О. Е. Соснерж,
магистрантка 2-го курса ДВГГУ
Категория
«человек» в контексте гуманизации педагогики 90-х годов XX
века
Статья ставит
своей целью рассмотреть сущность категории «человек», представленной в
педагогической науке в 90-ые годы XX
века.
Педагогика представляет систему
социально-гуманитарного знания, обладающего антропологическими установками. Она
неразрывно связана с человеком, так как определяет принципы организации
процесса его становления и развития. Категория «человек» является одной из
центральных педагогических категорий. Рассмотрим далее ее сущностно-смысловое
содержание.
Четкая трактовка категории «человек»
и ее места в системе педагогических понятий определяет цели и задачи образования
и педагогики на том или ином этапе их исторического развития. Изменения в понимании
данной категории, как правило, указывают на необходимость изменений в основаниях
педагогической науки. Следовательно, рассмотрение представлений о сущности
категории «человек» в определенный период развития педагогики необходимо для
более глубокого анализа фундаментальных изменений, происходящих в
педагогической сфере. Исследователи отмечают, что понимание педагогикой
категории «человек» зависит от социально-исторических условий положения
личности в конкретном обществе и философско-мировоззренческих представлений
определенной эпохи [7], что говорит о том, что трактовка рассматриваемой нами категории
может меняться в результате перемен, происходящих в общественной и научной
сферах. Исследуемый нами период подтверждает данное утверждение.
Начало 90-х годов XX
века ознаменовалось существенными переменами в социальной, культурной и
политической жизни России. Эти перемены затронули не только политическую
сферу, но и область науки. В социальной сфере перемены были связаны с
изменением общественного строя как такового. На смену социалистическому
государству пришло молодое демократическое. Это повлекло за собой разрушение
моноидеологии и исчезновение классового, партийного подхода во всех сферах
жизни.
Изменения в научной и образовательной
сферах были связаны с происходящей в то время эволюцией философских
мировоззрений. Результатом этого процесса стала постепенная смена научной
парадигмы в целом.
В течение долгого времени в науке
преобладала ньютоно-картезианская парадигма и соответствующий ей тип мышления,
согласно которому наука рассматривалась как объективная сфера знания,
отчужденная от познающего субъекта, его индивидуальности [2].
В отношении социальных и гуманитарных
наук, к которым относится педагогика, это можно трактовать как «отчужденность
от человека». Анализ материалов советского периода, в которых рассматривается
категория «человек», показывает, что в философских,
педагогических и психологических словарях редко можно было встретить термин
«человек» и его трактовку. Чаще говорилось о личности. В соответствии с этой
установкой педагогическая практика была направлена на воспитание именно
личности с акцентом на ее социальную составляющую. Кроме того, к началу 90-х
годов XX
века представление о человеке оставалось «разорванным», так как он был поделен
между различными науками [3;7]. Все это позволяет заключить, что трактовка
категории «человек» была «однобокой». Человек понимался только как социальный
феномен, отсутствовало его целостное представление. Это привело к тому, что в
педагогике не отражалась вся многогранность и сложность данной категории и,
следовательно, происходило игнорирование человековедческих и
личностно-ориентированных аспектов в процессе образования и воспитания молодого
поколения.
В начале 90-ых годов XX
века такой подход становится неприемлемым, так как общество
и наука начинают уделять больше внимания человек, как целостному феномену, он
чаще стал оказываться в центре исследований. Произошел «поворот» к гуманизму и
его идеям. В свете указанных тенденций педагогическая наука снова, как и в
середине 60-х годов XX века, вошла в
дискуссионный режим, происходил пересмотр основных методологических позиций и
установок. На смену партийному и классово-общественному подходу приходит
понимание гуманистической природы всех педагогических явлений и процессов и
необходимости ориентации образовательного процесса на человека и
общечеловеческие ценности [2;4]. Начался процесс гуманизации педагогики и образования,
который выразился также в попытках переосмысления
человека в более широком, системном и целостном философско-педагогическом
понимании.
Обращение к философским словарям
рассматриваемого периода позволяет заключить, что человек выступал в качестве
центральной философской категории. Такое истолкование данного термина,
безусловно, расплывчато. Но, тем не менее, и наряду с ним встречаются следующие
формулировки: человек – «микрокосм», «микротеос», «микросоциум». «Человек – это
практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в
индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный,
душевный и духовный уровни» [1;5].
Таким образом, можно утверждать, что
в отечественной философии последнего десятилетия XX века человек начинает пониматься как целостная, единственная в своем
роде система, которая имеет как минимум три уровня (биологический,
психолого-социальный и духовный). Но в то же время термины «микрокосм» и
«микротеос» указывают на признание «божественной» характеристики Человека, его
связи с Космосом.
Охарактеризуем далее две базовые
позиции в понимании рассматриваемого нами понятия. В педагогических
исследованиях 90-х гг. XX в. можно выделить
два основных направления в истолковании категории «человек»:
- психологическое
-
философско-экзистенциальное
Согласно первому истолкованию данного
понятия у человека три основания жизнедеятельности: влечения (потребности),
нормы, способности. Потребности и способности взаимосвязаны, и эта взаимосвязь
должна рождать противоречие, которое, в свою очередь, подталкивает развитие
человеческой личности. Такая логика возможна при маленьком несоответствии
потребностей и способностей, так как именно тогда происходит активность,
действие, развитие последних. Если же разрыв будет слишком сильным, то
противоречие станет неразрешимым, что приведет к внутреннему конфликту,
личностной катастрофе. Своеобразным регулятором разрыва между потребностями и
способностями выступают нормы. Целью жизни человека становится разрешение двух
типов противоречий: потребности – способности; нормы – потребности. Решение
этих задач способствует развитию человека [6].
Второе направление понимания сущности
человека как базовой категории достаточно подробно представлено в работах В. С.
Шубинского конца 80-х – начала 90-х гг XX в. Он определяет его как «биопсихосоциоприроднокосмическое существо»,
то есть указывает, что человек как система включает в себя следующие уровни:
биологический, психологический, социальный, природный, космический. Наличие
таких уровней, и определяет противоречивость природы человека. Это противоречие
обусловлено тем, что природа человека двойственна. С одной стороны, в ней
присутствуют созидательные способности и силы, а с другой – деструктивные,
разрушительные силы, представленные как на родовом, так и на индивидуальном
уровне. Это противоречие В. С. Шубинский называет противоречием существования –
несуществования; прогресса – регресса; жизни – смерти. Разрешение этого
противоречия существования и есть цель жизни любого человека. Основной
инструмент разрешения указанного противоречия – творчество, которое трактуется
как «феномен создания человеком нового (как в материальной, так и в духовной
сфере), источник культуры и развития цивилизации; высшее проявление активности
космоса [7;8].
Вышеизложенное позволяют сделать
вывод о том, что обобщенно с философско-педагогической позиции категория
«человек» в 90-ые годы XX века
начинала трактоваться как целостная, многосложная система, включающая как
минимум три взаимосвязанных уровня: природно-биологический,
психолого-социальный, духовный; способная к развитию за счет положительного
преодоления противоречий (схема 1).
Схема 1: «Философско-педагогическая
трактовка категории «человек» (90-ые годы XX века)»
Взаимосвязь -
противоречие
-
Таким образом, можно заключить, что
наука в целом и педагогика в частности, в 90-ые годы XX века рассматривала категорию «человек» в качестве фундаментального
понятия. Началось конструирование целостного образа данного феномена, который в
дальнейшем нашел свое отражение в новых гуманистических педагогических
концепциях образования и воспитания.
Литература
1.
Алексеев, А. П. Краткий философский
словарь / А. П. Алексеев. - М.: Проспект, 1998. - 396 с.
2.
Берулава, М. Н. Общедидактические подходы
к гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. – 1994. - № 5. - С.
25.
3.
Валицкая, А. П. Философские основания
современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. - 1997. - №
3. - С. 15.
4.
Гершунский, Б. С., Шейерман Р.
Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. Шейерман //
Педагогика. - 1992. - № 5-6. - С. 3.
5.
Грицанов, А. А. Новейший философский
словарь / А. А. Грицанов. - Мн. : Книжный дом, 1999. - 1782 с.
6.
Громкова, М. Т. Образование – стимул
саморазвития личности / М. Т. Громкова // Педагогика. - 1993. - № 3. - С. 16.
7.
Шубинский, В. С. Полюснополевая теория
существования человека и развитие педагогики / В. С. Шубинский // Новые
исследования в педагогических науках. - 1990. - № 2. - С. 6.
8.
Шубинский, В. С. Человек как цель
воспитания / В. С. Шубинский // Педагогика. - 1992. - № 3-4. - С. 37.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.