Главная / Математика / Статья "История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков"

Статья "История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков"

Н.А. Журавлева, учитель математики

Средней общеобразовательной школы № 20 города Чита

История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков

три качества –обширные знания,

привычка мыслить и благородство чувств

необходимы для того,

чтобы человек был образованным в полном смысле слова

Н.Г. Чернышевский

Школа одно из немногих мест, где рождаются, развиваются настоящие люди – нравственные, духовно богатые. Главные для человека вопросы о смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, художественные и прочие вкусы у детей. И не важно, какой предмет преподается главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности.

Важное значение для осуществления задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя. Поэтому очень важно осмысления самим педагогом, лежащей на нем большой ответственности за воспитание

духовно - развитого гражданина демократического общества.

Я преподаю математику, стараюсь быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой предмет. Я убеждена, что математика обладает большим воспитательным потенциалом.

В 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус замечал, что «между духом и материей посредничает математика». [3, с.18] Реализация нравственности на уроках математики возможно через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.

О том, как влияет изучение математики на развитие мышления школьников писать можно безгранично. Вообще, владеть математикой – это тяжелый труд, который далеко не под силу каждому. И бывает, звучат на уроках слова: «Зачем учить эти синусы, производные, прогрессии, ведь в жизни мне это не пригодиться…».

И вот здесь самое время показать значимость математики в жизни человека. Это мотивационный урок, который настраивает учащихся на сознательное изучение предмета. На уроке обязательно говорим об ученых-математиках, которые посвятили свою жизнь её изучению, развитию. Жизненный путь ученых - прекрасный пример для воспитания в подростках стремления к саморазвитию.

Историзм на уроках математики развивает чувство патриотизма обучающихся. Применять данную методику возможно на различных этапах урока. Перед тем, как вводить новый термин обязательно рассказываю, благодаря кому произошло название, его развитие.

Ярким примером, которое взбудоражило сердца учащихся была картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы. Учитель задал нелегкую задачу ученикам: сумму квадратов чисел от10 до 14 нужно разделить на 365.[5,с.34] Множество вопросов вызывает картина у учащихся. Школьники находят различные варианты ее решения.

После этого я рассказываю им об учителе. На картине изображен профессор Сергей Александрович Рачинский, который оставил должность профессора, Москву и открыл школу для сельских ребятишек в селе Татево Смоленской области. Многие выходцы этой школы становятся известными, талантливыми людьми. Сам художник был учеником С.А. Рачинского. Воспитательный аспект заключается в примере активной жизненной позиции учителя, выборе приоритетных ценностей в жизни.

А уроки геометрии, как можно гармонично обогатить историей науки? Два с половиной тысячелетия прошло с момента смерти Пифагора, а его заповеди живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью до сих пор.

Поэтому перед уроком подбираю эпиграфы, на которые с желанием размышляют учащиеся. Выражая свои мысли, иногда вступая в дискуссии.

Проведение бесед сопровождаю показом компьютерных презентаций. Применяя информационно-коммуникативные технологии, я ставлю в качестве цели, не только качество обучения и привитие интереса к урокам математики, но и развитие личности учащихся, повышение их культуры.

Важно, что бы дети понимали, что компьютер это не только средство развлечения, но и способ самосовершенствоваться.

Одним из нестандартных методов использования исторического материала на уроках – применение «ящика прошлого» (название дали дети). В кабинете на каждом уроке находится «почтовый ящик». В начале урока учащиеся просматривают почту, которую я заранее для них готовлю. Или они сами придумывают задания друг другу. Здесь можно использовать различные варианты заданий: интересные исторические задачи, вопросы от Пифагора, отрывки из писем ученых и многое другое. Богатство фантазий здесь неограниченно.

Более глобально использую воспитание учащихся через историю науки через внеклассную работу с учащимися. Проводим вечера «…посвящается С.В. Ковалевской». Жизнь ее имеет большое воспитательное и познавательное значение. Ее духовный и нравственный облик, верность науки, борьба за право женщины на умственный труд является действенным примером для молодого поколения.

А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В.Ломоносова.

Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекается внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.

После проведения мероприятия обязательно выпускаем газету «Математика-царица наук», в которой учащиеся старших классов пишут отзывы по проведенному мероприятию, готовят задания для младших школьников.

История математики заинтересовала меня еще на 3 курсе университета. Когда я сама удивлялась возможностям человека, так лаконично сочетающимся в одном человеке. Курсовую и дипломную работы выполняла по этой теме. А сейчас реализую данную методику на своих уроках.

Отслеживала, как повлияет использование этой методики на интерес к математике. Результат был замечен положительный.



Современный мир - мир компьютеров, интернета, рыночных отношений, где так тяжело растущему ребенку выделить для себя наиболее ценное, значимое. Наш, с вами долг, помочь им определиться. Призывать к добру и справедливости, что бы найти отклик в еще не сформировавшихся нравственно детских душах.

Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. [1, с.4]





Список литературы.

  1. Высказывания про математику и математиков http://bars-minsk.narod.ru/tells.html

  2. Высказывание Н.Г. Чернышевского http://www.xserver.ru/user/duhch/1.shtml

  3. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. -М.: Просвещение, 1990.- 387 с.

  4. Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математики в школе: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 1988. -34 с.

  5. Юшкевич В.И. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия. Наука 1970.- 298 с.







Статья "История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков"
  • Математика
Описание:

 О том, как влияет изучение математики на развитие мышления школьников можно писать безгранично. Владеть математикой не под силу каждому, поэтому это большой труд. Нам педагогам, необходимо создавать на уроках максимально возможные ситуации, что бы учащиеся видели связь предмета с жизнью.

 Данная статья содержит интересный и познавательный материал, о том, как возможно обогатить уроки математики интересным содержанием. Как мотивировать учащихся к изучению предмета, добиваясь еще и нравственного воспитания учащихся. материал будет полезен молодым педагогам. В статье я обобщила свой педагогический опыт. И я убеждена, что данная методика эффективна!!

Автор Журавлева Нина Алексеевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 485
Номер материала 4320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓