития интеллекта, формируется
способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.