ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Р.Х.
Гусева, учитель английского языка,
МКУОШИ
«Мыскаменская школа-интернат среднего (полного)
общего
образования»
По словам Бернарда Шоу единственный путь, ведущий к знаниям, - это
деятельность. В каждом ученике живёт страсть к открытиям. Даже в недостаточно
успевающем ученике появляется интерес к предмету, если ему удаётся что-нибудь
«открыть». Поэтому уже на уроке необходимо привлекать учащихся к
исследовательской деятельности: создавать проблемную ситуацию, при
необходимости помогать в поиске решения проблемы, анализировать с учащимися или
отдельно взятым учеником результаты поиска, обобщать и делать выводы. Таков
несложный механизм работы по формированию исследовательской деятельности
учащихся. С первых уроков изучения английского языка в начальной школе я не
рассказываю, а предлагаю для исследования вопрос «Зачем нужно изучать английский
(иностранный) язык?». В ходе выяснения создаётся мини-мастерская, где каждый
ученик высказывает своё мнение, делится жизненным опытом, знаниями, которые
складываются в общую «научную» копилку. Затем ученики делятся на небольшие
группы, просматривают дополнительную литературу и добавляют свои «наработки» в
общую копилку. После этого обобщается вся проделанная работа, и мы совместно
подходим к осознанию необходимости изучения английского языка. Заняв на уроке
5-10 минут, я не только мотивирую учащихся на изучение английского языка, но и
закладываю в них азы исследовательской деятельности уже на начальной стадии
изучения языка. И так, шаг за шагом, от сбора материала по определенной
проблеме или поставленной задачи к его обобщению, учащиеся учатся создавать
проекты и писать исследовательские работы по английскому языку или смежным
предметам. Они выступают со своими работами перед учащимися класса и на
школьной конференции, принимают участие в заочных соревнованиях и конкурсах
научно-исследовательских работ: «Есть на белом свете дом, обитают буквы в нём»,
Туранская Каролина; «Как появились языки
на земле, в чем их сходство и различие», Рыбцова Инга; 8) Кто везёт, на
том и возят или буквы – труженицы», Угулбеков Угулбек.
Наряду с традиционными формами организации учебных занятий использую и
нетрадиционные формы уроков, которые формируют и закрепляют навыки проектной и
исследовательской деятельности учащихся. К таким формам работы на уроке можно
отнести урок-путешествие, урок-исследование, урок-обобщение, урок-соревнование.
Порой уроки-обобщения провожу в форме ролевой игры с участием «журналистов»,
«экспертов», «ученых разных областей науки». Материал, использованной
Пономаревой В., во время проведения урока-телемоста в честь Дня победы,
перерос в научно-исследовательскую работу «Военная частушка – живое народное и
солдатское слово или поэтическая летопись военных лет».
Эффективным методом формирования исследовательских навыков учащихся является
урок-соревнование. Например, соревнование на лучшую шпаргалку или способ
запоминания временных форм английского глагола. При таком виде деятельности
внимание учащихся становится избирательным, они стараются выбрать такой способ,
который облегчил бы им усвоение и запоминание системы английских времен. При
проведении урока в 8 классе учащимся было предложено задание: найти нестандартный
способ образования и употребления различных форм английского глагола. Весьма
необычное решение проблемы было предложено Чирка Аленой. Повадки домашних
животных у неё ассоциировались с временными формами английского глагола. По
моей просьбе и просьбе одноклассников было проведено исследование, которое
подтвердило эффективность использования данного метода запоминания. Результаты
и выводы были сделаны в научно-исследовательской работе «Тайна английских
времен». Данная работа была в числе победителей школьной
научно-исследовательской конференции учащихся, призёров муниципальной НИК и
лауреатов Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ
учащихся «Портфолио», победителей I этапа Всероссийской
конференции «Первые шаги в науку» общероссийской малой академии наук «Интеллект
будущего».
Помимо занятий в школе
учащиеся могут проводить исследования во время подготовки домашней работы. Это
стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную
мыслительную деятельность. Исследовательские домашние задания снабжаются
инструкциями. При прохождении темы «Мои любимые книги», одним из видов домашних
заданий было сообщение «Мои первые детские книги». Это послужило толчком для
самостоятельного исследования «Незамысловатые поэтические
куплеты» выполненного Пономаревой Валерией. Результат работы был отмечен не
только на школьной и заочной районной НИК (стала призёром), но и в Российском
заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура» национальной образовательной
программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» (присвоено звание
лауреата III степени).
Однако наибольшие возможности для
проведения системной исследовательской работы учащихся представляет внеурочная
исследовательская деятельность, которая организуется с учащимися, склонными к
такому виду деятельности, через их участие в школьном НОУ «Поиск». Конечно, не
все члены НОУ выступают со своими работами на конференциях, участвуют в
конкурсах проектных и исследовательских работ, но у каждого формируется умение
проводить исследование, наблюдать, использовать различные методы при решении
проектных задач.
Решение проектных задач развивает у
учащихся логическое мышление, внимание, память, учит использовать нестандартные
методы. Уже второй год учащиеся 6х классов занимаются внеурочной деятельностью
«Поиск: решение проектных задач». На основе учебных пособий Н.А. Криволаповой
«Развитие способностей учащихся» и В.Н. Суслова «Решаем проектные задачи» мною
была составлена рабочая программа. В конце учебного года была проведена
выставка мини-проектов учащихся.
Учебные проекты включены в рабочие программы по английскому языку для учащихся
2-11 классов. В проектной деятельности функция учителя заключается в
мотивировании, консультировании и оказании помощи учащимся. Функция учащихся –
постановка цели, выдвижении гипотезы, сбор информации и оформление проекта в
виде альбома, презентации, газеты и т.д. С моей точки зрения главным
результатом проектной деятельности является нравственный и культурный рост
участников проекта, т.к. в процессе работы они получают извне или друг от друга
массу новой информации, которую нужно корректно переработать, внимательно
выслушать замечания и при необходимости адекватно реагировать на критику. К
тому же ученики получают опыт публичной защиты проекта. В процессе оценки
результатов проектной деятельности важно помочь ученику проанализировать свою
работу, выявить причину успеха или неудачи. Работая над проектом, учащиеся
порой хотят расширить или углубить тематику и переходят к более глубокому
исследованию. Так случилось и с Артёмом Шпак: проект «Древо нашей семьи»
переросло в исследовательскую работу «Роль знаний иностранных языков для представителей
моего рода» (результативность: победитель школьной, призёр районной и участник
окружной НИК).
Занятие
проектно-исследовательской деятельностью помогает стать творческой, активной
личностью. Если сегодня ученик сможет справиться с работой над проектом,
исследованием или сумеет решить проблемную, нестандартную задачу, то, можно
надеяться, что в будущем он окажется более приспособленным в жизни.
Человек
сам должен решать, чем ему заниматься во взрослой жизни, а задача школы –
мотивировать его с детства на успех, творчество, помочь ему сделать маленькие,
а может в будущем, и большие открытия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.