Инфоурок Математика Другие методич. материалыСтатья "История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков"

Статья "История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков"

Скачать материал

Н.А. Журавлева, учитель математики

Средней общеобразовательной школы № 20 города Чита

История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков

…три качества –обширные знания,

привычка мыслить и благородство чувств

 –  необходимы для того,

 чтобы человек был образованным в полном смысле слова

Н.Г. Чернышевский

Школа одно из немногих мест, где рождаются, развиваются настоящие люди – нравственные, духовно богатые. Главные для человека вопросы о смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные,  художественные и прочие вкусы у детей.  И не важно, какой предмет преподается главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности.

Важное значение для осуществления задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя. Поэтому очень важно осмысления самим педагогом, лежащей на нем большой ответственности за воспитание

духовно -  развитого гражданина демократического общества.

Я преподаю математику, стараюсь быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой предмет. Я убеждена, что математика обладает большим воспитательным потенциалом.

В 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус замечал, что «между духом и материей посредничает математика». [3, с.18] Реализация нравственности на уроках математики возможно через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.

О том, как влияет изучение математики на развитие мышления школьников писать можно безгранично. Вообще, владеть математикой – это тяжелый труд, который далеко не под силу каждому. И бывает, звучат на уроках слова: «Зачем учить эти синусы, производные, прогрессии, ведь в жизни мне это не пригодиться…».

И вот здесь самое время показать значимость математики в жизни человека. Это мотивационный урок, который настраивает учащихся на сознательное изучение предмета. На уроке обязательно говорим об ученых-математиках, которые посвятили свою жизнь её изучению, развитию. Жизненный путь ученых - прекрасный пример для воспитания в подростках стремления к саморазвитию.

Историзм на уроках математики развивает чувство патриотизма обучающихся. Применять данную методику возможно на различных этапах урока. Перед тем, как вводить новый термин обязательно рассказываю, благодаря кому произошло название, его развитие.

Ярким примером, которое взбудоражило сердца учащихся была картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы. Учитель задал нелегкую задачу ученикам: сумму квадратов чисел от10 до 14 нужно разделить на 365.[5,с.34] Множество вопросов вызывает картина у учащихся. Школьники находят различные варианты ее решения.

После этого я рассказываю им об учителе. На картине изображен профессор Сергей Александрович Рачинский, который оставил должность профессора, Москву и открыл школу для сельских ребятишек в селе Татево Смоленской области. Многие выходцы этой школы становятся известными, талантливыми людьми. Сам художник был учеником С.А. Рачинского. Воспитательный аспект заключается в примере активной жизненной позиции учителя, выборе приоритетных ценностей в жизни.

А уроки геометрии, как можно гармонично обогатить историей науки? Два с половиной тысячелетия прошло с момента смерти Пифагора, а его заповеди живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью до сих пор.

Поэтому перед уроком подбираю эпиграфы, на которые с желанием размышляют учащиеся. Выражая свои мысли, иногда вступая в дискуссии.

Проведение бесед сопровождаю показом компьютерных презентаций. Применяя информационно-коммуникативные технологии, я ставлю в качестве цели, не только качество обучения и привитие интереса к урокам математики, но и развитие личности учащихся, повышение их культуры.

Важно, что бы дети понимали, что компьютер это не только  средство развлечения, но и способ самосовершенствоваться.

Одним из нестандартных методов использования исторического материала на уроках – применение «ящика прошлого» (название дали дети). В кабинете на каждом уроке находится «почтовый ящик». В начале урока учащиеся просматривают почту, которую я заранее для них готовлю. Или они сами придумывают задания друг другу. Здесь можно использовать различные варианты заданий: интересные исторические задачи, вопросы от Пифагора, отрывки из писем ученых и многое другое. Богатство фантазий  здесь неограниченно.

Более глобально использую воспитание учащихся через историю науки через внеклассную работу с учащимися. Проводим вечера «…посвящается С.В. Ковалевской». Жизнь ее имеет большое воспитательное и познавательное значение. Ее духовный и нравственный облик, верность науки, борьба за право женщины на умственный труд является действенным примером для молодого поколения.

А какой поучительной в плане формирования  волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В.Ломоносова.

Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекается внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.

После проведения мероприятия обязательно выпускаем газету «Математика-царица наук», в которой учащиеся старших классов пишут отзывы по проведенному мероприятию, готовят задания для младших школьников.

История математики заинтересовала меня еще на 3 курсе университета. Когда я сама удивлялась возможностям человека, так лаконично сочетающимся в одном человеке. Курсовую и дипломную работы выполняла по этой теме. А сейчас реализую данную методику на своих уроках.

Отслеживала,  как повлияет использование этой методики на интерес к математике. Результат был замечен положительный.

Современный мир - мир компьютеров, интернета, рыночных отношений, где так тяжело растущему ребенку выделить для себя наиболее ценное, значимое. Наш,  с вами долг, помочь им определиться. Призывать к добру и справедливости, что бы найти отклик в еще не сформировавшихся нравственно детских душах.

Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. [1, с.4]

 

 

Список литературы.

1.     Высказывания про математику и математиков http://bars-minsk.narod.ru/tells.html

2.     Высказывание Н.Г.  Чернышевского http://www.xserver.ru/user/duhch/1.shtml

3.     Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. -М.: Просвещение, 1990.- 387 с.

4.     Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математики в школе: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 1988. -34 с.

5.     Юшкевич В.И. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия. Наука 1970.- 298 с.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "История математики как средство духовно-нравственного воспитания подростков""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

О том, как влияет изучение математики на развитие мышления школьников можно писать безгранично. Владеть математикой не под силу каждому, поэтому это большой труд. Нам педагогам, необходимо создавать на уроках максимально возможные ситуации, что бы учащиеся видели связь предмета с жизнью. Данная статья содержит интересный и познавательный материал, о том, как возможно обогатить уроки математики интересным содержанием. Как мотивировать учащихся к изучению предмета, добиваясь еще и нравственного воспитания учащихся. материал будет полезен молодым педагогам. В статье я обобщила свой педагогический опыт. И я убеждена, что данная методика эффективна!!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 244 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Карточки для контрольного тестирования по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
  • Учебник: «Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
  • Тема: § 33. Сложение и вычитание десятичных дробей
  • 30.12.2020
  • 401
  • 22
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
План-конспект урока по математике " Здравствуй, праздник Новый год" по теме: Устные приемы сложения и вычитания ( закрепление) 2 класс
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
  • Тема: Устные вычисления
  • 30.12.2020
  • 564
  • 18
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.08.2020 155
    • DOCX 30.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Репкина Людмила Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Репкина Людмила Евгеньевна
    Репкина Людмила Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82249
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 278 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 997 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 555 человек

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе