Главная / Классному руководителю / Статья из опыта работы "Использование проектного метода в деятельности учителя начальных классов"

Статья из опыта работы "Использование проектного метода в деятельности учителя начальных классов"

Название документа Использование проектного метода в деятельности учителя нач.классов.doc

Вавилова Татьяна Георгиевна

учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская СОШ»

высшая категория

Пермский край, Кунгурский район,

п. Комсомольский

Использование проектного метода

в деятельности учителя начальных классов

СЛАЙД 1 Титульный лист

СЛАЙД 2 «Все, что я познаю, - я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - это основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

СЛАЙД 3 (на фоне слайда 2 «ПРОЕКТ - ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ!»)

Словом, результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема - то конкретное её решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).


СЛАЙД 4 (на фоне слайда 3 «Виды презентационных проектов»)

Результатами проектов могут быть: сообщения, доклады, альбомы, праздники, видеофильмы, книги и многое другое.


Это зависит от продолжительности их реализации, проекты могут быть как краткосрочными так и длительными.

СЛАЙД 5 (на слайде титульный лист программы «Школа здоровья»)

Так работа классных руководителей по реализации программ развития детских коллективов является долгосрочным проектом, потому что рассчитана, как правило, на 4-5 лет.

В них вовлечены не только учащиеся и их родители, но и различные специалисты: психологи, социальные работники, учителя-предметники, медики и т.д.

И составляющими этих проектов будут как раз краткосрочные проекты (попросту «классные мероприятия»): классные часы, праздники, походы, экскурсии и т.д. и.т.п., которые требуют тщательной подготовки, и которые невозможно реализовать без совместной деятельности педагога с детьми.

МАСТЕР - КЛАСС


Сейчас я предлагаю вашему вниманию поэтапную разработку краткосрочного проекта, которую мы сможем проследить на практическом примере.


СЛАЙД 6 (План проведения классного часа)

В этом учебном году с учащимися 2 класса был проведен классный час

Классный час на тему «Клички и прозвища»


- Думаю, что эта тема будет всегда актуальна для школьников младшего школьного возраста. Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.

Предварительно перед классным часом был проведён письменный опрос. Дети отвечали на вопрос: «Давать клички и прозвища – это хорошо или плохо?»


Ход занятия

1.Определение темы классного часа

Учитель читает небольшой текст «Мелочь, карлик, клоп»

Мелочь, карлик, клоп

В классе учится Коля. От своих сверстников он отличается маленьким ростом, за что нередко подвергается насмешкам, слыша в свой адрес: «мелочь, карлик, клоп». Особенно усердствуют Костя и несколько детей, которые поддерживают Костю. Им нравится обижать и унижать своего товарища.

После прослушивания этого текста учитель спрашивает:

- О чем мы будем вести разговор на классном часе? («Клички и прозвища детей»)


2. Беседа по результатам опроса

Обсуждались различные мнения детей класса и детские высказывания, взятые из методической литературы.

К примеру:

«Катя утверждает, что клички, желание обидеть словом возникают там, где класс недружный и все друг другу безразличны».

- Согласны ли вы с Катей?


«Маша рассказала о том, что дома мама и бабушка зовут ее Зайкой. Ведь это тоже получается кличка. Но она очень ласковая, и ей ничуть не обидно, а даже наоборот, приятно».

- Что вы об этом думаете?


«Настя считает, что не все клички обидны: «Мне кажется, - говорит она, - не так уж все страшно. Есть клички обидные: Очкарик, Жирный и т.д. Против этого надо бороться – обижать человека нельзя!

Но есть же прозвища добрые, смешные, в них нет зла. Моя фамилия Мурзина, а меня зовут Мурзик – разве это обидно? Даже трогательно, когда сохраняют за людьми детские прозвища и разные ласковые имена…»

- Что вы думаете о высказывании Насти?


3. Чтение стихотворения И.Пивоваровой «Вежливый ослик» ребенком наизусть и его анализ.

В ходе работы над содержанием стихотворения дети делают вывод:

- Ослик дал зверям обидные прозвища, потому что они указывают на их недостатки, и ослик решил таким образом посмеяться над ними.

Затем учитель предлагает детям самим придумать этим же зверям разные прозвища, которые указывают на их достоинства и поэтому не могут быть обидными.

Например: Тюлень – ловкач, слон – великан, силач.

Вывод: дети пришли к выводу, что общение должно быть искренним и правдивым для того, чтобы общаться было приятно, унижение достоинства человека непозволительно.

В завершении повторяется совет автора, который адресован маленьким читателям:

И я прошу тебя, Не будь похожим

Дружок, На него.


Работа над произведениями, обсуждение мнений, изложенных детьми в письменном опросе, являлись подготовительным этапом к реализации мини-проекта «Книга ласковых имен», в котором я вам сейчас предлагаю поучаствовать. А также на практическом примере проследить его поэтапную разработку.


СЛАЙД 7 5. Реализация мини-проекта «Книга ласковых имен».

Участники проекта: классный руководитель и уч-ся 2 б класса.


1 этап - Вводный (т.е. «погружение в проблему»)

- Я предлагаю вам послушать одну удивительную историю, которая однажды произошла с детьми.


Чтение произведения Олега Кириллова «Книга ласковых имен»


Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.

- Ты чего горюешь? – спросил я.

- О-о-о-х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей - грубиян обозвал меня Светка - фигнетка и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.

- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем Светлана и прочитал:

- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.

Как только я произнес седьмое ласковое слово, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.

- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.

- А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.

- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…

Светину подружку, Наташу, мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.

- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.

И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:

- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Лёля, Ляля.

- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые слова? – робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.


2 этап - Обработка информации

- Как вы думаете, что предложил девочкам главный герой?

Этот вопрос становится проблемой проекта. (дети придумывают продолжение рассказа в 1-2 предложения).

(Дети продолжили рассказ: Можно самим создать подобную книгу ласковых имен).


3 этап - Разработка собственного варианта решения проблемы

А хотелось бы вам иметь такую книгу? (Предложение детей – создать книгу для нашего класса).

4 этап - Реализация плана действий

- Возьмите альбомный лист бумаги и простой карандаш.

- Назовите себя семью ласковыми именами и запишите эти имена на листе

(время работы 3 мин).


- Объединитесь со своими тезками в группы, если таковых нет, поработайте парой со своим соседом или другом и помогите друг другу дописать списки имён (даётся ещё 3 мин)


5 этап - Подготовка к защите проекта

- А теперь переверните этот лист, сейчас вам предстоит красочно оформить свою страничку (показываю образец имен из рассказа).

Воспользуйтесь фломастерами, которые лежат у вас на столах.

- Более понравившееся вам имя, которым вы хотели бы, чтоб вас называли, нужно выделить крупнее и ярче остальных имен (с него я и советую начать в центре листа).


6 этап - Презентация проекта

- Далее ваша задача - показать классу свою оформленную страничку, зачитать все ласковые имена, которые вы записали и выделить то имя, которое ему больше понравилось, т.е. как Вы хотели бы, чтобы Вас называли одноклассники.


7 этап - Рефлексия

По результатам работы учитель показывает скоросшиватель и говорит о том, что все оформленные листы мы «вошьём в книгу» и таким образом у нас получится книга под названием «Книга ласковых имен».

Педагог дочитывает, что ответил девочке герой рассказа.

- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имен», - сказал я. – В нем вы найдете все ласковые имена.


СЛАЙД 8 Знакомство со «Словарем русских личных имен».

Словарь адресован тем, кто интересуется историей, развитием и употреблением личных имен.

А как мы можем использовать созданную нами книгу?

(Предложение детей: Обзывающемуся однокласснику дадим в руки книгу для того, чтобы он вспомнил, какими именами можно назвать того ученика, которого он обозвал)


Вывод: общение должно быть искренним и правдивым для того, чтобы общаться было приятно, унижение достоинства человека непозволительно.


Классный час завершается общей рефлексией, чтобы каждый имел возможность высказаться. Итог в форме назидания должен подвести руководитель.


Итог мастер-класса

Где классный руководитель может применить материалы данного проекта? (на родительских собраниях)

С родителями также необходимо проводить соответствующую работу, так как вывод, который сделали дети на классном часе, должен найти поддержку и со стороны взрослых в общении с их собственными детьми.

Родители должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.


СЛАЙД 9 Мне очень понравилось высказывание Ж. Ж. Руссо —

«Дети должны делать, что хотят,

а хотеть они должны то, что хочет педагог»


СЛАЙД 10 И пусть в этом Вам сопутствует только удача!

Название документа Использование проектного метода в деятельности учителя нач.классов.ppt

Использование проектного метода в деятельности учителя начальных классов Вави...
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знан...
 ПРОЕКТ - ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ
Деловая игра Демонстрация видеофильма Диалог исторических и литературных гер...
Задумал – спроектировал – осуществил Схема проекта:
Уроки в режиме проектного обучения уроки технологии уроки литературного 				...
Если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование н...
Проект «Давай дружить!» 				(шефство над группой д/с) Как Зайчик Барсучка нап...
Типология проектов Исследовательские проекты Информационные проекты Творчески...
МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»       Программа развити...
«Дети должны делать, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог» Ж....
Разработка проекта «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор ...
Всем удачи!
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Использование проектного метода в деятельности учителя начальных классов Вавилов
Описание слайда:

Использование проектного метода в деятельности учителя начальных классов Вавилова Т. Г. Учитель начальных классов МОУ «Комсомольская СОШ» Кунгурский район, п.Комсомольский

№ слайда 2 Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
Описание слайда:

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить

№ слайда 3  ПРОЕКТ - ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ
Описание слайда:

ПРОЕКТ - ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ

№ слайда 4 Деловая игра Демонстрация видеофильма Диалог исторических и литературных героев
Описание слайда:

Деловая игра Демонстрация видеофильма Диалог исторических и литературных героев Защита на Ученом Совете Игра с залом Научная конференция Отчет исследовательской экспедиции Пресс – конференция Реклама Ролевая игра Соревнования Спектакль Спортивная игра Экскурсия и т.п. Виды презентационных проектов

№ слайда 5 Задумал – спроектировал – осуществил Схема проекта:
Описание слайда:

Задумал – спроектировал – осуществил Схема проекта:

№ слайда 6 Уроки в режиме проектного обучения уроки технологии уроки литературного 						ч
Описание слайда:

Уроки в режиме проектного обучения уроки технологии уроки литературного чтения уроки окружающего мира

№ слайда 7 Если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование не д
Описание слайда:

Если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование не доведено до конца

№ слайда 8 Проект «Давай дружить!» 				(шефство над группой д/с) Как Зайчик Барсучка напуга
Описание слайда:

Проект «Давай дружить!» (шефство над группой д/с) Как Зайчик Барсучка напугал Пьеса для детского театра Новогоднее поздравление

№ слайда 9 Типология проектов Исследовательские проекты Информационные проекты Творческие п
Описание слайда:

Типология проектов Исследовательские проекты Информационные проекты Творческие проекты Ролевые проекты Практико-ориентированные (социальные)

№ слайда 10 МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»       Программа развития д
Описание слайда:

МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»       Программа развития детского коллектива для детей младшего школьного возраста   «Школа здоровья»     Автор: Вавилова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов, классный руководитель 2 б класса          2010г.

№ слайда 11 «Дети должны делать, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог» Ж. Ж.
Описание слайда:

«Дети должны делать, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог» Ж. Ж. Руссо

№ слайда 12 Разработка проекта «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор и о
Описание слайда:

Разработка проекта «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор и обработка информации Разработка собственного варианта решения проблемы Реализация плана действий (проекта) Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)

№ слайда 13 Всем удачи!
Описание слайда:

Всем удачи!

Статья из опыта работы "Использование проектного метода в деятельности учителя начальных классов"
  • Классному руководителю
Описание:

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Данный метод сначала применялся мною на уроках технологии, а позже - на уроках окружающего мира, литературного чтения, во внеклассной работе.

 

Используя метод проектов, мне удалось повысить степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности учащихся; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности. 

Автор Вавилова Татьяна Георгиевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 846
Номер материала 2786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓