Инфоурок Химия СтатьиИсследовательская и проектная деятельность на уроках химии

Исследовательская и проектная деятельность на уроках химии

Скачать материал

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Оксана Сергеевна Тарасова

учитель химии первой категории

МОУ «Усть-Карская СОШ» Сретенского района

         Исследовать окружающий мир ребёнок начинает с самого рождения. В начале становления личности ребенка на раннем этапе развития исследовательская деятельность протекает с целью познания  окружающего мира и закрепления общечеловеческих навыков, необходимых для жизни и нового исследования. Я так считаю, что в результате даже простых бессмысленных действий дитё получает почву для новых познавательных интересов. И так продолжалось бы всю жизнь! Но  ведь и маленький ребенок, ломая или разбирая какую-нибудь игрушку, ставит перед собой цель, он мыслит.

         Время идёт, ребенок научился говорить, он получает знания, формируются навыки и умения, к своей деятельности он начинает подходить осознанно. Самое главное, необходимо оказаться рядом и помогать направлять его действия в нужное русло. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены      на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование готовности у обучающегося и способности самостоятельно, творчески осваивать и строить другие способы действий в любой сфере человеческой культуры. Условием развития человека помимо реальности самой природы является созданная им реальность культуры. Культура – явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме [1]. И ребенок в исследовательской деятельности выступает как субъект и активный участник реальности и культуры.

         Мне хочется рассказать об исследовательской деятельности обучающихся в нашей школе, как мне удается создать ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.  В организации исследовательской и проектной деятельности я преследую не только формирование исследовательских навыков, но и  социализацию и наработку социальной практики средствами исследовательской деятельности.

         Конечно, мне было очень трудно перестроится на уроки с использованием технологии проектной и исследовательской деятельности, но познакомившись с системно-деятельностным подходом в обучении, особенностями возраста подростков 21 века, я поняла, что элементы проектов и исследований должны присутствовать практически  на каждом уроке химии и вне. Проект и исследование – это самостоятельное целенаправленное приобретение знаний, умений и навыков. При исследовательской и проектной деятельности нет готовых эталонов знаний, ведь просто услышанное и увиденное не запоминается и не вписывается в сознание современных подростков, а требует самостоятельного поиска, анализа и синтеза.

         Дети сейчас более раскрепощенные, свободно выдвигающие и  высказывающие свои идеи, мысли, гипотезы… «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту»[2, 97]. Конечно, не все 100% сидящих в классе, да этого и быть в принципе не должно. Все люди на земле не могут быть двигателями прогресса, иначе был бы хаос. Есть инициаторы идей, есть учащиеся, которые создают и выдвигают проблемы, формулируют цель и предлагают как действовать, видят конечный результат. То есть это дети, которые запускают механизм исследования, а остальные – исполнители, наблюдатели. Это как во взрослой жизни.

         Особенно хорошо можно это можно использовать на практических занятиях. Вспомните, как вы оформляли работу по химии, биологии или физике: тема, цель, оборудование (и реактивы), ход работы и вывод. Но чем вам не проект или исследование? А если добавить проблему, объект и предмет исследования, задачи, теоретическое обоснование? Вот вам яркое применение технологии метода проектов и исследовательской деятельности. Вот вам и научная статья. Здесь можно и обучить ребят делать ссылки на используемую литературу и другие источники информации (пусть пока это будут учебники разных авторов, которые найдутся в кабинете учителя химии, Интернет ресурсы). Можно и найти время на озвучивание результатов, не просто сделать анализ выполненных работ учителем, а предложить самим ребятам лучших работ рассказать об исследовании, а в это время другие учащиеся могут рефлексировать свою деятельность.

         Учитель при такой работе находится в режиме делового общения с детьми, должен иметь собственное стремление к исследовательской деятельности. Именно учителем задаются формы и условия исследовательской и проектной деятельности, благодаря которым у подростка формируется мотивация.

         Конечно, это займет немного больше времени, когда всё это вводишь в свою практику, но результат не заставит себя долго ждать: к концу 9 класса большинство учащихся свободно ориентируются в постановке проблемы исходя из темы, умеют формулировать цель, ставить задачи, предлагать ход работы и предвидеть результат. Вот тогда можно и приступать уже к долгосрочным, более научным проектам и исследованиям.

В 9 классе предлагаю в рамках предпрофильной подготовки элективный курс «Металлы нашего организма», в основе которого лежит изучение влияния ионов металлов на организм человека. Продуктом элективного курса у ребят стало исследование почвы и воды реки Кара. Дело в том, что Усть-Карск – золотодобывающий поселок. В верховьях реки Кара добывают золото (а река Кара впадает в реку Шилка и протекает практически через весь поселок), а, как известно, что золото сопровождают ионы тяжелых металлов. Дети берут пробы почвы и воды и исследуют на присутствие таких ионов. Доказали, что ионы тяжелых металлов (свинец, ртуть и др.) присутствуют. Это кропотливый и довольно сложный метод работы на определение ионов металлов в растворе, но они относятся к этому очень ответственно, аккуратно работаю с реактивами, внимательно слушают и выполняют все инструкции. Причем на занятия они приходят готовы: поиск информации в Интернете – один из ведущих видов деятельности.

Большую роль играет и оснащенность исследовательской деятельности. В прошлом году в школу поступил кабинет химии. Сколько появилось желающих заниматься такой работой, ведь они же дети и всё новое и неопознанное их привлекает: мини-лаборатории, наличие мелкой, стеклянной  посуды, реактивы и т.п.

         И тут у них родилась идея: а как влияют ионы тяжелых металлов на рост и развитие растений? А ведь не зря? Потому что водой из реки Кара люди поливают свои растения в огороде.

         Посадка культур, приготовление нужного раствора, и поливка, наблюдение и фиксирование наблюдений – для детей это становится привычным делом. В процессе этой деятельности они общаются, спорят, удивляются, а это уже другой уровень общения. Вот именно в таких ситуациях происходит развитие личности в двух направлениях: личностном и социальном. Ребята имеют свой собственный экспериментальный материал, на основании которого они делают анализ и выводы, открывают новые возможности для развития своей личности.

         В процессе такой деятельности учащиеся должны уметь работать с рекомендованной литературой и средствами массовой информации, должны уметь разобраться и найти практическое подтверждение и объяснение. Один из внутренних мотивов, который побуждает к работе с Интернет источниками: действительно ли в Интернете достоверная информация?

         Конечно, на этом исследования не заканчиваются. Ежегодно со своими работами вместе с другими учащимися школы выступают: на школьном уровне конкурс исследовательских и творческих работ «Вместе мы – сила!»,  на поселковом уровне конференция  «Усть-Карск: проблемы и решение» (этот уровень для них важнее, чем какой либо другой, ведь здесь их могут услышать и увидеть не только родители, но и другие родственники и соседи!), муниципальный конкурс «Химия и жизнь».

         Одна исследовательская деятельность порождает другую. И вновь у ребят родилась идея. У нас в поселке отходы после стирки, мытья посуды обычно выливают в огород: а как же в этом случае? Влияет ли на рост и развитие огородных культур синтетические моющие средства?

Девушек волнует качество косметики, средств личной гигиены. Дети создали проблемы и попросили помочь в её решении.

         Естественно, объективно нового результата дети не получают, но они приобретают функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации позиции учащегося на основе самостоятельно полученных знаний. Эти знания для детей являются действительно новыми и значимыми.

         Я  согласна с А.В. Леонтович, что исследование имеет высокую ценность для современного образования: исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Но я бы добавила: и не только в деле развития творческих способностей, но и в развитии коммуникативных умений и навыков.

         Больше в своей практике использую  работу в группах. Исследовательской деятельностью у меня занимаются как мальчики, так и девочки. Наблюдаю, что мальчишки большие генераторы идей и способов действовать, а девчонки, как правило – реализуют! Впрочем, получается хорошо, они находят общий язык!!! А я считаю, что это один из путей вхождения в подростковую и взрослую культуру.

         Д.И. Фельдштейн отметил, что подросток занимает объективное место в системе общественных связей, имеет внутреннюю позицию по отношению к разным сферам социальной и культурной действительности. Общаясь, она превращается в «устойчивую жизненную позицию» подростка, которая выступает «субъектом собственной активной деятельности» [3]

Литература

1.     Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.-Воронеж, 1999. - С. 80.

2.     Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1994. – С. 205.

3.     Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская и проектная деятельность на уроках химии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.04.2017 613
    • DOCX 20.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тарасова Оксана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тарасова Оксана Сергеевна
    Тарасова Оксана Сергеевна
    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 708
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе