Главная / Химия / Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА"

Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Оксана Сергеевна Тарасова

учитель химии первой категории

МОУ «Усть-Карская СОШ» Сретенского района

Исследовать окружающий мир ребёнок начинает с самого рождения. В начале становления личности ребенка на раннем этапе развития исследовательская деятельность протекает с целью познания окружающего мира и закрепления общечеловеческих навыков, необходимых для жизни и нового исследования. Я так считаю, что в результате даже простых бессмысленных действий дитё получает почву для новых познавательных интересов. И так продолжалось бы всю жизнь! Но ведь и маленький ребенок, ломая или разбирая какую-нибудь игрушку, ставит перед собой цель, он мыслит.

Время идёт, ребенок научился говорить, он получает знания, формируются навыки и умения, к своей деятельности он начинает подходить осознанно. Самое главное, необходимо оказаться рядом и помогать направлять его действия в нужное русло. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование готовности у обучающегося и способности самостоятельно, творчески осваивать и строить другие способы действий в любой сфере человеческой культуры. Условием развития человека помимо реальности самой природы является созданная им реальность культуры. Культура – явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме [1]. И ребенок в исследовательской деятельности выступает как субъект и активный участник реальности и культуры.

Мне хочется рассказать об исследовательской деятельности обучающихся в нашей школе, как мне удается создать ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика. В организации исследовательской и проектной деятельности я преследую не только формирование исследовательских навыков, но и социализацию и наработку социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Конечно, мне было очень трудно перестроится на уроки с использованием технологии проектной и исследовательской деятельности, но познакомившись с системно-деятельностным подходом в обучении, особенностями возраста подростков 21 века, я поняла, что элементы проектов и исследований должны присутствовать практически на каждом уроке химии и вне. Проект и исследование – это самостоятельное целенаправленное приобретение знаний, умений и навыков. При исследовательской и проектной деятельности нет готовых эталонов знаний, ведь просто услышанное и увиденное не запоминается и не вписывается в сознание современных подростков, а требует самостоятельного поиска, анализа и синтеза.

Дети сейчас более раскрепощенные, свободно выдвигающие и высказывающие свои идеи, мысли, гипотезы… «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту»[2, 97]. Конечно, не все 100% сидящих в классе, да этого и быть в принципе не должно. Все люди на земле не могут быть двигателями прогресса, иначе был бы хаос. Есть инициаторы идей, есть учащиеся, которые создают и выдвигают проблемы, формулируют цель и предлагают как действовать, видят конечный результат. То есть это дети, которые запускают механизм исследования, а остальные – исполнители, наблюдатели. Это как во взрослой жизни.

Особенно хорошо можно это можно использовать на практических занятиях. Вспомните, как вы оформляли работу по химии, биологии или физике: тема, цель, оборудование (и реактивы), ход работы и вывод. Но чем вам не проект или исследование? А если добавить проблему, объект и предмет исследования, задачи, теоретическое обоснование? Вот вам яркое применение технологии метода проектов и исследовательской деятельности. Вот вам и научная статья. Здесь можно и обучить ребят делать ссылки на используемую литературу и другие источники информации (пусть пока это будут учебники разных авторов, которые найдутся в кабинете учителя химии, Интернет ресурсы). Можно и найти время на озвучивание результатов, не просто сделать анализ выполненных работ учителем, а предложить самим ребятам лучших работ рассказать об исследовании, а в это время другие учащиеся могут рефлексировать свою деятельность.

Учитель при такой работе находится в режиме делового общения с детьми, должен иметь собственное стремление к исследовательской деятельности. Именно учителем задаются формы и условия исследовательской и проектной деятельности, благодаря которым у подростка формируется мотивация.

Конечно, это займет немного больше времени, когда всё это вводишь в свою практику, но результат не заставит себя долго ждать: к концу 9 класса большинство учащихся свободно ориентируются в постановке проблемы исходя из темы, умеют формулировать цель, ставить задачи, предлагать ход работы и предвидеть результат. Вот тогда можно и приступать уже к долгосрочным, более научным проектам и исследованиям.

В 9 классе предлагаю в рамках предпрофильной подготовки элективный курс «Металлы нашего организма», в основе которого лежит изучение влияния ионов металлов на организм человека. Продуктом элективного курса у ребят стало исследование почвы и воды реки Кара. Дело в том, что Усть-Карск – золотодобывающий поселок. В верховьях реки Кара добывают золото (а река Кара впадает в реку Шилка и протекает практически через весь поселок), а, как известно, что золото сопровождают ионы тяжелых металлов. Дети берут пробы почвы и воды и исследуют на присутствие таких ионов. Доказали, что ионы тяжелых металлов (свинец, ртуть и др.) присутствуют. Это кропотливый и довольно сложный метод работы на определение ионов металлов в растворе, но они относятся к этому очень ответственно, аккуратно работаю с реактивами, внимательно слушают и выполняют все инструкции. Причем на занятия они приходят готовы: поиск информации в Интернете – один из ведущих видов деятельности.

Большую роль играет и оснащенность исследовательской деятельности. В прошлом году в школу поступил кабинет химии. Сколько появилось желающих заниматься такой работой, ведь они же дети и всё новое и неопознанное их привлекает: мини-лаборатории, наличие мелкой, стеклянной посуды, реактивы и т.п.

И тут у них родилась идея: а как влияют ионы тяжелых металлов на рост и развитие растений? А ведь не зря? Потому что водой из реки Кара люди поливают свои растения в огороде.

Посадка культур, приготовление нужного раствора, и поливка, наблюдение и фиксирование наблюдений – для детей это становится привычным делом. В процессе этой деятельности они общаются, спорят, удивляются, а это уже другой уровень общения. Вот именно в таких ситуациях происходит развитие личности в двух направлениях: личностном и социальном. Ребята имеют свой собственный экспериментальный материал, на основании которого они делают анализ и выводы, открывают новые возможности для развития своей личности.

В процессе такой деятельности учащиеся должны уметь работать с рекомендованной литературой и средствами массовой информации, должны уметь разобраться и найти практическое подтверждение и объяснение. Один из внутренних мотивов, который побуждает к работе с Интернет источниками: действительно ли в Интернете достоверная информация?

Конечно, на этом исследования не заканчиваются. Ежегодно со своими работами вместе с другими учащимися школы выступают: на школьном уровне конкурс исследовательских и творческих работ «Вместе мы – сила!», на поселковом уровне конференция «Усть-Карск: проблемы и решение» (этот уровень для них важнее, чем какой либо другой, ведь здесь их могут услышать и увидеть не только родители, но и другие родственники и соседи!), муниципальный конкурс «Химия и жизнь».

Одна исследовательская деятельность порождает другую. И вновь у ребят родилась идея. У нас в поселке отходы после стирки, мытья посуды обычно выливают в огород: а как же в этом случае? Влияет ли на рост и развитие огородных культур синтетические моющие средства?

Девушек волнует качество косметики, средств личной гигиены. Дети создали проблемы и попросили помочь в её решении.

Естественно, объективно нового результата дети не получают, но они приобретают функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации позиции учащегося на основе самостоятельно полученных знаний. Эти знания для детей являются действительно новыми и значимыми.

Я согласна с А.В. Леонтович, что исследование имеет высокую ценность для современного образования: исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Но я бы добавила: и не только в деле развития творческих способностей, но и в развитии коммуникативных умений и навыков.

Больше в своей практике использую работу в группах. Исследовательской деятельностью у меня занимаются как мальчики, так и девочки. Наблюдаю, что мальчишки большие генераторы идей и способов действовать, а девчонки, как правило – реализуют! Впрочем, получается хорошо, они находят общий язык!!! А я считаю, что это один из путей вхождения в подростковую и взрослую культуру.

Д.И. Фельдштейн отметил, что подросток занимает объективное место в системе общественных связей, имеет внутреннюю позицию по отношению к разным сферам социальной и культурной действительности. Общаясь, она превращается в «устойчивую жизненную позицию» подростка, которая выступает «субъектом собственной активной деятельности» [3]

Литература

  1. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.-Воронеж, 1999. - С. 80.

  2. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1994. – С. 205.

  3. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.


























Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА"
  • Химия
Описание:

Исследовать окружающий мир ребёнок начинает с самого рождения. В начале становления личности ребенка на раннем этапе развития исследовательская деятельность протекает с целью познания  окружающего мира и закрепления общечеловеческих навыков, необходимых для жизни и нового исследования. Я так считаю, что в результате даже простых бессмысленных действий дитё получает почву для новых познавательных интересов. И так продолжалось бы всю жизнь! Но  ведь и маленький ребенок, ломая или разбирая какую-нибудь игрушку, ставит перед собой цель, он мыслит.

Автор Тарасова Оксана Сергеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 789
Номер материала 1750
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓