Инфоурок Биология Рабочие программыСтатья "Концепция биологического образования в МАОУ «Гимназия №5» в свете нового ФГОС ООО"

Статья "Концепция биологического образования в МАОУ «Гимназия №5» в свете нового ФГОС ООО"

Скачать материал

Концепция биологического образования в МАОУ «Гимназия №5» в свете нового ФГОС ООО

   Методика обучения переживает в данный момент сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных         обособленных     дисциплин, а        через         интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанном на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ним делать обучаемый.

  Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе  и биологию. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики этих предметов, требуют иных подходов в организации учебного процесса, а в частности: обновление методов, средств и форм организации обучения. Данная проблема тесно связана с внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.   А наличие коллектива единомышленников дает возможность совместных решений важных проблем в обучении через внедрение интеграции и дифференциации. Коллектив учителей естественных наук   выстроили единую систему естественнонаучного образования в гимназии на основе интеграции и дифференциации. Ведь только тот ученик, который может переносить свои знания из одного предмета в другой, связывать их, использовать свой опыт в объяснении тех или иных явлений в природе, может быть компетентным.

В свете решения этих задач я предлагаю рассмотреть модуль существующего естественнонаучного (в том числе биологического) образования в гимназии №5.

 

 

 

 

 

 

  Начальная школа (НШ) – интегрированный курс (ИК) Вахрушева А.А.,   наука + спецкурс (СК) + творческий практикум, творческие проекты (ТП).

5-6 кл. – ИК Суравегиной И.Т. + СК " Естествознание в экспериментах (биология + химия)", творческие проекты в научном обществе учащихся гимназии (НОУ)

7-9 кл. – дифференцированные курсы (ДК) + СК "Вокруг тебя мир", "Живая геометрия", "Неизвестное об известном" + ТП в НОУ.

10-11 кл. - ДК, углубление знаний на СК ,  НОУ.

Пропедевтический этап получения естественнонаучных знаний предшествует изучению систематического курса биологии. В гимназии этот этап заключается в изучении интегрированных курсов «Мир и человек» А.А.Вахрушева в 1-4 классах, «Естествознание» (под редакцией И.Т. Суравегиной) в 5-6 классах ( этот курс был адаптирован для преподавания в гимназии коллективом преподавателей с моим участием и опыт апробации был представлен на семинарах и в  статьях). Знания, получаемые на этом этапе обучения, способствуют формированию у детей целостного представления о природе, о человеке как важном компоненте, воздействующем на природу, о гигиенических  нормах и правилах здорового образа жизни. В результате пропедевтической подготовки по биологии учащиеся должны получить краткие и достаточно систематизированные сведения о царствах живой природы, строении и функциональных особенностях живых  организмов ( рост, развитие, обмен веществ, размножение), о взаимосвязях организмов разных царств и круговороте веществ в природных сообществах. Кроме того, в пропедевтическом курсе учащиеся должны получить представления о телах и веществах, растворе, концентрации, диффузии, без чего в систематическом курсе трудно раскрывать сущность закономерностей живой природы, её процессов и явлений.

Знакомство учащихся с этими вопросами на начальных этапах обучения позволит в курсе биологии перейти к изучению структурно- функциональной организации живых  систем на основе системно-структурного и эколого-эволюционного подходов, ознакомить учащихся с научными основами учения об экосистемах, биосфере, их изменении под влиянием научно-технического прогресса и путях сохранения равновесия в них. Ценность интегрированных курсов заключается в том, что учащиеся познают сущность природных явлений с физической, химической, географической стороны и тем самым глубже понимают природу биологических процессов.

   Основной этап биологического образования в гимназии( 7-9 кл.).

Биологические знания на этом этапе формируются на основе  концентрической программы Сонина Н.И, где достойное место занимают знания об уровнях организации живой природы (клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценозном, биосферном), в свете которых устанавливается иерархия, взаимосвязь всех её уровней, осуществляется структурирование знаний.

В содержании гимназического курса находят отражение вопросы прикладного характера, имеющие практическое значение: микробиологический синтез, селекция, биотехнология, генная и клеточная инженерия, рациональное природопользование и охрана природы.

С целью обновления образования содержания, усиления воспитательного и развивающего потенциала биологического образования, увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся, исходя из новых стандартов образования, этот этап содержит:

· расширенные знания прикладного характера, в том числе по санитарии и гигиене, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространением СПИДа;

· экологическую направленность содержания биологических знаний, обеспечивающих воспитание экологической грамотности, осознание необходимости сохранения системы «Человек – Природа – Общество»:

· знания этического, эстетического, гуманитарного характера, составляющие основу формирования ценностной ориентации к объектам живой природы, к человеку как одному из объектов живой природы.

  Основной этап биологического образования – дифференцированный      (систематический) курс биологии позволяет учащимся гимназии:

·                               получить глубокие знания по предмету в соответствии с государственным стандартом;

·                               овладеть методами научного познания;

·                               представить окружающий мир как единство различных систем, взаимосвязанных и взаимодействующих.

В рамках профилизации и с целью расширения и углубления программного материала, развития познавательного интереса разработаны и рецензированы  авторские программы элективных курсов, которые помогут учащимся в деятельностном режиме применять свои знания, полученные на уроках.

1. «Неизвестное об известном». (Естествознание в экспериментах)» для 6,7 классов

2. «Познай себя» для учащихся 8 классов

3. «Современные проблемы биологии» для учащихся 10 классов

4. «Закономерности в живой природе» или «За станицами учебника биологии» 10-11 класс

 Спецкурс «Неизвестное об известном.Естествознание в экспериментах» (автор:Аспицкая А.Ф. доцент ПКИПКРО) является продолжением интегрированного курса «Естествознание» в 5,6 классах. Учащиеся, получив представления об окружающем мире в теории, подтверждают их своими исследованиями. В данной программе особое внимание уделено лабораторному эксперименту, который носит, в  основном творческий характер и в значительной мере служит не только для закрепления теоретического курса, но и для усвоения нового материала.

 Спецкурс «Познай самого себя»,  предлагается учащимся 8 классов. Цель этого спецкурса – смотивировать и развить интерес подростков к своему здоровью, особенностям физиологии, как основы всех будущих успехов в жизни. Необходимо подчеркнуть важность этого курса для данного возраста учащихся с точки зрения их ориентации на здоровый образ жизни.

   Авторские спецкурсы «Современные проблемы биологии», «Закономерности в живой природе» являются завершающим звеном в биологическом образовании учащихся гимназии: в формировании единой картины мира ребенка,  понимании материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа.

В летнем «интеллектуальном лагере» учащиеся, удовлетворяя свои интересы в области биологии, учатся основам научно-исследовательской деятельности, постановке эксперимента, умениям  анализировать, делать выводы, оформлять рефераты.

  Завершающий этап – дифференцированный курс И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология 10-11»(базовый курс), П.М.Бородин,Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц, А.О.Рувинский «Биология 10-11» (профильный курс),  обобщают и связывают воедино знания по биологии и других естественнонаучных дисциплин, развивают у учащихся естественное восприятие природы, способы познания  и формируют «планетарное воззрение» на окружающий мир.         

  Существенным компонентом биологического образования в гимназии на всех этапах являются интегрированные и дифференцированные спецкурсы, направленные на удовлетворение образовательных потребностей и интересов учащихся, содержательно превышающих нормы государственного стандарта, что позволяет сформировать широкий кругозор учащихся в сочетании с достаточной глубиной изучения предмета биологии, развить их специальные способности, интерес к практической и исследовательской деятельности.Таким образом у учащихся формируются ключевые компетенции.

     В основе  деятельностных способов обучения лежит личностное включение обучающихся в процесс создания исследовательской работы (обязательного компонента индивидуального учебного плана старшеклассника), когда компоненты деятельности направляются и контролируются самими школьниками. Учебный процесс протекает в условиях их мотивированного включения в познавательную деятельность,      когда она становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Обучающийся сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, интенсифицируется процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Концепция биологического образования в МАОУ «Гимназия №5» в свете нового ФГОС ООО""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Описание структуры биологического образования в гимназии №5 г.перми в свете новых требований ФГОС ООО. Коллекти учителей естественных наук выстроил единую систему естественнонаучного образования в гимназии на основе интеграции и дифференциации. Ведь только тот ученик, который может переносить свои зания из одного предмета в другой, связывать их, использовать свой опыт в объяснении тех или иных явлений в природе, может быть компетентным. В статье предлагается модуль естественнонаучного образования в гимназии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Лабораторная работа "Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах»
  • Учебник: «Биология. Общая биология (базовый уровень)», Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.
  • Тема: 2.9. Прокариотическая клетка
  • 03.01.2021
  • 1099
  • 18
«Биология. Общая биология (базовый уровень)», Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.02.2020 595
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Левина Анастасия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Левина Анастасия Андреевна
    Левина Анастасия Андреевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87422
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе