Главная / Начальные классы / Статья из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий

Статья из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий

И.В.Трегубова, учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка Красногвардейского района

Ставропольского края


НАШ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ


Здоровье – высшая награда


Среди всех современных педагогических технологий,

здоровьесберегающая технология не теряет своей актуальности, а наоборот получает ещё большую популярность, так как последнее время относится к числу глобальных проблем.

Сегодня в России только 2,5 % выпускников школ практически здоровы, остальные за годы обучения получают заболевания различной степени тяжести, в том числе и нервно-психические.

Бережное отношение к здоровью человека, а тем более ученика начальной школы важно сегодня, как никогда. Все без исключения, и родители, и учителя, и дети, понимают, что надо заниматься спортом, делать ежедневную утреннюю зарядку, закаляться и больше двигаться. Но нам все время некогда в потоке нашей сегодняшней быстротечной жизни. Родители считают, что их главная задача – это лишь материальное обеспечение и пытаются зарабатывать с утра до позднего вечера и иногда им даже некогда обратить внимание на своих собственных детей.

Если бы мы, учителя и родители, уделяли ежедневно хотя бы 15 минут оздоровлению наших детей, то многие недуги миновали бы их.

Большую часть времени ребенок проводит в школе. И я, как учитель, должна привить им умение бережного отношения к своему здоровью и сформировать навыки по его укреплению, начиная с первых дней их школьной жизни. Так как своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, позволит избежать учащимся приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм.

В нашей школе проблема сохранения здоровья решается давно и успешно. Мы несколько лет были краевой экспериментальной площадкой по применению здоровьесберегающих технологий. И этот опыт не прошёл зря.

С самых первых дней в школе ребенок учится «беречь свое здоровье», для этого я использую в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного: режим динамической смены поз, массажные коврики для ног, офтальмотренажер, «сенсорные кресты».

Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для этого используются специальные настольные конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой, причем в носочках и на массажном коврике. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма

Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. Это большое напряжение, а благодаря режиму «динамической смены поз», это напряжение снимается.

В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использую специальное упражнение «Бегущий огонек».

С помощью лазерного фонарика учащиеся следят за «бегущим огоньком» или как они сами любят называть его – «зайчиком». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма.

hello_html_m310aac90.jpghello_html_m6baf1e2b.jpg











Режим динамической смены поз Упражнение «Бегущий огонек»

Для разминок и упражнений глаз используются также и специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на стене (офтальмотренажер): глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям.

Занимают эти упражнения не более 1,5- 2 минуты урока и проводятся на материале учебного предмета.

hello_html_65e49bc9.jpghello_html_m626a9b8.jpg












Работа с тренажерами для глаз «Сенсорный крест»

 «Сенсорный крест» висит под потолком в классной комнате. На нем закрепляются различные учебные объекты (буквы, словарные слова, плоские и объёмные геометрические фигуры, формулы и пр.). В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируют зрение, устраняют усталость и напряжение с глаз.

Игровая ситуация почти всегда снимает напряжение и соответственно снижает вероятность появления ошибок. Ребёнок работает спокойно.

Так же я использую специальные каллиграфические минутки перьевой ручкой, которые совершенствуют состояние зрительно-ручной координации.

Учащиеся пишут перьями, обмакивая их в чернила. При письме шариковой ручкой (безотрывном), через 20 минут у ребёнка появляются все признаки стенокардии, потому что нарушается естественный синусоидальный ритм организма ребёнка. А при письме сначала карандашом, а потом пёрышком, по принципу «нажал – отпустил», такого не происходит. Недаром, говориться в поговорке, что всё новое - это хорошо забытое старое.

Важная особенность применения элементов технологии доктора Базарного, состоит в их общедоступности, поскольку внедрение почти не требует дополнительных материально-финансовых затрат.

Главное - это понимание трагичности нынешней ситуации, желание и добрая воля к её изменению со стороны педагогов и родителей, отвечающих за жизнь, здоровье и безопасность наших детей.

В нашей школе, благодаря энтузиазму педагогов и родителей, сделавших всё технически необходимое своими руками, давно перешли на здоровьесберегающие технологии. Поэтому в сфере материально-финансовой принципиальных препятствий для внедрения здоровьесберегающих технологий нет.

Методика В.Ф. Базарного дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. 



Список литературы

1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. Издательство: АРКТИ, 2005. – 176 с.

2. Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития

учащихся в структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995. 31с.

3. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной

школьной среде. Истоки, подходы к профилактике. Сергиев Посад, 1995. 41с.

4. Базарный В.Ф. - официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text=bazarny.ru&lr=36.

Статья из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий
  • Начальные классы
Описание:

   Среди всех современных педагогических технологий здоровьесберегающая технология не теряет своей актуальности, а наоборот получает ещё большую популярность, так как последнее время относится к числу глобальных проблем.

   Бережное отношение к здоровью человека, а тем более ученика начальной школы важно сегодня, как никогда. Все без исключения, должны понимать важность этой проблемы и активно работать в данном направлении.

   В нашей школе проблема сохранения здоровья решается давно и успешно. Мы несколько лет были краевой экспериментальной площадкой по применению здоровьесберегающих технологий. И этот опыт не прошёл зря.                                                                                    

 

Автор Трегубова Ирина Валерьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 387
Номер материала 39762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓