ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Оксана
Сергеевна Тарасова
учитель
химии первой категории
МОУ
«Усть-Карская СОШ» Сретенского района
Исследовать
окружающий мир ребёнок начинает с самого рождения. В начале становления
личности ребенка на раннем этапе развития исследовательская деятельность
протекает с целью познания окружающего мира и закрепления общечеловеческих
навыков, необходимых для жизни и нового исследования. Я так считаю, что в результате
даже простых бессмысленных действий дитё получает почву для новых
познавательных интересов. И так продолжалось бы всю жизнь! Но ведь и маленький
ребенок, ломая или разбирая какую-нибудь игрушку, ставит перед собой цель, он
мыслит.
Время
идёт, ребенок научился говорить, он получает знания, формируются навыки и
умения, к своей деятельности он начинает подходить осознанно. Самое главное,
необходимо оказаться рядом и помогать направлять его действия в нужное русло.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены на
основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению
окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование готовности
у обучающегося и способности самостоятельно, творчески осваивать и строить
другие способы действий в любой сфере человеческой культуры. Условием развития
человека помимо реальности самой природы является созданная им реальность
культуры. Культура – явление коллективное, исторически обусловленное,
сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме [1]. И ребенок в
исследовательской деятельности выступает как субъект и активный участник
реальности и культуры.
Мне
хочется рассказать об исследовательской деятельности обучающихся в нашей школе,
как мне удается создать ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и
ученика. В организации исследовательской и проектной деятельности я преследую
не только формирование исследовательских навыков, но и социализацию и
наработку социальной практики средствами исследовательской деятельности.
Конечно,
мне было очень трудно перестроится на уроки с использованием технологии
проектной и исследовательской деятельности, но познакомившись с
системно-деятельностным подходом в обучении, особенностями возраста подростков
21 века, я поняла, что элементы проектов и исследований должны присутствовать
практически на каждом уроке химии и вне. Проект и исследование – это
самостоятельное целенаправленное приобретение знаний, умений и навыков. При
исследовательской и проектной деятельности нет готовых эталонов знаний, ведь
просто услышанное и увиденное не запоминается и не вписывается в сознание
современных подростков, а требует самостоятельного поиска, анализа и синтеза.
Дети
сейчас более раскрепощенные, свободно выдвигающие и высказывающие свои идеи,
мысли, гипотезы… «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с
настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в
вопросах, не относящихся к актуальному моменту»[2, 97]. Конечно,
не все 100% сидящих в классе, да этого и быть в принципе не должно. Все люди на
земле не могут быть двигателями прогресса, иначе был бы хаос. Есть инициаторы
идей, есть учащиеся, которые создают и выдвигают проблемы, формулируют цель и
предлагают как действовать, видят конечный результат. То есть это дети, которые
запускают механизм исследования, а остальные – исполнители, наблюдатели. Это
как во взрослой жизни.
Особенно
хорошо можно это можно использовать на практических занятиях. Вспомните, как вы
оформляли работу по химии, биологии или физике: тема, цель, оборудование (и
реактивы), ход работы и вывод. Но чем вам не проект или исследование? А если
добавить проблему, объект и предмет исследования, задачи, теоретическое
обоснование? Вот вам яркое применение технологии метода проектов и
исследовательской деятельности. Вот вам и научная статья. Здесь можно и обучить
ребят делать ссылки на используемую литературу и другие источники информации
(пусть пока это будут учебники разных авторов, которые найдутся в кабинете
учителя химии, Интернет ресурсы). Можно и найти время на озвучивание
результатов, не просто сделать анализ выполненных работ учителем, а предложить
самим ребятам лучших работ рассказать об исследовании, а в это время другие
учащиеся могут рефлексировать свою деятельность.
Учитель
при такой работе находится в режиме делового общения с детьми, должен иметь
собственное стремление к исследовательской деятельности. Именно учителем
задаются формы и условия исследовательской и проектной деятельности, благодаря
которым у подростка формируется мотивация.
Конечно,
это займет немного больше времени, когда всё это вводишь в свою практику, но
результат не заставит себя долго ждать: к концу 9 класса большинство учащихся
свободно ориентируются в постановке проблемы исходя из темы, умеют
формулировать цель, ставить задачи, предлагать ход работы и предвидеть
результат. Вот тогда можно и приступать уже к долгосрочным, более научным
проектам и исследованиям.
В 9 классе предлагаю в рамках
предпрофильной подготовки элективный курс «Металлы нашего организма», в основе
которого лежит изучение влияния ионов металлов на организм человека. Продуктом
элективного курса у ребят стало исследование почвы и воды реки Кара. Дело в
том, что Усть-Карск – золотодобывающий поселок. В верховьях реки Кара добывают
золото (а река Кара впадает в реку Шилка и протекает практически через весь
поселок), а, как известно, что золото сопровождают ионы тяжелых металлов. Дети
берут пробы почвы и воды и исследуют на присутствие таких ионов. Доказали, что
ионы тяжелых металлов (свинец, ртуть и др.) присутствуют. Это кропотливый и
довольно сложный метод работы на определение ионов металлов в растворе, но они
относятся к этому очень ответственно, аккуратно работаю с реактивами,
внимательно слушают и выполняют все инструкции. Причем на занятия они приходят
готовы: поиск информации в Интернете – один из ведущих видов деятельности.
Большую роль играет и оснащенность
исследовательской деятельности. В прошлом году в школу поступил кабинет химии.
Сколько появилось желающих заниматься такой работой, ведь они же дети и всё
новое и неопознанное их привлекает: мини-лаборатории, наличие мелкой,
стеклянной посуды, реактивы и т.п.
И
тут у них родилась идея: а как влияют ионы тяжелых металлов на рост и развитие
растений? А ведь не зря? Потому что водой из реки Кара люди поливают свои
растения в огороде.
Посадка
культур, приготовление нужного раствора, и поливка, наблюдение и фиксирование
наблюдений – для детей это становится привычным делом. В процессе этой
деятельности они общаются, спорят, удивляются, а это уже другой уровень
общения. Вот именно в таких ситуациях происходит развитие личности в двух
направлениях: личностном и социальном. Ребята имеют свой собственный
экспериментальный материал, на основании которого они делают анализ и выводы,
открывают новые возможности для развития своей личности.
В
процессе такой деятельности учащиеся должны уметь работать с рекомендованной
литературой и средствами массовой информации, должны уметь разобраться и найти
практическое подтверждение и объяснение. Один из внутренних мотивов, который
побуждает к работе с Интернет источниками: действительно ли в Интернете
достоверная информация?
Конечно,
на этом исследования не заканчиваются. Ежегодно со своими работами вместе с
другими учащимися школы выступают: на школьном уровне конкурс исследовательских
и творческих работ «Вместе мы – сила!», на поселковом уровне конференция
«Усть-Карск: проблемы и решение» (этот уровень для них важнее, чем какой либо
другой, ведь здесь их могут услышать и увидеть не только родители, но и другие
родственники и соседи!), муниципальный конкурс «Химия и жизнь».
Одна
исследовательская деятельность порождает другую. И вновь у ребят родилась идея.
У нас в поселке отходы после стирки, мытья посуды обычно выливают в огород: а
как же в этом случае? Влияет ли на рост и развитие огородных культур
синтетические моющие средства?
Девушек волнует качество косметики,
средств личной гигиены. Дети создали проблемы и попросили помочь в её решении.
Естественно,
объективно нового результата дети не получают, но они приобретают
функциональные навыки исследования как универсального способа освоения
действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления,
активизации позиции учащегося на основе самостоятельно полученных знаний. Эти
знания для детей являются действительно новыми и значимыми.
Я
согласна с А.В. Леонтович, что исследование имеет высокую ценность для
современного образования: исследование как бескорыстный поиск истины
чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения.
Но я бы добавила: и не только в деле развития творческих способностей, но и в
развитии коммуникативных умений и навыков.
Больше
в своей практике использую работу в группах. Исследовательской деятельностью у
меня занимаются как мальчики, так и девочки. Наблюдаю, что мальчишки большие
генераторы идей и способов действовать, а девчонки, как правило – реализуют!
Впрочем, получается хорошо, они находят общий язык!!! А я считаю, что это один
из путей вхождения в подростковую и взрослую культуру.
Д.И.
Фельдштейн отметил, что подросток занимает объективное место в системе
общественных связей, имеет внутреннюю позицию по отношению к разным сферам
социальной и культурной действительности. Общаясь, она превращается в
«устойчивую жизненную позицию» подростка, которая выступает «субъектом
собственной активной деятельности» [3]
Литература
1. Мухина
В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.-Воронеж, 1999. - С. 80.
2. Пиаже
Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1994. – С.
205.
3. Фельдштейн
Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.